Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 имени Героя Советского Союза маршала Георгия Константиновича Жукова с. Кривенковское
муниципального образования Туапсинский район Краснодарский край
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 30 августа 2020 года
Председатель педсовета
___________ И.В Григорьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
(спортивно – оздоровительное направление)
«Чемпион»
Ступень обучения 1-4 класс
Количество часов 135 часов Уровень базовый
Учитель : Ширабокова Елена Михайловна
Пояснительная записка
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи программынаправлены на:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенции.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
1 | Народные игры. | 6 | 6 | 6 | 6 |
2 | Игры на развитие психических процессов. | 6 | 6 | 6 | 6 |
3 | Подвижные игры. | 17 | 17 | 17 | 17 |
4 | Спортивные игры. | 4 | 5 | 5 | 5 |
| Итого : | 33 ч. | 34ч | 34ч | 34ч |
2. Содержание рабочей программы
Программа «Чемпион» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения. Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 30-40 минут.Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Дети научатся:
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания.работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
3. Использованная литература:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М. :Просвещение, 2010.
2.Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. Знание, 1987.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.
М: Просвещение,1986.
4. Матюхина Ю.А. 365 лучших подвижных игр на каждый день. Ярославль, Академия развития, 2008.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата Проведения |
| Народные игры | | |
1 | Русская народная игра «У медведя во бору» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | |
2 | Русская народная игра «Филин и пташка». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | |
3 | Русская народная игра «Горелки». | Правила игры. Проведение игры. | |
4 | Русская народная игра «Кот и мышь». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | |
5 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. | |
6 | Русская народная игра «Зарница» | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. | |
| Игры на развитие психических процессов. | | |
7 | Игры на развитие восприятия. | Знакомство с правилами и проведениеигр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | |
8 | Упражнения и игры на внимание | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | |
9 | Игры на развитие памяти. | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | |
10 | Игры на развитие воображения. | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | |
11 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». | |
12 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Игры «Баба Яга», «Три характера». | |
| Подвижные игры | | |
13 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | |
14 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | |
15 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом.строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | |
16 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | |
17 | Игра «Волк во рву» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | |
18 | Весёлые старты со скакалкой | Комплекс ОРУ со скакалкой. | |
19 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | Правила игры. Проведение игры. | |
20 | Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | |
21 | Игра «Белки, волки, лисы». | Правила игры. Проведение игры. | |
22 | Игра «Совушка». | Правила игры. Проведение игры. | |
23 | Игра «Удочка» | Игры со скакалкой, мячом. | |
24 | Игра «Перемена мест» | Построение. Строевые упражнения с перемещением. | |
25 | Игра «Салки с мячом». | Правила игры. Проведение игры. | |
26 | Игра «Прыгай через ров» | Совершенствование координации движений. | |
27 | Игра «Лошадки» | Правила игры. Проведение игры. | |
28 | Игра «Перелет птиц» | Правила игры. Проведение игры. | |
29 | Игра «Палочка – выручалочка» | Правила игры. Проведение игры. | |
| Спортивные игры | | |
30 | Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | |
31 | Баскетбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | |
32 | Футбол | Проведение игры. | |
33 | Спортивный праздник. | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. | |
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Цель | Дата Проведения |
| | Народные игры | |
1 | Игра «Укради знамя» (Италия) | Развивать ловкость | |
2 | Игра «Рыба-кит» (Великобритания) | развивать ловкость, выносливость | |
3 | Игра «Шарик в ладони» (Индия) | развивать скоростные качества | |
4 | Игра «Таяк-зынды» (Туркмения) | развивать ловкость, внимание | |
5 | Игра «Попади в цель» (Аргентина) | развивать ловкость, координацию движения | |
6 | Игра «Буйволы в загоне» (Судан) | развивать скоростные качества | |
| | Игры на развитие психических процессов. | |
7 | Подвижные игры на развитие внимания. Игра «Что изменилось?» | Развивать внимание, наблюдательность | |
