СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Финансовая грамотность" для обучающихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса социального проекта «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на  основе  требований  к  результатам  освоения  дополнительной   образовательной  программы  начального  общего образования  Муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения «Курасовская основная общеобразовательная школа», с учётом Примерной программы  внеурочной деятельности начального общего  образования  и авторской программы Корлюговой Ю.Н. « Финансовая грамотность» и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

· осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере; определять актуальные и потенциальные источники доходов; анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

· выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков; оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;

· сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом; оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке; оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

Основные содержательные линии социального проекта «Финансовая грамотность»: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

При организации освоения курса «Финансовой грамотности» в начальной школе целесообразно использовать следующие формы и методы занятий.

Работа над проектной задачей

Основной педагогической целью использования проектных задач является формирование у младших школьников умения конкретизировать способы действий для новых ситуаций. При этом учащиеся используют в качестве средства решения задач освоенные способы учебного сотрудничества.

Учебная экскурсия – это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании для ознакомления с их работой.

Мини-исследование

Организация мини-исследования предполагает следующие действия.

1. Мотивирование школьников через создание проблемной ситуации, интересной для них. В рамках ситуации учащиеся выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные предположения относительно её решения и на их основе формулируют основную гипотезу.

2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы или опровержения гипотезы каждым участником исследовательской группы.

3. Представление индивидуальных результатов исследования.

4. Структурирование полученной информации.

5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали, решили ли проблему).

6. Рефлексия (что стало личным достижением).

7. Применение (каковы области использования полученного знания, применённого способа действия).

Игра – форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.

Практическое занятие

Практическое занятие предполагает выполнение учащимися практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме

Место курса в учебном плане.

На реализацию программы социального проекта «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели). Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.











Тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Универсальные учебные действия

Модуль 1.

Зачем нужны деньги и как они появились (9 ч)

аудит

Неаудит.

Личностные: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства.

Регулятивные: понимание цели своих действий; проявление познавательной и творческой инициативы; самооценка; адекватное восприятие мнения других.

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9


Модуль 2.

Доходы и расходы (8 ч)

8


Личностные: овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, участие в принятии решений о семейном бюджете; расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах.

Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы.

Познавательные: производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием,

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого

Модуль 3. Учимся копить и тратить (8 ч)

8


Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка Регулятивные: оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение излагать мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и пути еѐ достижения.

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно! (5 ч)

5


Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок

Познавательные: организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Модуль 5. Своё дело (4 ч)

4


Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка

Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы.

Познавательные: производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям

Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Итого 34 часа

34 ч


Б) Содержание

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились (9ч). Как появились деньги. Товарные деньги. Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. История монет. Представление творческих работ Первые монеты на Руси. Устройство монет. Бумажные деньги. Защита бумажных денег от подделок. Безналичные деньги. Принцип работы пластиковой карты. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Представление результатов исследований. Валюты. Валютный курс. Резервная валюта. Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. Викторина по теме «Деньги».

Модуль 2 Доходы и расходы (8 ч) Откуда в семье берутся деньги. Минимальный размер оплаты труда. Дополнительные доходы. Доходы нетрудоспособных лиц. Избыточный бюджет и как этого избежать. Трата денег на услуги и товары. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Модуль 3. Учимся копить и тратить (8 ч)

На что семьи тратят деньги. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. Откуда в семье берутся деньги. На что семья тратит деньги. Расходы семьи. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Правила составления семейного бюджета.  Бюджет Российской Федерации. Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно! (5 ч)

Устройство монеты. Защита монет и бумажных денег от подделок. Повторение, что такое аверс, реверс и гурт и для чего на монетах делали насечки и ставили точки. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Модуль 5. Своё дело (4 ч)Ежемесячные и ежегодные расходы. Направления расходов семьи. Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире. Творческий проект «Мое предприятие», «Кем я стану, когда вырасту». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя»



Календарно – тематическое планирование

п/п

дата

Тема занятия

Содержание занятия

Планируемые результаты

План

Факт

предметные

метапредметные

личностные



Зачем нужны деньги и как они появились (9 ч)




