РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ»
(ФГОС ООО)
9 класс
Составитель: Захарова Т.В., учитель географии, первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки обучения учащихся основам функциональной грамотности, направленного на подготовку учащихся к выбору будущей профессии и жизни в современном обществе. Содержание курса является ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий.
Учебно-методическое обеспечение курса включает рабочую программу курса и учебное пособие для обучающихся.
Рабочая программа устанавливает обязательное предметное содержание, примерное тематическое планирование с учётом логики учебного процесса, определяет планируемые результаты освоения курса на уровне основного общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа с первоисточниками, лекция, конференция; возможно выполнение индивидуальных исследований и проектов. Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».
Цели курса: формирование научной картины мира; развитие познавательных интересов и метапредметных компетенций обучающихся через практическую деятельность; расширение, углубление и обобщение знаний из области естественных наук; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности в области естественных наук.
Задачи курса:
углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства или технологии;
сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;
сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую;
сформировать умение распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
сформировать умение оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Пособия для учащихся обеспечивают содержательную часть курса. Оно содержит дидактический материал. Особый акцент в пособиях сделан на ознакомления с методикой решения задач международного формата.
Представлены задания: с выбором одного правильного ответа, с множественным выбором,
на установление соответствий, с развёрнутой формой ответа.
Данный курс предусматривает проведение практических занятий по решению задач и выполнению текстовых заданий и групповой работы по выполнению практических заданий.
Результаты освоения курса
В результате освоения материала курса «Живые системы» ученик научится:
применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
объяснять принцип действия технического устройства или технологии;
распознавать и формулировать цель данного исследования;
предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
преобразовывать одну форму представления данных в другую;
распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Раздел 1. «Живые системы»
Ситуация «Что у кота на уме?», Ситуация «Дачные хлопоты», Ситуация «Как не провалиться под лед», Ситуация «Как уберечься от сосулек?», Ситуация «Какая мебель лучше?», Ситуация «Диагностика организма», Ситуация «Учимся у природы», Ситуация «Озон: друг или враг?», Ситуация «Экологический транспорт», Ситуация «Диагностика организма», Ситуация «Наука и практика в походе»
Раздел 2. «Физические системы»
Ситуация «Непростое исследование простейшего прибора», Ситуация «Движение по песку», Ситуация «Загадочная тяга», Ситуация «Заряжаем смартфон своей энергией», Ситуация «Батарейки или аккумуляторы», Ситуация «Виды нагревательных приборов», Ситуация «Эксперимент по определению КПД нагревательного прибора», Ситуация «Выбираем лампочки», Ситуация «Секреты микроволновки», Ситуация «Такой разный звук», Ситуация «Невидимое излучение»
Раздел 3. «Экологические системы»
Ситуация «В деревне у реки», Ситуация «Учимся у природы», Ситуация «Парниковый эффект», Ситуация «Заряжаем смартфон своей энергией», Ситуация «Дачные хлопоты», Ситуация «Выбираем лампочки», Ситуация «Секреты микроволновки», Ситуация «Экологический транспорт», Ситуация «Озон: друг или враг?», Ситуация «Диагностика организма»
Рефлексивная часть курса. Практическая часть курса, решение практико-ориентированных задач. Проведение анализа результативности изученного курса.
Планируемые результаты изучения курса
Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:
Личностные результаты:
- формирование интереса к изучению природы
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания
-развитие мотивации к получению новых знаний,дальнейшему изучению естественных наук.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
систематизировать и обобщать различные виды информации
описывать собственные наблюдения или опыты, условия проведения, полученные результаты
использовать дополнительные источники информации
соблюдать правила проведения в опасных ситуациях.
Регулятивные:
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Учащийся должен знать:
строение веществ; различия простых и сложных веществ;
особенности строения металлов;
эмоциональные реакции человека и их связь с самочувствием и здоровьем;
биоритмы человека и их свойства;
влияние человека на экологию;
роль химических и физических элементов в природе и организме человека;
влияние условий на живые организмы, и их приспособленность;
Учащийся должен уметь:
обобщать знания об особенностях металлов, их физических и химических свойствах, получении, применении;
объяснять свойства кислорода как химического элемента и как простого вещества;
объяснять причины проявления физических явлений на человека и природу;
распознавать и описывать на таблицах требуемую информацию и обрабатывать ее;
объяснять предметные понятия;
определять форму представления информации;
прогнозировать использование полученной предметной информации.
Формы организации внеурочной деятельности:
устный опрос
тестовое задание
доклад
творческая работа: компьютерная презентация
ролевая игра
исследовательская работа
проект: групповой и индивидуальный
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, регулятивная.
