Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Бондарева Дмитрия Ивановича»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов _________/Москаленко О.И. Протокол от 26.08.2024 № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/Трофимова Ю.Н./ | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1 имени Героя Советского Союза Д.И.Бондарева» _____________/Алабина Г.Ю./ Приказ от 26.08.2024 №377 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Инфознайка»
для обучающихся 3 классов
2024 г.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………………… 2 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ....…............ 3 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………………………………………………………....... 7 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы …………………….............................................................................. 9
Пояснительная записка.
Рабочая программа проектной деятельности «Инфознайка» по курсу внеурочной деятельности для 4 класса разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897(с изменениями и дополнениями приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712));
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ "Богучарская СОШ №1
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» составлена с учетом Рабочей программы воспитания МКОУ «БогучарскаяСОШ №1 имени Героя Советского Союза Д.И. Бондарева» на уровне начального образования и направлена на реализацию следующих Целевых ориентиров результатов воспитания на уровне начального общего образования:
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
Эстетическое воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. |
Трудовое воспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическое воспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. |
Изучение курса внеурочной проектной деятельности «Инфознайка» общеинтеллектуального направления в начальной школе направлено на достижение следующей целей:
- формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них);
- формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
-воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.
Основные задачи курса внеурочной деятельности :
– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Общая характеристика внеурочных занятий «Инфознайка» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
- Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационных проектах).
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане:
3 класс «Инфознайка»- 17 часов .
Учебно-методический комплект:
1.Могилев А.В. и др. «Мир информатики. Базовое учебное пособие для
учащихся начальной школы. 3 год обучения». А – Ассоциация «XXI век»,
2006.
2. С. Н. Тур, Т. П. Бокучаева, « Первые шаги в мире информатики», Методическое
пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ –
Петербург»
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной проектной деятельности «Инфознайка».
Личностные результаты:
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся информационном мире;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ
для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно- познавательных и учебно- практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
выявлять и формулировать учебную проблему;
предлагать решения и способы выполнения отдельных этапов создания проектов;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения проекта текстовые и графические материалы;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять правильность действий и вносить необходимые изменения.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы;
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений;
составлять сложный план текста;
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
применять приобретенные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов;
предъявлять освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами;
активно использовать учебные модели в соответствии с содержанием учебного предмета: при анализе слов, предложений, при решении математических задач.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться;
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблем.
Предметные результаты.
Обучающийся будет иметь представление:
Обучающийся научится:
правилам техники безопасности;
правилам работы за компьютером;
будет знать названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
назначение сети Интернет;
возможностям текстового редактора WORD;
узнает назначение и возможности графического редактора PAINT;
узнает назначение и работу программы Power Point.
Обучающийся научится:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать с программами Word, Paint, , Power Point;
создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
составлять и защищать творческие мини-проекты.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
самостоятельно разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;
распределять обязанности в группе;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.
Обучающийся получит возможность овладеть следующими понятиями:
• информация; виды информации; действия с информацией; пути и способы получения информации;
• устройство книги; лексикографический порядок; индексы; указатели; словари; словарная статья;
• объект, система, системный эффект, исчезновение системного эффекта при разрушении системы, функция системы, структура системы; всеобщая системность мира;
• понятие «черного ящика»; порядок экспериментального исследования на примере «черного ящика» (сбор фактов — гипотеза — проверка);
• алгоритм;
• правила техники безопасности в компьютерном классе;
• устройство компьютера; назначение его основных блоков;
• основные составляющие интерфейса «человек — компьютер» (курсор, меню, пиктограмма, назначение основных клавиш и кнопок мыши и т. д.);
• противоречие; диалектическое единство противоречий;
• текстовый редактор;
• графический редактор.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данною уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности.
Тема 1. Введение (1 ч.)
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере.
Вид деятельности:
знакомятся правилами техники безопасности при работе с ПК; учатся бережному отношению к компьютерной технике;
знакомятся с основными устройствами ПК и их назначением; знакомятся с особенностями хранения информации на компьютере; работа с тренажерами мыши и клавиатуры
Тема 2. Интернет и его возможности (1 ч.)
Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией, полученной через Интернет.
Вид деятельности:
знакомятся с понятием международной компьютерной сети Интернет, ее роли в жизни человека, способами поиска информации в сети Интернет; учатся искать нужную информацию в Интернете и сохранять ее на диске для дальнейшего использования
Тема 3. Создание текста на компьютере (3 ч.)
Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.
Вид деятельности:
знакомятся с понятием текстового процессора, его назначением и основными объектами; овладевают навыками ввода, редактирования, форматирования текста, вставки иллюстраций из различных источников и настройки их параметров; применяют полученные знания и навыки для разработки проекта информационного бюллетеня
Тема 4. Создание рисунков на компьютере (4 ч.)
Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приемы рисования в Paint. Работа с фрагментами изображения. Создание новогоднего рисунка.
Вид деятельности:
знакомятся с понятием графического редактора, основными элементами и инструментами растровых графических редакторов; осваивают приемы рисования и работы с изображениями; применяют полученные знания и навыки для создания новогоднего рисунка.
Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты (1 ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.
Вид деятельности:
используя полученные ранее знания и навыки, ищут в различных источниках или создают самостоятельно текстовые и графические материалы для новогодней стенгазеты; самостоятельно печатают и оформляют газету
Тема 6. Создание презентаций (2 ч.)
Знакомство с программой Power Point. Создание презентации. Макет и дизайн слайда. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «День защитника Отечества».
Вид деятельности: знакомятся с понятием компьютерной презентации и программой Power Point; учатся создавать презентации, подбирать дизайн и макеты слайдов в зависимости от типа информации, добавлять к слайдам иллюстрации, настраивать анимацию; самостоятельно планируют и разрабатывают презентацию на тему «День защитника Отечества»
Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (1 ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание поздравительной открытки или презентации.
Вид деятельности:
используя полученные ранее знания и навыки, ищут в различных источниках или создают самостоятельно текстовые и графические материалы для создания поздравительной открытки или презентации на тему «Поздравление с 8 марта»
Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (2 ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание открытки для ветерана. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание презентации на тему «Город-герой».
Вид деятельности:
используя полученные ранее знания и навыки, ищут в различных источниках или создают самостоятельно текстовые и графические материалы для создания поздравительной открытки для ветерана и презентации на тему «Город-герой»
Тема 9. Подведение итогов ( 2ч.)
Создание презентации «Наш дружный класс». Урок-викторина «Увлекательный мир информатики». Итоговый урок. