МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 1 _____________ /Кривовяз Л.И./ ФИО «30» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 _________ /Казаков А.А./ ФИО Приказ № 45/17 от 01.09.2016г. | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире красоты»
Возраст детей – 7 –8 лет
Срок реализации 2016 – 2017г.
Учитель: Листарова Галина Владимировна
Демидов
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире красоты» для учащихся 1-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год. Программа переработана и дополнена. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Продолжительность занятий в 1 классе начальной школы строится из расчета: 33 часа(1 час в неделю). Объем учебного времени составляет 33 часа (теории –9 часов, практических работ –24часа).
Участники курса – дети от 7-8 лет. Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.
Актуальность и значимость обусловлена тем, что курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных – живопись, графика, скульптура;
конструктивных – архитектура, дизайн;
различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов;
постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространств искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с различными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся к художественному творчеству.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе занятий.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приемам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить применять термины, формулировать определения понятий, применяемых в опыте мастеров искусства.
Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности
Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 1-х классов, увлекающихся изоискусством и художественно-творческой деятельностью. Художественно-творческая деятельность рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах; индивидуально - коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ведущая форма организации занятий – практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической деятельности. Итоги занятий могут быть представлены в форме отчетной выставки с приглашением родителей, учащихся и учителей.
Результаты освоения программы курса «В мире красоты»
Личностные результаты:
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Содержание курса
1. Живопись
1 класс – 10 часов.
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.
Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных, птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.
Графика
1 класс –8 часов.
Знакомство с выразительными средствами этого искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приемы работы цветными карандашами и фломастерами.
Скульптура
1 класс – 4 часа.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
Аппликация
1 класс – 4 часа.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «Вырезная аппликация» дети осваивают прием работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например, с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем и более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами, создание простых композиций. Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков.
Бумажная пластика
1 класс – 3 часа.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских городков, качелей, фонариков. Проектная деятельность: «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги».
Работа с природным материалом
1 класс – 3 часа.
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дерна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объемных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».
Организация и обсуждение выставки детских работ
1 класс – 1 час.
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Живопись | 10 | 4 | 6 |
2. | Графика | 8 | 3 | 5 |
3. | Скульптура | 4 | 1 | 3 |
4. | Аппликация | 4 | 1 | 3 |
5. | Бумажная пластика | 3 | - | 3 |
6. | Работа с природным материалом | 3 | - | 3 |
7. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | - | 1 |
Итого: | 33 | 9 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов: (т. /пр.) | Дата прове-дения |
| Живопись | 10(4/6) | |
1. | Начальное представление об основах живописи. | 1 | |
2. | Получение цветового пятна без использования палитры. | 1 | |
3. | Изучение основных, теплых и холодных цветов. | 1 | |
4. | Контраст теплых и холодных цветов. | 1 | |
5. | Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской. | 1 | |
6. | Проведение экскурсии. | 1 | |
7. | Изображение пейзажей. | 1 | |
8. | Изображение сказочных животных. | 1 | |
9. | Изображение растений, трав. | 1 | |
10. | Выставка творческих работ. | 1 | |
| Графика | 8(3/5) | |
11. | Знакомство с выразительными средствами графики. | 1 | |
12. | Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. | 1 | |
13. | Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике. | 1 | |
14. | Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. | 1 | |
15. | Изображение трав. | 1 | |
16. | Изображение деревьев, веток. | 1 | |
17. | Изображение объектов природы и быта. | 1 | |
18. | Изображение насекомых. | 1 | |
| Скульптура | 4(1/3) | |
19. | Скульптура - трехмерное изображение в пространстве. Выразительные возможности глиной. | 1 | |
20. | Лепка отдельных фруктов. | 1 | |
21. | Лепка овощей. | 1 | |
22. | Лепка животных. | 1 | |
| Аппликация | 4(1/3) | |
23. | Материалы, используемые в техниках вырезной и обрывной аппликации. | 1 | |
24. | Работа с засушенными цветами, листьями, травами, создание простых композиций. | 1 | |
25. | Создание тематической композиции из фантиков. | 1 | |
26. | Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». | 1 | |
| Бумажная пластика | 3(0/3) | |
27. | Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей. | 1 | |
28. | Сминание бумаги с целью получения отдельных предметов пышных форм. | 1 | |
29. | Проектная деятельность: «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги». | 1 | |
| Работа с природным материалом | 3(0/3) | |
30. | Экскурсия. Сбор природных материалов. | 1 | |
31. | Разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала. | 1 | |
32. | Изображение уголков природы. | 1 | |
| Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | |
33. | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | |
| Итого: | 33 | |
Список литературы:
Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
Неменский Б.М. педагогика искусства./ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – (Библиотека учителя)
Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15).