№ | Название разделов и тем | Виды деятельности |
1 | Введение (1 ч) | Использование текстовых композиций, опыт рассуждений, обсуждения, выбор способов решения задач, оформление письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций при согласовании в группе, диалог |
2 | Раздел1. «Живые системы» (22 ч) | Доказательства выдвинутых гипотез, опыт выступлений, обсуждения, интеллектуальные викторины, квестов, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
3 | Раздел 2. «Физические системы» (22 ч) | Составление отчетов, опыт выступлений, обсуждений, интеллектуальные викторины, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
4 | Раздел 3. «Экологические системы» (20 ч) | Доказательства выдвинутых гипотез, опыт выступлений, обсуждения, интеллектуальные викторины, квестов, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
5 | Рефлексивная часть курса (3 ч) | Практикум, опыт выступлений, обсуждений, квестов, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
Приложение к рабочей программе внеурочной деятельности
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
Наименование разделов тем программы | количество часов | Основное содержание материала | Форма проведения занятия | Основные виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
теория | практика |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации и активизации познавательной деятельности Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
Введение (1ч) | 1 | | Введение. Ознакомление с тематикой курса и принципами отработки основных умений и их систематизацией для решения комплексно-ориентированных заданий | Устная часть | Систематизация знаний по курсу естественно-научных дисциплин. Учитывать особенности комплексно -ориентированных задач, которые включают в себя описание реальной ситуации. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4080/start/132198/ | 205 лет со дня рождения писателя Алексея Константиновича Толстого |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя |
Раздел 1. «Введение в раздел «Живые системы» (22ч) | 1 | 1 | Ситуация «Что у кота на уме?» | Устная часть – разбор ситуации Практическая часть- отработка умений | Сравнивать карты и выявлять особенности ситуаций. Сопоставлять ситуации и анализировать их особенности в реалиях. Читать осознанно тексты, делать выводы. Находить и выделять информацию для выполнения поставленной задачи. Уметь проводить сравнение рассматриваемых ситуаций, раскрывать значение терминов я явлений, давать определение понятиям, комментировать и формулировать понятия, использовать источники естественно-научной информации для решения учебных задач | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/start/103508/ | Международный день распространения грамотности |
1 | 1 | Ситуация «Дачные хлопоты» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/start/ |
1 | 1 | Ситуация «Как не провалиться под лед» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/start/ | 165 лет со дня рождения русского ученого, писателя К.Э. Циолковского |
1 | 1 | Ситуация «Как уберечься от сосулек?» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3334/start/ |
1 | 1 | Ситуация «Какая мебель лучше?» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/start/103508/ | |
1 | 1 | Ситуация «Диагностика организма» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2114/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Учимся у природы» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2486/start/ | Международный день музыки |
1 | 1 | Ситуация «Озон: друг или враг?» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7193/start/251977/ | |
1 | 1 | Ситуация «Экологический транспорт» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2209/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Диагностика организма» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1593/start/ | Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики |
1 | 1 | Ситуация «Наука и практика в походе» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2455/start/ |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся, устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Организовывать шефство мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык генерирования и оформления собственных идей |
Раздел 2. «Физические системы» (22ч) | 1 | 1 | Ситуация «Непростое исследование простейшего прибора» | Устная часть – разбор ситуации Практическая часть - отработка умений | Сравнивать карты и выявлять особенности ситуаций. Сопоставлять ситуации и анализировать их особенности в реалиях. Читать осознанно тексты, делать выводы. Находить и выделять информацию для выполнения поставленной задачи. Уметь проводить сравнение рассматриваемых ситуаций, раскрывать значение терминов я явлений, давать определение понятиям, комментировать и формулировать понятия, использовать источники естественно-научной информации для решения учебных задач. Развивать умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3174/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Движение по песку» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3021/start/ | 170 лет со дня рождения писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка |
1 | 1 | Ситуация «Загадочная тяга» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3021/start/ |
1 | 1 | Ситуация «Заряжаем смартфон своей энергией» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3020/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Батарейки или аккумуляторы» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3021/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Виды нагревательных приборов» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2584/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Эксперимент по определению КПД нагревательного прибора» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2580/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Выбираем лампочки» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3007/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Секреты микроволновки» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3132/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Такой разный звук» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2585/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Невидимое излучение» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3013/start/ | Неделя математики |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся, сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач. Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися, инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ, реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: выводы и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий Организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). Организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков) Опираться на жизненный опыт / ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ). Опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают, о чем говорят, привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества |
Раздел 3. «Экологические системы» (20 ч) | 1 | 1 | Ситуация «В деревне у реки» | Устная часть – разбор ситуации Практическая часть- отработка умений | Приводить примеры из личного опыта по темам ситуаций. Определять особенности ситуации, применительно природным явлениям. Выявлять факторы, влияющие на экологические ситуации. Учиться проектировать природную ситуацию и возможность использовать в жизни экологические системы. Находить и выделять информацию для выполнения поставленной задачи. Развивать умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Учимся у природы» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/start/ | 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского |
1 | 1 | Ситуация «Парниковый эффект» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3336/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Заряжаем смартфон своей энергией» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3020/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Дачные хлопоты» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Выбираем лампочки» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3007/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Секреты микроволновки» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3013/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Экологический транспорт» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2209/start/ | |
1 | 1 | Ситуация «Озон: друг или враг?» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3327/start/ | Всемирный день Земли |
1 | 1 | Ситуация «Диагностика организма» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3323/start/ | |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. Организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). Организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков) Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ. Опираться на жизненный опыт / ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ). Опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают, о чем говорят, общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их |
Рефлексивная часть курса (3 ч) | 1 | 1 | Решение практико-ориентированных задач | Практическая часть- отработка умений | Умение использовать приобретен-ные знания в практической деятельности при выполнении заданий. Уметь применять комплексные задачи в реальной жизни, применять их на уроках и внеурочной деятельности, а так же при выполнении домашних заданий. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6367/start/132276/ | |
1 | 1 | Решение практико-ориентированных задач | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5460/start/132389/ | |
1 | 1 | Проведение анализа результативности изученного курса | КИМ | |
Итого | 68 | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение курса:
1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
3. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
4. Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020. и программу курс