1.1



Введение в финансовую грамотность

Знакомство с понятием финансовая грамотность. Устный фронтальный опрос

Просмотр и анализ мультимедийной презентации. Работа с учебником




понимание основных принципов экономической жизни общества

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении

2.2



Что такое деньги. Когда и как появились деньги

Работа в рабочей тетради ,решение проектных задач, выполнение тестовых заданий, решение задач и решение теста, проведение мини-исследований

осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах

Р:выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

П: Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; классифицировать и обобщать факты и явления

К: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения

понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства

3.3



История российских денег

Устный фронтальный опрос

Просмотр и анализ мультимедийной презентации. Работа с учебником


Описывать свойства товарных денег Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых денег.

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

П: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта

4.4



История появления монет

Работа рабочей тетради ,решение проектных задач, выполнение тестовых заданий, решение задач и решение теста, проведение мини-исследований

распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма)


Р: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы.

П: производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, классифицировать и обобщать факты и явления

К: формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях

5.5



Бумажные деньги

Устный фронтальный опрос

Просмотр и анализ мультимедийной презентации. Работа с учебником


объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований

Р: оценка правильности выполнения действий; самооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей

П: сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации

К: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях

6.6



Валюта – денежная единица страны

Работа рабочей тетради ,решение проектных задач, выполнение тестовых заданий, решение задач и решение теста, проведение мини-исследований

Описывать свойства товарных денег.

Приводить примеры товарных денег.

Приводить примеры первых денег.

Р: развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций

определение проблем в области финансов и нахождение путей их решения

П: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию ; классифицировать и обобщать факты и явления

К: определять собственное отношение к явлениям современной жизни

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях

7.7



Для чего нужны деньги.


Планирование исследований в области семейного и государственного бюджета, анализ информации с помощью таблиц и диаграмм


освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

Р: оценка правильности выполнения действий; самооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей

П:построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям, классифицировать и обобщать факты и явления

К: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, участие в принятии решений о семейном бюджете

8.8



Деньги в разных странах.


Сравнение преимуществ и недостатков разных видов товарных денег.

объяснять проблемы, возникающие при обмене;

приводить примеры товарных денег

Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах; классифицировать и обобщать факты и явления

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы

, иметь свою точку зрения, уметь вести диалог

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование бюджета, предложение вариантов собственного заработка

9.9



Сколько стоит автомобиль.


проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта

давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения


Р: развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций

П:определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта





Доходы и расходы (8 ч)




10.1



Что нужно семье.


Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение. Беседа «Чем обязательные расходы отличаются от желательных»


понимание роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов;

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.


развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, вариантов собственного заработка

11.2



Из чего состоят доходы семьи.

Просмотр мультимедийной презентации и анализ доходов семьи и способов зарабатывания денег

представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи

Р: оценка правильности выполнения действий; самооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей

П: сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям

К: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта

12.3



Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать


Решение проблемной ситуации и поиски правильного выхода из создавшейся ситуации

объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях

13.4



Бюджет семьи

Фронтальная беседа Просмотр и анализ видео сюжетов. Мини- исследование бюджетов семьи

развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем бюджета

Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы


овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов

14.5



Зачем планировать расходы семьи.

Практическое занятие Сравнение доходов и расходов; решение проблемной ситуации по устранению последствий

образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.


развитие способностей обучающихся и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения


Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка

15.6



Зачем семье сбережения.

Анализ темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы

выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);


Р: развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций

П: развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, участие в принятии решений о семейном бюджете

16.7



Зачем семье вести бюджет

объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.


знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;


Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов

17.8



Правила составления семейного бюджета

Практическое занятие Сравнение доходов и расходов; решение проблемной ситуации по устранению последствий

образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.


развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения


Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы


осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете




Учимся копить и тратить (8 ч)





18.1



Карманные деньги.


Ролевая игра «Как распоряжаться карманными деньгами».

развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций


Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка

19.2



Как разумно делать покупки.

объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.


осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах

Р: оценка правильности выполнения действий; самооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей

П: сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям

К: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов

20.3



Жизненная математика.

