Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 12
Приложение к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
направление: общекультурное
«В мире книг»
1 класс
2021-2022 учебный год
Составитель: Артюх О.С.
(Ф.И.О.)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
г. Калининград
2021
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
направление: общекультурное
1 класс
2021-2022 учебный год
Программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса на основе Закона об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012.и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основная цель программы – углубление знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями ,формировать культуру чувств и общения.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2021-2022 учебный год. Общее количество часов – 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
-понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
- обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Метапредметные результаты:
- понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
- читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
-находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).- понимать содержание прочитанного;
- читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
- сравнивать тексты и иллюстрации.
В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающиеся овладеют следующими знаниями, умениями и навыками:
- пробудится потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- обогатится словарный запас;
- углубятся знания и представления о литературном языке.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Здравствуй, книга! Вводное занятие.(6ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
2.Книги о Родине и родной природе (4 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
3.Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
4.Народная мудрость. Книги-сборники (4ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
5.По страницам книг В. Сутеева (7 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
5.Сказки народов мира (11 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
6.Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
7.Детские писатели (9 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
8.Сказки зарубежных писателей (6 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
9.Книги-сборники стихотворений для детей (6 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
10.Дети — герои книг (6 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
11.Книги о животных (6 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
12.Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».(1 ч )
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1ч |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении. | 1ч |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1ч |
4 | Книги о Родине и природе. | 1ч |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник | 1ч |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1ч |
7 | Книги современных писателей о детях. | 1ч |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки». | 1ч |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1ч |
10 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игра «Отгадай загадку». | 1ч |
11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения ). | 1ч |
12 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 2ч |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1ч |
14 | Народные сказки (цепочки). Инсценирования знакомых сказок | 1ч |
15 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 1ч |
16 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1ч |
17 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1ч |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино | 1ч |
19 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1ч |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1ч |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1ч |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1ч |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1ч |
24 | В гостях у сказки. | 1ч |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1ч |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1ч |
27 | Дети — герои книг детских писателей. | 1ч |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1ч |
29 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 1ч |
30 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1ч |
31 | Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. | 1ч |
32 | По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению. | 1ч |
33. | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 1ч |
Итого: 34 часов |