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 1 _____________ /Кривовяз Л.И./ ФИО «___»_______________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 ___________ /Казаков А.А./ ФИО Приказ № 43 от 30.08.2016г. | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире красоты»
Возраст детей – 9 –10 лет
Срок реализации 2016 – 2017г.
Учитель: Листарова Галина Владимировна
Демидов
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире красоты» для учащихся 3-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год. Программа переработана и дополнена. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Продолжительность занятий в 3 классе начальной школы строится из расчета: 34 часа(1 час в неделю). Объем учебного времени составляет 34 часа (теории –3 часа, практических работ –31час).
Участники курса – дети от 9-10 лет. Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.
Актуальность и значимость обусловлена тем, что курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных – живопись, графика, скульптура;
конструктивных – архитектура, дизайн;
различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов;
постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространств искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с различными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся к художественному творчеству.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе занятий.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приемам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить применять термины, формулировать определения понятий, применяемых в опыте мастеров искусства.
Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности
Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 3-х классов, увлекающихся изоискусством и художественно-творческой деятельностью. Художественно-творческая деятельность рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах; индивидуально - коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ведущая форма организации занятий – практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической деятельности. Итоги занятий могут быть представлены в форме отчетной выставки с приглашением родителей, учащихся и учителей.
Результаты освоения программы курса «В мире красоты»
Личностные результаты:
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Содержание курса
Рисование по памяти и по представлению – 20 часов
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета, до этого времен известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные. Поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописными приемами подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа:
изображение с натуры объектов природы: цветов, листьев, веток, плодов, насекомых, игрушек, сказочных героев.
Работа с природным материалом – 3 часа
Знакомство с природными материалами, например, с засушенными цветами, листьями, плодами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами, создание простых композиций.
Лепка из пластилина и глины – 4 часа
Развитие навыка использования основных приемов работы: защипка, заминание, вдавливание и т.д. пластилином. Работа с пластикой плоской формы: изображение листьев, изучение приемов передачи в объемной форме.
Практическая работа: лепка листьев и объемных форм – ваз.
Изображение лежащих фигурок животных. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры – создание следов с помощью инструментов.
Практическая работа: лепка лежащих животных, декоративных украшений. Приемы продавливания карандашом, передача фактуры
Выполнение задания – 4 часа
Знакомство с выразительностью симметричного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изготовление новогодних карнавальных масок.
Знакомство. Материалы ИКТ – 3 часа
Знакомство с основными жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Заочное путешествие в картинную галерею, где представлены работы отечественных и зарубежных художников разных жанров.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Рисование по памяти и по представлению | 20 | | 20 |
2. | Работа с природным материалом | 2 | - | 2 |
3. | Лепка из пластилина и глины | 5 | - | 5 |
4. | Выполнение задания | 4 | - | 4 |
5. | Знакомство. Материалы ИКТ | 3 | 3 | - |
Итого: | 34 | 3 | 31 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов: (т. /пр.) | Дата прове-дения |
1. 2. | Осень в саду Осень в саду | 2(0/2) | |
3. 4. | Осенние листья Осенние листья | 2(0/2) | |
5. 6. | Иллюстрация к сказке «Репка» Иллюстрация к сказке «Репка» | 2(0/2) | |
7. 8. | Любимый конструктор из плодов и листьев Любимый конструктор из плодов и листьев | 2(0/2) | |
9. | Сказочная веточка | 1(0/1) | |
10. 11. | Насекомые везде Насекомые везде | 2 (0/2) | |
12. | Народные игрушки | 1(0/1) | |
13. | Иллюстрируем сказки А.С. Пушкина | 1(0/1) | |
14. | Художник в цирке | 1(0/1) | |
15. | Художник в театре | 1(0/1) | |
16. 17. | Школьный карнавал (маски) Школьный карнавал (маски) | 2(0/2) | |
18. | Афиша и плакат | 1(0/1) | |
19. 20. 21. | Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» | 3(0/3) | |
22. 23. | Роспись сказочных сосудов Роспись сказочных сосудов | 2 (0/2) | |
24. 25. 26. 27. | Любимые игрушки Любимые игрушки Любимые игрушки Любимые игрушки | 4(0/4) | |
28. | Картина – пейзаж | 1(1/0) | |
29. | Картина – натюрморт | 1(1/0) | |
30. | Картина – портрет | 1(1/0) | |
31. 32. | Предметы быта Предметы быта | 2 (0/2) | |
33. 34. | Коврик на стене, коврик под ногами Коврик на стене, коврик под ногами | 2(0/2) | |
| Итого: | 34 | |
Список литературы:
Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
Неменский Б.М. педагогика искусства./ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – (Библиотека учителя)
Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15).
