СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы функциональной грамотности "для 4 классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы функциональной грамотности "для 4 классов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черноморская средняя школа №2 имени Жданова Алексея Кузьмича»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО начальных классов

____________ Т.Н. Малыч


Протокол № 6 от 30.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


___________ М.В. Демьяненко


Протокол № 23 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Черноморская средняя школа №2 им. Жданова А.К.»

____________ О.А. Гаглоева

Приказ № 282 от 31.08.2023 г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы функциональной грамотности»

для обучающихся 4-А класса























пгт. Черноморское, 2023 г.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «Основы функциональной грамотности» разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, представленных в ФГОС НОО, учебного плана МБОУ «Черноморская средняя школа №2 им. Жданова А.К.» на 2023/2024 учебный год (приказ от 31.08.2023 № 282), программы воспитания МБОУ «Черноморская средняя школа №2 им. Жданова А.К.» на 2023/2024 учебный год (приказ от 23.08.2023 № 454).

Программа «Основы функциональной грамотности» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника.


Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- находить и извлекать информацию из различных текстов;

- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;

-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,

человечеством и желание быть им полезным.


Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в 4 классе выделяется 17 часов, 0,5 часа в неделю.


Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.





Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Форма проведе-

ния занятия

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образователь-

ные ресурсы

Читательская грамотность

4


1

Старинная женская и мужская одежда

1

Деловая беседа. Викторина

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Приобретение опыта успешного межличностного общения

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


2

Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы.

1

Работа в паре

Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развитие интереса к сотрудничеству. Приобретение опыта успешного межличностного общения

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


3

Предметы обихода русской избы. История посуды на Руси.

1

Эвристичес

кая беседа.

Работа в группах


Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

4

Какие деньги были раньше в России

1

Практичес

кие упражне

ния.

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивание результатов своей деятельности

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Естественно-научная грамотность

4


5

Томат. Болгарский перец.

1

Беседа с обсуждением

Проведение простых исследований и анализ их результатов

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

6

Картофель. Баклажан

1

Деловая беседа. Работа в группах

Коллективная учебно-исследовательская творческая работа

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

7

Лук. Капуста

1

Игра. Беседа

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Использование информации из текста для решения практической задачи

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

8

Грибы.

1

Беседа, игра. Работа в группе

Коллективная учебно-исследовательская творческая работа. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивание результатов своей деятельности

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

Финансовая грамотность

4


9

Потребительская корзина.

1

Практичес

кие упражнения

Участие в решении практических задач, осознание важности образования

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


10

Прожиточный минимум. Инфляция

1

Мозговой штурм. Игра

Проведение простых исследований и анализ их результатов. Выявление и анализ финансовой информации. Использование информации из текста для решения практической задачи

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


11

Распродажи, скидки, бонусы.

1

Парная работа

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Оценивание результатов своей деятельности

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


12

Страхование.

1

Работа в группах.

Игра

Выявление и анализ финансовой информации. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Использование информации из текста для решения практической задачи. Оценивание результаты своей деятельности

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

Математическая грамотность

5


13

Делаем ремонт.

1

Парная работа

Развитие интереса к сотрудничеству. 

Приобретение опыта успешного межличностного общения

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

14

Праздничный торт.

1

Работа в группах

Участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

15

Обустраиваем участок.

1

Самосто-

ятельная работа.

Парная работа

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Развитие интереса к сотрудничеству. Приобретение опыта успешного межличностного общения

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


16

Поход в кино.

1

Участие в научно-исследова

тельских видах деятельности

Выполнение действий по заданной инструкции

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

17

Отправляемся в путешествие.

1

Выполнение действий по заданной инструкции

РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/


Итого:

17




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».

4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения ноутбук преподавателя.