СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" 1 - 4 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире красоты" для учащихся 1 - 4 классов начальной школы, составленная на основе примерной программы по внеурочной деятельности ФГОС второго поколения начального и основного образования "Смотрю на мир глазами художника" автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" 1 - 4 классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



«Рассмотрено»


на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ СШ № 1

_____________ /Кривовяз Л.И./

ФИО


«30» августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 1

_________ /Казаков А.А./

ФИО

Приказ № 45/17 от 01.09.2016г.








Рабочая программа


внеурочной деятельности


«В мире красоты»


Возраст детей – 7 –8 лет


Срок реализации 2016 – 2017г.


Учитель: Листарова Галина Владимировна








Демидов

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире красоты» для учащихся 1-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год. Программа переработана и дополнена. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Продолжительность занятий в 1 классе начальной школы строится из расчета: 33 часа(1 час в неделю). Объем учебного времени составляет 33 часа (теории –9 часов, практических работ –24часа).

Участники курса – дети от 7-8 лет. Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.

Актуальность и значимость обусловлена тем, что курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:

  • изобразительных – живопись, графика, скульптура;

  • конструктивных – архитектура, дизайн;

  • различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов;

  • постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространств искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с различными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся к художественному творчеству.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе занятий.

Цель программы:

Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить применять термины, формулировать определения понятий, применяемых в опыте мастеров искусства.

Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности

Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 1-х классов, увлекающихся изоискусством и художественно-творческой деятельностью. Художественно-творческая деятельность рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.



Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах; индивидуально - коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ведущая форма организации занятий – практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической деятельности. Итоги занятий могут быть представлены в форме отчетной выставки с приглашением родителей, учащихся и учителей.

Результаты освоения программы курса «В мире красоты»

Личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

Содержание курса

1. Живопись

1 класс – 10 часов.

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных, птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

  1. Графика

1 класс –8 часов.

Знакомство с выразительными средствами этого искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приемы работы цветными карандашами и фломастерами.

  1. Скульптура

1 класс – 4 часа.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.

  1. Аппликация

1 класс – 4 часа.

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «Вырезная аппликация» дети осваивают прием работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например, с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем и более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами, создание простых композиций. Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков.

  1. Бумажная пластика

1 класс – 3 часа.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских городков, качелей, фонариков. Проектная деятельность: «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги».

  1. Работа с природным материалом

1 класс – 3 часа.

В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дерна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объемных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».

  1. Организация и обсуждение выставки детских работ

1 класс – 1 час.

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория


Практика

1.

Живопись

10

4

6

2.

Графика

8

3

5

3.

Скульптура

4

1

3

4.

Аппликация

4

1

3

5.

Бумажная пластика

3

-

3

6.

Работа с природным материалом

3

-

3

7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

-

1

Итого:

33

9

24

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов: (т. /пр.)

Дата прове-дения


Живопись

10(4/6)


1.

Начальное представление об основах живописи.

1


2.

Получение цветового пятна без использования палитры.

1


3.

Изучение основных, теплых и холодных цветов.

1


4.

Контраст теплых и холодных цветов.

1


5.

Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

1


6.

Проведение экскурсии.

1


7.

Изображение пейзажей.

1


8.

Изображение сказочных животных.

1


9.

Изображение растений, трав.

1


10.

Выставка творческих работ.

1



Графика

8(3/5)


11.

Знакомство с выразительными средствами графики.

1


12.

Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал.

1


13.

Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике.

1


14.

Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

1


15.

Изображение трав.

1


16.

Изображение деревьев, веток.

1


17.

Изображение объектов природы и быта.

1


18.

Изображение насекомых.

1



Скульптура

4(1/3)


19.

Скульптура - трехмерное изображение в пространстве. Выразительные возможности глиной.

1


20.

Лепка отдельных фруктов.

1


21.

Лепка овощей.

1


22.

Лепка животных.

1



Аппликация

4(1/3)


23.

Материалы, используемые в техниках вырезной и обрывной аппликации.

1


24.

Работа с засушенными цветами, листьями, травами, создание простых композиций.

1


25.

Создание тематической композиции из фантиков.

1


26.

Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации».

1



Бумажная пластика

3(0/3)


27.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей.

1


28.

Сминание бумаги с целью получения отдельных предметов пышных форм.

1


29.

Проектная деятельность: «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги».

1



Работа с природным материалом

3(0/3)


30.

Экскурсия. Сбор природных материалов.

1


31.

Разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала.

1


32.

Изображение уголков природы.

1



Организация и обсуждение выставки детских работ

1


33.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1



Итого:

33


Список литературы:


  1. Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  2. Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  3. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  4. Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  5. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.

  7. Неменский Б.М. педагогика искусства./ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – (Библиотека учителя)

  8. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.

  9. Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

  10. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  11. Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  12. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

  13. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15).

  14. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



«Рассмотрено»


на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ СШ № 1

_____________ /Кривовяз Л.И./

ФИО


«___»_______________2016г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 1

___________ /Казаков А.А./

ФИО

Приказ № 43 от 30.08.2016г.