8 | Подвижные игры на развитие воображения. Игра «Море волнуется» | Развивать воображение | |
9 | Подвижные игры на развитие внимания. Игра «Светофор» | Развивать внимание | |
10 | Подвижные игры на развитие внимания. Игра «Отгадай, чей голосок» | Развивать внимание | |
11 | Подвижные игры на развитие внимания. Игра «А ну-ка повтори!» | Развивать внимание, координацию движений | |
12 | Подвижные игры на развитие внимания. Игра «Калабаса» | Развивать внимание. | |
| | Подвижные игры | |
13 | Подвижные игры на развитие ловкости, внимания. Игра «Пустое место» | развивать ловкость, внимание | |
14 | Подвижные игры на развитие ловкости. Игра «Салки» | развивать ловкость, выносливость | |
15 | Подвижные игры на развитие ловкости. Игра «Курочки» | Развивать ловкость | |
16 | Подвижные игры на развитие скорости. Игра «Гуси-лебеди» | Развивать скорость | |
17 | Подвижные игры на развитие ловкости. Игра «Через холодный ручей» | Развивать ловкость | |
18 | Подвижные игры на развитие координации движений. Игра «Кто самый меткий?» | развивать координацию движений, меткость | |
19 | Подвижные игры на развитие скорости. Игра «Горелки с платком» | развивать скоростные качества | |
20 | Подвижные игры на развитие скорости. Игра «Горячее место» | развивать скоростные качества | |
21 | Подвижные игры на развитие ловкости. Игра «Кошка и мышка» | развивать ловкость, внимание, сообразительность | |
22 | Подвижные игры на развитие выносливости. Игра «Бег с платком» | развивать скоростные качества, внимание, выносливость | |
23 | Подвижные игры на развитие скорости. Игра «Кто быстрее к флажку» | развивать скоростные качества, внимания | |
24 | Подвижные игры на развитие ловкости. Игра «Кто дальше?» | развить ловкость рук | |
25 | Подвижные игры на развитие ловкости. Игра «Хлопушка» | развивать ловкость, внимание, сообразительность | |
26 | Подвижные игры на развитие выносливости. Игра «Стой, олень!» | развивать выносливость, скоростные качества | |
27 | Подвижные игры на развитие выносливости. Игра «Слепой медведь» ) | развивать выносливость, ловкость, внимание | |
28 | Подвижные игры на развитие внимания. Игра «Брось подушку». | развивать внимание, ловкость рук | |
29 | Конкурс-соревнование «Копилка подвижных игр» | развивать любознательность, внимание | |
| | Спортивные игры | |
30 | Футбол. | Прививать любовь к большому спорту. | |
31 | Пионербол. | Прививать любовь к большому спорту. | |
32 | Бадминтон. | Прививать любовь к большому спорту. | |
33 | Баскетбол. | Прививать любовь к большому спорту. | |
34 | Заключительный урок-праздник. | воспитывать стремление к здоровому образу жизни | |
Календарно - тематическое планирование 3-4 класс
№ | Тема занятия | Оборудование | Место проведения | Дата Проведения |
| Народные игры | | | |
1 | Литовская игра «Квинта» | мяч | улица | |
2 | Украинская игра «Аисты» | нет | помещение, улица | |
3 | Таджикская игра «Сафед – чубак» | Разноцветные палочки с номерами | улица | |
4 | Латышская игра «Балтени» | бита | улица | |
5 | Венгерская игра « Один в кругу» | Теннисный мяч | помещение, улица | |
6 | Русская народная игра «Дракон» | нет | помещение, улица | |
| Игры на развитие психических процессов. | | | |
7 | Игры на развитие внимания ''Слушай хлопки'' | нет | помещение, улица | |
8 | 'Игры на развитие внимания . «Запретное слово''. | нет | помещение, улица | |
9 | ' Игры на развитие внимания ''Футболист''. | мяч | улица | |
10 | Игры на развитие воображения. «Колдун» | | помещение, улица | |
11 | Игры на развитие мышления. «Веселый счет» | Карточки с номерами | помещение | |
12 | Игры на развитие внимания. «Не спи, не зевай» | | помещение, улица | |
| | Подвижные игры | | |
13 | Игра «Ловишки» | Мел,веревки | улица | |
14 | Игра «Пожарники» | Веревка, стулья, куртки | помещение | |
15 | Игра «Охотники» | Теннисные мячи» | улица | |
16 | Игра «Ящерица» | мяч | улица | |
17 | Игра "Защищай товарища" | мяч | улица, помещение | |
18 | Игра «Перестрелка» | мяч | улица | |
19 | Игра «Почтальоны» | сумки, бумага | улица, помещение | |
20 | Игра «Книжные гонки» | книги, мяч | помещение | |
21 | Игра «Наряди и оживи» | Воздушные шары, платки, фломастеры | улица, помещение | |
22 | Игра «Аленушка и Иванушка» | повязка | улица, помещение | |
23 | Игра «Утки и гуси» | нет | улица | |
24 | Игра»Чем меньше, тем больше» | Спичечный коробок, повязка | улица, помещение | |
25 | Игра «Горелки» | нет | улица, помещение | |
26 | Игра «По весу стройся!» | нет | улица, помещение | |
27 | Игра «Кто быстрее займет круг» | нет | улица | |
28 | Игра «Иголка, нитка, узелок» | нет | улица, помещение | |
29 | Игра «Ловля парами» | нет | улица | |
| | Спортивные игры | | |
30 | Игра «Сандалик» | нет | улица, помещение | |
31 | Игра «Потяг» | нет | улица | |
32 | .Спортивная ходьба | нет | улица, помещение | |
33 | Гонки на руках | нет | улица | |
34 | Заключительный урок-праздник. | Спортивный инвентарь | улица | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________Э.А.Аведьян
учителей начальных классов
МБОУ СОШ№14 от __________20________
_______________20____года
Саакян О.Б____________