СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной деятельности по вязанию "Рукодельница"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности по вязанию "Рукодельница"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. НоваяБрянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru











Рабочая программа по вязанию «Рукодельница»



Группа: «Жемчужина»

Учебный год: 2018-2019

Воспитатели: Истомина Ирина Савельевна

Квалификация: 1 категория














с. Новая - Брянь


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком и спицами актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание стало любимым занятием многих.

Цель программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:

    • познакомить с историей и развитием художественного вязания;

    • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

    • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

    • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

    • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

  2. Воспитательные:

    • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

    • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

    • привить основы культуры труда.

  3. Развивающие:

    • развить образное мышление;

    • развить внимание;

    • развить моторные навыки;

    • развить творческие способности;

    • развить фантазию;

    • выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Рукодельница» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 12-17 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 68 часа занятий. В группенаходятся дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания, так и умеющие вязать.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с журналом, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.

В конце обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ


УМЕТЬ

Правила поведения,

ТБ.







Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.



Инструменты и материалы.









Основные приёмы вязания крючком, спицами, технику вязания.





















Основные способы вывязывания петель.



















Основы цветоведения.





Способы вязания по кругу.







Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.





Виды ручных трикотажных швов, их применение.



Последовательность изготовления изделий.





Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

Правила ухода за трикотажными изделиями.

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными инструментами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.





Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.





Правильно пользоваться вязальными инструментами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.





Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля.

Набор петель на спицах, лицевая петля, изнаночная петля, комбинации из них. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.







Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.













Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.



Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.





Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.





Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».



Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.



Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.





Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Дата проведения







1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.


1



2

Виды декоративно прикладного искусства Основы материаловедения.


1









3

Знакомства с основным узором вязания - воздушными петлями.



1


4

Основы цветоведения.



1



5

Знакомство с новым элементом вязания - полустолбиком



1


6

Отработка выполнения полу столбиков



1


7

Знакомство с новым элементом - столбиком с накидом



1


8

Отработка выполнения полу столбиков, столбиков с накидом



1


9

Вязание простых полотен из полу столбиков и столбиков с накидом.



1


10

Отработка вязания салфетки




2








11

Набор цепочки из воздушных петель



1


12

Вязание петель по кругу




1


13

Выполнение учащимися круга для стула



2


14

Декоративная корзинка.




2


15

Вывязывание прихватки




2


16

Обвязывание изделия, петля с накидом



1


17

Сувениры. Вывязывание петельки вешалки



1


18

Вязание спицами, история возникновения


1









19

Набор петель, образование начального ряда



1


20

Образование изнаночной петли, кромочная петля



1


21

Способы вязания лицевой петли



1


22

Особенности вязания изнаночных и лицевых петель



1


23

Вязание резинки 1х1




2


24

Вязание резинки 2х2




2


25

Декоративное панно.



2



26

Виды женского рукоделия



1



27

Вязание рисунка «Путанка»



2


28

Вязание английская резинка




2


29

Вязание футляра для сотового телефона.



2














30

Вязание детских пинеток




4


31


Вязание детских носочков





4


32


Вязание детской сумочки





2


33

Вязание детской игрушки




3


34

Вязание детских варежек




4


35

Шарфик.



2


36


Шапочка.



2



37

Вязание подростковых носков



4


38

Вязание подростковых тапочек



4


39

Итоговое занятие. Выставка лучших работ учащихся






Итого:

68

5

63


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

ТЕМА 2

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано­го полотна. Свойства трикотажного полотна.

Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.

ТЕМА 3

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полу петля, столбик без накида, полу столбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полу петля, столбик без накида, полу столбик, столбик с накидом.

I уровень. Вязание образцов.

II уровень. Вязание игрушек.

ТЕМА 4

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.

ТЕМА 5

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Символическое значе­ние цвета.

Практическая работа. Изображение круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

ТЕМА 6

САЛФЕТКА

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания салфетки. Два способа

Выполнения салфетки: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и салфетки для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание салфетки по предложенной схеме.

ТЕМА 7

ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливаем, пропитывание сахарным сиропом.

Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.

I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.

II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.

ТЕМА 8

СУВЕНИРЫ

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков. Подбор крючка и ниток.

Практическая работа. Расчет петель для футляра. Вязание и оформление изделий.



ТЕМА 9

КРУЖОК ДЛЯ СТУЛА

Теоретические сведения. Способы вязания кружка по выкройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения кружка. Запись выполнения кружка.

Практическая работа. Выполнение образцов для вязания

Вывязывание воротника.

ТЕМА 10

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО

Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.

Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.

ТЕМА 11

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания: набор петель, лицевая петля, изнаночная петля, накид, две петли, провязанные вместе.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: набор петель, лицевые петли, изнаночные петли, вывязывание полотна.

ТЕМА

12 ШАРФИК

Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цве­та в построении орнамента.

Практическая работа Проработка узора в виде резинки 1х1, 2х2, английской. Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.

I уровень. Вязание шарфика для куклы.

II уровень. Вязание шарфика на себя.

ТЕМА 13

ШАПОЧКА

Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление петель и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполне­ния узоров.

Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.

I уровень. Вязание шапочки для куклы.

II уровень. Вязание шапочки на себя.

ТЕМА 14

ВАРЕЖКИ

Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.

Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.

I уровень. Вязание варежек для куклы.

II уровень. Вязание варежек на себя.

ТЕМА 15

НОСКИ, ТАПОЧКИ

Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.

I уровень. Вязание изделий для куклы.

II уровень. Вязание изделий на себя.



ТЕМА 16

КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ

Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.

Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.

Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.

ТЕМА 17

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ уча­щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.





УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, спицами, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

  2. Наличие инструментов:

    • вязальные крючки различной толщины;

    • спицы различной толщины и длины;

    • ножницы;

    • швейные иглы;

    • булавки;

    • сантиметровая лента;

    • электрический утюг;

    • гладильная доска.

  3. Наличие материалов:

    • пряжа и нитки разной толщины и цветов;

    • фурнитура;

    • калька;

    • миллиметровая бумага;

  4. Специальная литература.

  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

    • таблица «Основные приёмы вязания»;

    • схемы изделий;

    • коллекции ниток;

    • образцы вязания;

    • изделия;

    • инструкционные карты;

    • дидактические карточки.













ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.

4. Журнал «Школа и производство».

5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

7. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

8. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.

9. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

10. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.

11. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

12. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

13. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

14. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.

15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.

16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.

20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.