Рабочая программа


внеурочной деятельности


«В мире красоты»


Возраст детей – 9 –10 лет


Срок реализации 2016 – 2017г.


Учитель: Листарова Галина Владимировна









Демидов

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире красоты» для учащихся 3-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год. Программа переработана и дополнена. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Продолжительность занятий в 3 классе начальной школы строится из расчета: 34 часа(1 час в неделю). Объем учебного времени составляет 34 часа (теории –3 часа, практических работ –31час).

Участники курса – дети от 9-10 лет. Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.

Актуальность и значимость обусловлена тем, что курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:

  • изобразительных – живопись, графика, скульптура;

  • конструктивных – архитектура, дизайн;

  • различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов;

  • постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространств искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с различными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся к художественному творчеству.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе занятий.

Цель программы:

Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить применять термины, формулировать определения понятий, применяемых в опыте мастеров искусства.

Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности

Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 3-х классов, увлекающихся изоискусством и художественно-творческой деятельностью. Художественно-творческая деятельность рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.



Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах; индивидуально - коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ведущая форма организации занятий – практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической деятельности. Итоги занятий могут быть представлены в форме отчетной выставки с приглашением родителей, учащихся и учителей.

Результаты освоения программы курса «В мире красоты»

Личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

Содержание курса

  1. Рисование по памяти и по представлению – 20 часов

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета, до этого времен известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные. Поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописными приемами подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа:

изображение с натуры объектов природы: цветов, листьев, веток, плодов, насекомых, игрушек, сказочных героев.

  1. Работа с природным материалом – 3 часа

Знакомство с природными материалами, например, с засушенными цветами, листьями, плодами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами, создание простых композиций.

  1. Лепка из пластилина и глины – 4 часа

Развитие навыка использования основных приемов работы: защипка, заминание, вдавливание и т.д. пластилином. Работа с пластикой плоской формы: изображение листьев, изучение приемов передачи в объемной форме.

Практическая работа: лепка листьев и объемных форм – ваз.

Изображение лежащих фигурок животных. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры – создание следов с помощью инструментов.

Практическая работа: лепка лежащих животных, декоративных украшений. Приемы продавливания карандашом, передача фактуры

  1. Выполнение задания – 4 часа

Знакомство с выразительностью симметричного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изготовление новогодних карнавальных масок.

  1. Знакомство. Материалы ИКТ – 3 часа

Знакомство с основными жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Заочное путешествие в картинную галерею, где представлены работы отечественных и зарубежных художников разных жанров.


Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Рисование по памяти и по представлению

20


20

2.

Работа с природным материалом

2

-

2

3.

Лепка из пластилина и глины

5

-

5

4.

Выполнение задания

4

-

4

5.

Знакомство. Материалы ИКТ

3

3

-

Итого:

34

3

31

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов: (т. /пр.)

Дата прове-дения

1. 2.

Осень в саду Осень в саду

2(0/2)


3. 4.

Осенние листья Осенние листья

2(0/2)


5. 6.

Иллюстрация к сказке «Репка» Иллюстрация к сказке «Репка»

2(0/2)


7. 8.

Любимый конструктор из плодов и листьев Любимый конструктор из плодов и листьев

2(0/2)


9.

Сказочная веточка

1(0/1)


10. 11.

Насекомые везде Насекомые везде

2 (0/2)


12.

Народные игрушки

1(0/1)


13.

Иллюстрируем сказки А.С. Пушкина

1(0/1)


14.

Художник в цирке

1(0/1)


15.

Художник в театре

1(0/1)


16. 17.

Школьный карнавал (маски) Школьный карнавал (маски)

2(0/2)


18.

Афиша и плакат

1(0/1)


19. 20. 21.

Лепка из пластилина «Волшебный пластилин»

3(0/3)


22. 23.

Роспись сказочных сосудов Роспись сказочных сосудов

2 (0/2)


24. 25. 26. 27.

Любимые игрушки Любимые игрушки Любимые игрушки Любимые игрушки

4(0/4)


28.

Картина – пейзаж

1(1/0)


29.

Картина – натюрморт

1(1/0)


30.

Картина – портрет

1(1/0)


31. 32.

Предметы быта Предметы быта

2 (0/2)


33. 34.

Коврик на стене, коврик под ногами Коврик на стене, коврик под ногами

2(0/2)



Итого:

34


Список литературы:


  1. Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  2. Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  3. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  4. Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  5. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.

  7. Неменский Б.М. педагогика искусства./ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – (Библиотека учителя)

  8. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.

  9. Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

  10. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  11. Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  12. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

  13. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15).

  14. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

г. ДЕМИДОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



«Рассмотрено»


на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ СШ № 1

_____________ /Кривовяз Л.И./

ФИО


«___»_______________2016г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 1

________________/Казаков А.А./

ФИО

Приказ № 43 от 30.08.2016г.








