Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
5-8 класс
Направление внеурочной деятельности: общекультурные
Составитель :Сафронова Татьяна Павловна
учитель музыки.
Содержание
Пояснительная записка________________________________________3
Планируемые результаты освоения учебного материала____________6
Содержание учебного материала_______________________________12
Тематическое планирование___________________________________15
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-8 класса «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта Содержание программы «Творческая мастерская» является продолжением изучения
смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пастиж, декупаж, скрапбукинг, шитье кукол и т.д Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности,
пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению
обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания коллективной
работы;
-знакомству с историей создания кукол, пастиж, скрапбукинг, декупаж и т.д
кукол, народными традициями в данных областях.
Концепция (основная идея) программы
Программа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с соломкой, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, а также творческих способностей. Сочетание занятий практических и выставками позволяет расширить кругозор ребят. Программа рассчитана на детей от 11 до 15 лет. Программа «Творческая мастерская» является программой декоративно-прикладное искусство. Основная форма внеурочной деятельности – погружение, особенностями которого является проведение занятий, объединенных общей темой художественной направленности. Программа предусматривает сочетание работы по углубленному изучению в разных техниках.
Средствами декоративно-прикладного искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.
Работа в разных техниках требует постепенного знакомства с особенностями ремесла, аккуратности исполнения, отработки и совершенствования навыков ручной работы.
Новизна и актуальность программы
Новизна программы состоит в том, что, в процессе занятий учащиеся получают новые знания в разных техниках за рамками школьной программы и при этом получают возможность реализовать свои творческие способности.
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Цель программы:
углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края, особенностях декоративно-прикладного творчества
воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию исамоопределению впроцессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи курса:
формирование человека, любящего свою малую Родину, чувства ответственности за судьбу России и своего Каратузского района.
развитие познавательного интереса к изучению культуры родного края
расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
приобщать школьников к народному искусству;
реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет обучения: (5-8 классы).
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 272 часа, по 68 часов на каждый год обучения в течение пяти лет (2 часа в неделю).
Формы организации занятий
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. В конце каждого раздела программы предусмотрена выставка творческих работ учащих.
Учебное занятие в рамках «Творческая мастерская» предполагает реализацию целей по формированию метапредметных компетенций на всех этапах деятельности.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Планируемые результаты освоения учебного материала.
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- интерес к предметно-исследовательской деятельности в творческой мастерской;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в творческой мастерской. ;
- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.
Метапредметными результатами:
Регулятивные
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-соотнесение целей с возможностями
-определение временных рамок
-определение шагов решения задачи
-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
● планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
● постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
● разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные
-умение задавать вопросы
-умение получать помощь
-умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
-построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
-умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
-способность принять другую точку зрения, отличную от своей
-способность работать в команде;
-выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты:
-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
-соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-дизайнерское проектирование технического изделия;
-моделирование художественного оформления объекта труда;
-разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
-развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогу изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (68ч)
Вводное занятие 1 час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Декупаж 11 час
Теоретические сведения: Основные материалы и инструменты.
История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе
Практическая работа:Приклеивание салфетки классическим способом.Декор металлической баночки. Приемы декорирования.
Скрапбукинг 10час
Теоретические сведения:что это такое? История возникновения скрапбукинга. Инструменты и материалы, необходимые для скрапбукинга.
Практическая работа: изготовление открыток в разных техниках.
Пастеж10час
Теоретические сведения: что это такое? История возникновения пастежа. Инструменты и материалы, необходимые для пастежа.
Практическая работа: изготовление заколок для волос. Техники выполнения.
Заключительное занятие 2 час
Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.
6 класс(68ч)
Вводное занятие 1 час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Папье маше 11 час
Теоретические сведения: Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше. Технология изготовления предметов из папье-маше. Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше.
Практическая работа: изготовление различных изделий.
Искусство Кинусайга 10 час
Теоретические сведения: что это такое? История возникновения канусайга. Инструменты и материалы, необходимые для канусайга.
Практическая работа: изготовление картин на пенопласте.
Холодный фарфор 10 час
Теоретические сведения: история возникновения. Техники выполнения холодного фарфора. Изделия из него.
Практическая работа:изготовление не сложных элементов цветов по технологическим картам.
Заключительное занятие 2 час
Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.
7 класс(68ч)
Вводное занятие 1час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Изготовление кукол 16 час
Теоретические сведения: эскизы, выкройки, история возникновения кукол, выбор материала.
Практическая работа:выполнение эскизов кукол, раскрой изделия на ткани, поэтапное выполнение куклы.
Холодный фарфор 15 час
Теоретические сведения: выбор изделия, последовательность изготовления, эскизы.