Диагностика финансовой информации, сравнение и обобщение данных о финансах, полученных при проведении учебных исследований, анализ и обобщение выводов.


знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления семейных финансов

21.4



Если нужно взвешивать.

Анализ темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы

знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;


Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений

22.5



Личные деньги

Просмотр мультимедийной презентации, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов

развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций


Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов

23.6



Когда берешь в долг.

Представление результатов: соответствие темы и содержания, , логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы

умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

умение считать наличные деньги (купюры и монеты)

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета

24.7



Где можно делать покупки.


сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки ситуаций

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:, простые вычисления в области семейных финансов

25.8



Что такое страхование

Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы

умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

умение считать наличные деньги (купюры и монеты)

Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, участие в принятии решений о семейном бюджете




Осторожно! Финансово опасно! (5ч)




26.1



Остерегайтесь мошенников.

Беседа «Кто такие мошенники.» Просмотр и анализ мультимедийной презентации

развитие способностей обучающихся давать обоснованные оценки экономических ситуаций

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

развитие самостоятельности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений

27.2



Деньги настоящие и ненастоящие.

объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

объяснять проблемы, возникающие при обмене;

приводить примеры товарных денег

Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов

28.3



Когда рискуешь деньгами.

Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение,

умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

умение считать наличные деньги

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета

29.4



Банки, банкоматы

и банковские карты

Урок - экскурсия Просмотр и анализ мультимедийной презентации

производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

называть основные источники доходов

Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы

сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов

30.5



Как безопасно пользоваться банковской картой.

Просмотр и анализ мультимедийной презентации

производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

называть основные источники доходов

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета




Свое дело (4 ч)




31.1



Что такое «свое дело».

Мозговой штурм Решение проблемных нестандартных задач Просмотр презентации

Строить причинно – следственные цепочки рассуждений, анализировать, сравнивать и находить закономерности

Р:структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них

П: развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:

К: готовность признавать возможность существования различных точек зрения

осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

32.2



Сколько стоит «свое дело»

Устный фронтальный опрос

Просмотр и анализ мультимедийной презентации. Работа с учебником


умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

умение считать наличные деньги (купюры и монеты)

Р: развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций

П: определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение решения

К:развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов

33.3



Легко ли вести свое дело.

Просмотр и анализ мультимедийной презентации

развитие способностей обучающихся делать выводы экономических ситуаций

Р: умение составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

П: совершенствование ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии

К: компетенция формулирования вопросов по теме, задавать вопросы

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых ситуациях

34.4



Привлекательное дело.

Просмотр и анализ мультимедийной презентации

выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, (расчёты, бюджет, финансовый план);

Р: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи развитие самостоятельности

П: развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета

К: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях



Информационно – методическое, ресурсное обеспечение реализации программы

Методическая литература

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.:Вако, 2018.

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.4 класс. М.: Вако, 2018.

3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс. М.: Вако, 2018.

4. Рутковская Е.Л. «Введение в финансовую грамотность» Методические рекомендации для учителей начальной школы– М: Издательство «Интеллект-Центр», 2020

Цифровые образовательные ресурсы

1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».

2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».

3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».

4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».

5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».

7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».

8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».

9.5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала«moneykids.ru».

10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».

11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».

12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.

13. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

14.. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

15. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata; Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

16.Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/ Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php 17.Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги) http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/ http://www.banki.ru/products/deposits/ http://www.sravni.ru/vklady/ http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html























Планируемые результаты

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

 - понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

 - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» 

Познавательные УУД: 

Выпускник научится: 

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

-  использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

 Выпускник получит возможность научиться:

 - представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: 

Выпускник научится: 

- определять личные цели развития финансовой грамотности; ставить финансовые цели;

- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные УУД: 

Выпускник научится:

- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Выпускник научится:

- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

- объяснять проблемы, возникающие при обмене;

- приводить примеры товарных денег;

- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;

- описывать виды и функции денег;

- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

- называть основные источники доходов;

- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- называть основные направления расходов семьи;

- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;

- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

- описывать свойства товарных денег;

- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.