Рабочая программа


внеурочной деятельности


«В мире красоты»


Возраст детей – 10 –11 лет


Срок реализации 2016 – 2017г.


Учитель: Листарова Галина Владимировна








Демидов

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире красоты» для учащихся 4-х классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, М.: Просвещение, 2011год. Программа переработана и дополнена. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «В мире красоты» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Продолжительность занятий в 4 классе начальной школы строится из расчета: 34 часа(1 час в неделю). Объем учебного времени составляет 34 часа (теории –5 часов, практических работ –29 часов).

Участники курса – дети от 10-11 лет. Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.

Актуальность и значимость обусловлена тем, что курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:

  • изобразительных – живопись, графика, скульптура;

  • конструктивных – архитектура, дизайн;

  • различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов;

  • постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространств искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с различными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся к художественному творчеству.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе занятий.

Цель программы:

Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить применять термины, формулировать определения понятий, применяемых в опыте мастеров искусства.

Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности

Преподавание курса «В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 4-х классов, увлекающихся изоискусством и художественно-творческой деятельностью. Художественно-творческая деятельность рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.



Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа в группах; индивидуально - коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ведущая форма организации занятий – практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической деятельности. Итоги занятий могут быть представлены в форме отчетной выставки с приглашением родителей, учащихся и учителей.

Результаты освоения программы курса «В мире красоты»

Личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

Содержание курса

  1. Рисование с натуры – 2 часа Рисование по памяти и по представлению – 6 часов

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о темном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

  1. Лепка из пластилина – 4 часа

Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

  1. Аппликация – 6 часов

Продолжение освоения техники обрывной и вырезной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приемом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.


  1. Работа с бумагой и картоном – 4 часа

Трансформация плоского листа бумаги и картона, освоение его возможностей: сгибание, складывание, надрезание, склеивание частей с целью получения заданного образа объемной модели.

Практическая работа: моделирование домов, машин, детских городков. Проектная деятельность: коллективные работы.

  1. Работа с тестом - 7 часов

Знакомство с выразительными возможностями нового мягкого материала для лепки – соленое тесто. Развитие навыка использования основных приемов работы: защипка, заминание, вдавливание и т.д. соленым тестом. Работа с пластикой плоской формы: изображение липестков, изучение приемов передачи в объемной форме. Практическая работа: лепка отдельных предметов: солнышко-оберег, розочка, лепка животных.


  1. Комбинированная работа – 4 часа

Работа с природным материалом, пластилином, соленым тестом(по выбору), с бумагой и картоном. Использование разных видов аппликации из бумаги.

Практическая работа: Проектная деятельность: коллективные работы.

  1. Беседа об искусстве – 1 час

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения, как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.


Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика


Рисование с натуры

2


2

2.

Рисование по памяти и по представлению

6


6

3.

Лепка из пластилина

4

1

3

4.

Аппликация

6

1

5

5.

Работа с бумагой и картоном.

4

1

3

6.

Лепка из соленого теста

7

1

6

7.

Комбинированная работа

4


4

8.

Беседа об искусстве

1

1

-

Итого:

34

5

29


Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов: (т. /пр.)

Дата прове-дения

1. 2.

Русский пряник Русский пряник

2(0/2)


3. 4.

Русские народные сказки Русские народные сказки

2(0/2)


5. 6.

Предметы быта Предметы быта

2(0/2)


7. 8.

«Слава спорту» «Слава спорту»

2(0/2)


9. 10.11.12.

Лепка из пластилина «Волшебный пластилин» Лепка из пластилина «Волшебный пластилин»

4(1/3)


13.14.

Аппликация «Волшебные кусочки» Аппликация «Волшебные кусочки»

2


15.16.

Аппликация «Четкие и ровные» Аппликация «Четкие и ровные»

2


17.18.

Аппликация «Солнце над морем» Аппликация «Солнце над морем»

2


19.20.

Моделирование из бумаги. Модели домов Моделирование из бумаги. Модели домов

2


21.22.

Моделирование из бумаги. Машины Моделирование из бумаги. Машины

2


23.24.

Лепка из соленого теста: солнышко - оберег Лепка из соленого теста: солнышко - оберег

2


25.26.

Лепка из соленого теста: розочка Лепка из соленого теста: розочка

2


27.28.

Лепка из соленого теста: лягушка Лепка из соленого теста: лягушка

2


29.

Лепка из соленого теста: роспись по тесту

1


30.31.

Составление сюжетной композиции: «В лесу»

2


32.33.

Составление сюжетной композиции: «Чудесная сказка»

2


34.

«Красота вокруг нас»

1



Итого:

34


Список литературы:

  1. Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  2. Коротеева Е.И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  3. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  4. Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  5. Коротеева Е.И. Озорные подружки – нитки: аппликация из ниток./ Е.И. Коротеева. М.: Просвещение, 2009.

  6. Неменский Б.М. педагогика искусства./ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – (Библиотека учителя)

  7. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.

  8. Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

  9. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  10. Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  11. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

  12. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».