Практическая работа:изготовление эскизов цветов, выполнение последовательность изготовление изделия.
Заключительное занятие 2 час
Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.
8 класс(68ч)
Вводное занятие 1 час
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Холодный фарфор 10 час
Теоретические сведения: выбор изделия, последовательность изготовления, эскизы.
Практическая работа: изготовление эскизов цветов, выполнение последовательность изготовление изделия.
Пастеж11 час
Теоретические сведения: выбор заколок, эскизы.
Практическая работа:зарисовка эскизов, выбор материалов. Поэтапное выполнение заколок.
Тематическое планирование
5 класс
№/п | Название темы |
| Вводное занятие 1 час |
| Декупаж 11 час |
| Скрапбукинг 10 час |
| Пастеж10 час |
| Заключительное занятие 2 час |
6 класс
№/п | Название темы |
| Вводное занятие 1 час |
| Папье маше 11 час |
| Искусство Кинусайга 10 час |
| Холодный фарфор10 час |
| Заключительное занятие 2 час |
7 класс
№/п | Название темы |
| Вводное занятие 1 час |
| Изготовление кукол 16 час |
| Холодный фарфор 15 час |
| Заключительное занятие 2 час |
8 класс
№/п | Название темы |
| Вводное занятие 1 час |
| Холодный фарфор 10 час |
| Пастеж11 час |
| Ажурная проволока. 10 час |
| Заключительное занятие 2 час |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
2020-2021 учебный год
Составитель: Сафронова Татьяна Павловна
учитель музыки.
5 класс
№/п | дата | Название темы |
Вводное занятие 1 часа |
| | «Мы знакомимся». Презентация. |
Декупаж 11 часа |
| | Выбор материала и инструмента. |
| | Декор металлической баночки. |
| | Декор металлической баночки. |
| | Декупаж стеклянной вазы. |
| | Декупаж стеклянной вазы. |
| | Декупаж на дереве. |
| | Декупаж шкатулок. |
| | Декупаж шкатулок. |
| | Декор стеклянных банок. |
| | Декор стеклянных банок. |
| | Выставка работ. |
Скрапбукинг 10 часа |
| | Выбор материала и инструмента. |
| | Изготовление открыток |
| | Изготовление открыток |
| | Изготовление открыток, коробок. |
| | Изготовление открыток, коробок. |
| | Изготовление фото-календаря. |
| | Изготовление календаря. |
| | Изготовление мини фотоальбома. |
| | Изготовление мини фотоальбома. |
| | Выставка работ. |
Пастеж10 |
| | Выбор материала и инструмента. |
| | Изготовление цветов. |
| | Изготовление цветов. |
| | Изготовление цветов. |
| | Изготовление украшений для волос. Составление эскиза. |
| | Изготовление украшенийпо эскизу. |
| | Окончательная отделка украшения. |
| | Виды причесок, кос. |
| | Оформление причесок с пастижами. |
| | Оформление причесок с пастижами. |
Заключительное занятие 2 |
| | Подготовка к выставке работ. |
| | Выставка работ |
7 класс
№/п | дата | Название темы |
Вводное занятие 1 |
| | «Мы знакомимся». Презентация. |
Изготовление кукол 16 |
| | Выполнение эскиза желаемой куклы. |
| | Изготовление выкроек куклы, одежды. |
| | Перенос выкроек на выбранные ткани. |
| | Раскрой выкроек. |
| | Смётывание деталей куклы. |
| | Стачивание деталей кукла. |
| | Изготовление каркаса из проволоки для куклы. |
| | Соединение каркаса с телом, набивка куклы. |
| | Смётывание детали одежды для куклы. |
| | Смётывание детали одежды для куклы. |
| | Стачивание детали одежды. |
| | Стачивание детали одежды. |
| | Оформление прически. |
| | Оформление лица. |
| | Окончательная подготовка и формирование куклы. |
| | Выставка работ |
Холодный фарфор 15 |
| | Выбор материала и инструмента. |
| | Выполнение эскизов желаемого изделия картины, цветов. |
| | Технология изготовления холодно фарфора. |
| | Изготовление холодно фарфора. |
| | Выбор начало изготовления изделия. |
| | Технология изготовления цветов. |
| | Выбор и изготовления, формирования цветов. |
| | Поэтапное изготовление выбранного изделия |
| | Изготовление цветов для картины. |
| | Изготовление цветов. |
| | Изготовление цветов. |
| | Соединение цветов в композицию. |
| | Выбор фона, рамку, вазу для изделия. |
| | Окончательная отделка изделия |
| | Выставка работ. |
Заключительное занятие 2 |
33 | | Подготовка к выставке работ. |
34 | | Выставка работ |