СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра". 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра". 5 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОНОВИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГОРДЕЕВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ



Утверждено

приказом МБОУ Староновицкая ООШ

от

Директор_____________Лемза Н.Н.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука добра»

на 2021-2022 учебный год

5 класс







Рабочую программу составила: Картавая Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории





Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по курсу «Азбука добра» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Учебный план МБОУ Староновицкая ООШ на 2021-2022 учебный год.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Занятия «Азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Формы занятий:

  • тренинги (коммуникативные, поведенческие),

  • этические беседы,

  • ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

  • дебаты,

  • тематические диспуты,

  • проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

  • упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

  • поведенческий тренинг,

  • лекции с обратной связью,

  • психологические игры,

  • решение коммуникативных речевых задач,

  • работа в парах,

  • метод интервью,

  • проблемное обучение.


Критерии оценки и формы контроля


В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.

Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.

Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.

Общая характеристика учебного курса.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Цель изучения курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно ‑ нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Описание места учебного предмета в учебном плане.


Курс занятий «Азбука добра» с учащимися 6 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Занятия проводятся за счет часов внеурочной деятельности для развития духовно-нравственного направления из расчета один час в неделю (всего – 34 часа). Он включён в учебный план и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.


Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.

Практических работ – 11ч.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Метапредметные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений:

Представления:

  • сервировка стола;

  • культура внешнего вида.

Понятия:

  • этика;

  • этикет;

  • этикет застолья;

  • речевой этикет;

  • дискуссия;

  • комплимент;

  • коллектив;

  • тезис;

  • антитезис;

  • аргумент.

Умения:

  • приветствовать знакомого человека;

  • прощаться со знакомым;

  • вести разговор по телефону;

  • сервировать стол;

  • пользоваться столовыми приборами;

  • вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;

  • строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе.

  • дарить и принимать подарки;

  • использовать невербальные средства общения;

  • различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.

  • оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;

  • вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;

  • говорить комплименты.

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Знакомство (2 ч.)

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве.

Практическая часть

Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»


Раздел 2. Правила общения в гостях (6 ч.)

Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».

Сюжетно-ролевая игра в “гости”.


Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)

Утреннее приветствие. Прощание перед сном.


Раздел 4. О вежливости (4 ч.)

Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.

Практическая часть

Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.


Раздел 5. Культура общения в общественных местах (5 ч.)

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.


Раздел 6. Этикет (5 ч.)

Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.

Практическая часть

Поведенческий тренинг «Поиграй-ка!»

Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».

Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.


Раздел 7. Общение с прекрасным (2 ч.)

Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).


Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)

Как писать письма, поздравления.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.

Практическая часть

Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».

Подвижные игры.

Коммуникативный тренинг «Культура общении в разных ситуациях».

Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».



Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

План

Факт

1

Раздел 1: Знакомство.

2



2

Раздел 2: Правила общения в гостях.

4



3

Раздел 3: Правила приветствия и прощания.

3



4

Раздел 4: О вежливости.

2



5

Раздел 5: Культура общения в общественных местах.

6



6

Раздел 6: Этикет.

6



7

Раздел 7: Общение с прекрастным.

3



8

Раздел 8: Правила общения в моей жизни .

8







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Для педагога:


Агапова И.А., Давыдова М.А. «Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета». – М.: Планета, 2011; Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;


Жеребцова О.Л. «Уроки этикета: Практическое руководство». – М.: «Ниола-

Пресс», 2008;


Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001; Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998; Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999; Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995; Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996; Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;


Шорыгина Т.А. «Беседы об этикете в детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Для детей:


Еникеева Г.М. «Этикет для девушек», - М.: АСТ, 2009; Монахова И.А. «Этикет для девочек». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,


2011;


Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997; Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.


Для обеспечения программы «Азбука добра» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:

  • комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;

  • реквизит для сюжетно-ролевых игр;

  • компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;

  • мультимедийный комплекс;

  • проектор и экран;



Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны

знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

8. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.