МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОНОВИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГОРДЕЕВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждено
приказом МБОУ Староновицкая ООШ
№ от
Директор_____________Лемза Н.Н.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Азбука добра»
на 2021-2022 учебный год
5 класс
Рабочую программу составила: Картавая Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по курсу «Азбука добра» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Учебный план МБОУ Староновицкая ООШ на 2021-2022 учебный год.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Занятия «Азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Формы занятий:
тренинги (коммуникативные, поведенческие),
этические беседы,
ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
дебаты,
тематические диспуты,
проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
поведенческий тренинг,
лекции с обратной связью,
психологические игры,
решение коммуникативных речевых задач,
работа в парах,
метод интервью,
проблемное обучение.
Критерии оценки и формы контроля
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.
Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.
Общая характеристика учебного курса.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Цель изучения курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно ‑ нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс занятий «Азбука добра» с учащимися 6 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Занятия проводятся за счет часов внеурочной деятельности для развития духовно-нравственного направления из расчета один час в неделю (всего – 34 часа). Он включён в учебный план и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Практических работ – 11ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений:
Представления:
сервировка стола;
культура внешнего вида.
Понятия:
этика;
этикет;
этикет застолья;
речевой этикет;
дискуссия;
комплимент;
коллектив;
тезис;
антитезис;
аргумент.
Умения:
приветствовать знакомого человека;
прощаться со знакомым;
вести разговор по телефону;
сервировать стол;
пользоваться столовыми приборами;
вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе.
дарить и принимать подарки;
использовать невербальные средства общения;
различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;
говорить комплименты.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Знакомство (2 ч.)
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»
Раздел 2. Правила общения в гостях (6 ч.)
Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в “гости”.
Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)
Утреннее приветствие. Прощание перед сном.
Раздел 4. О вежливости (4 ч.)
Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Практическая часть
Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
Раздел 5. Культура общения в общественных местах (5 ч.)
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.
Раздел 6. Этикет (5 ч.)
Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Поиграй-ка!»
Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».
Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.
Раздел 7. Общение с прекрасным (2 ч.)
Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).
Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)
Как писать письма, поздравления.
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
Подвижные игры.
Коммуникативный тренинг «Культура общении в разных ситуациях».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | План | Факт |
1 | Раздел 1: Знакомство. | 2 | | |
2 | Раздел 2: Правила общения в гостях. | 4 | | |
3 | Раздел 3: Правила приветствия и прощания. | 3 | | |
4 | Раздел 4: О вежливости. | 2 | | |
5 | Раздел 5: Культура общения в общественных местах. | 6 | | |
6 | Раздел 6: Этикет. | 6 | | |
7 | Раздел 7: Общение с прекрастным. | 3 | | |
8 | Раздел 8: Правила общения в моей жизни . | 8 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Для педагога:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета». – М.: Планета, 2011; Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
Жеребцова О.Л. «Уроки этикета: Практическое руководство». – М.: «Ниола-
Пресс», 2008;
Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001; Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998; Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999; Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995; Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996; Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
Шорыгина Т.А. «Беседы об этикете в детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Для детей:
Еникеева Г.М. «Этикет для девушек», - М.: АСТ, 2009; Монахова И.А. «Этикет для девочек». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,
2011;
Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997; Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.
Для обеспечения программы «Азбука добра» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:
комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;
реквизит для сюжетно-ролевых игр;
компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;
мультимедийный комплекс;
проектор и экран;
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны
знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
8. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.