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 1 _____________ /Кривовяз Л.И./ ФИО «___»_______________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 ________________/Казаков А.А./ ФИО Приказ № 43 от 30.08.2016г. | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире красоты»
Возраст детей – 10 –11 лет
Срок реализации 2016 – 2017г.
Учитель: Листарова Галина Владимировна
Демидов
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире красоты» для учащихся 4-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год. Программа переработана и дополнена. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Продолжительность занятий в 4 классе начальной школы строится из расчета: 34 часа(1 час в неделю). Объем учебного времени составляет 34 часа (теории –5 часов, практических работ –29 часов).
Участники курса – дети от 10-11 лет. Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.
Актуальность и значимость обусловлена тем, что курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных – живопись, графика, скульптура;
конструктивных – архитектура, дизайн;
различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов;
постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространств искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с различными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся к художественному творчеству.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе занятий.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приемам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить применять термины, формулировать определения понятий, применяемых в опыте мастеров искусства.
Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности
Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 4-х классов, увлекающихся изоискусством и художественно-творческой деятельностью. Художественно-творческая деятельность рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах; индивидуально - коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ведущая форма организации занятий – практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической деятельности. Итоги занятий могут быть представлены в форме отчетной выставки с приглашением родителей, учащихся и учителей.
Результаты освоения программы курса «В мире красоты»
Личностные результаты:
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Содержание курса
Рисование с натуры – 2 часа Рисование по памяти и по представлению – 6 часов
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о темном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Лепка из пластилина – 4 часа
Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
Аппликация – 6 часов
Продолжение освоения техники обрывной и вырезной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приемом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
Трансформация плоского листа бумаги и картона, освоение его возможностей: сгибание, складывание, надрезание, склеивание частей с целью получения заданного образа объемной модели.
Практическая работа: моделирование домов, машин, детских городков. Проектная деятельность: коллективные работы.
Работа с тестом - 7 часов
Знакомство с выразительными возможностями нового мягкого материала для лепки – соленое тесто. Развитие навыка использования основных приемов работы: защипка, заминание, вдавливание и т.д. соленым тестом. Работа с пластикой плоской формы: изображение липестков, изучение приемов передачи в объемной форме. Практическая работа: лепка отдельных предметов: солнышко-оберег, розочка, лепка животных.
Комбинированная работа – 4 часа
Работа с природным материалом, пластилином, соленым тестом(по выбору), с бумагой и картоном. Использование разных видов аппликации из бумаги.
Практическая работа: Проектная деятельность: коллективные работы.
Беседа об искусстве – 1 час
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения, как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
|
| Рисование с натуры | 2 | | 2 |
2. | Рисование по памяти и по представлению | 6 | | 6 |
3. | Лепка из пластилина | 4 | 1 | 3 |
4. | Аппликация | 6 | 1 | 5 |
5. | Работа с бумагой и картоном. | 4 | 1 | 3 |
6. | Лепка из соленого теста | 7 | 1 | 6 |
7. | Комбинированная работа | 4 | | 4 |
8. | Беседа об искусстве | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов: (т. /пр.) | Дата прове-дения |
1. 2. | Русский пряник Русский пряник | 2(0/2) | |
3. 4. | Русские народные сказки Русские народные сказки | 2(0/2) | |
5. 6. | Предметы быта Предметы быта | 2(0/2) | |
7. 8. | «Слава спорту» «Слава спорту» | 2(0/2) | |
9. 10.11.12. | Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» | 4(1/3) | |
13.14. | Аппликация «Волшебные кусочки» Аппликация «Волшебные кусочки» | 2 | |
15.16. | Аппликация «Четкие и ровные» Аппликация «Четкие и ровные» | 2 | |
17.18. | Аппликация «Солнце над морем» Аппликация «Солнце над морем» | 2 | |
19.20. | Моделирование из бумаги. Модели домов Моделирование из бумаги. Модели домов | 2 | |
21.22. | Моделирование из бумаги. Машины Моделирование из бумаги. Машины | 2 | |
23.24. | Лепка из соленого теста: солнышко - оберег Лепка из соленого теста: солнышко - оберег | 2 | |
25.26. | Лепка из соленого теста: розочка Лепка из соленого теста: розочка | 2 | |
27.28. | Лепка из соленого теста: лягушка Лепка из соленого теста: лягушка | 2 | |
29. | Лепка из соленого теста: роспись по тесту | 1 | |
30.31. | Составление сюжетной композиции: «В лесу» | 2 | |
32.33. | Составление сюжетной композиции: «Чудесная сказка» | 2 | |
34. | «Красота вокруг нас» | 1 | |
| Итого: | 34 | |
Список литературы:
Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.
Неменский Б.М. педагогика искусства./ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – (Библиотека учителя)
Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».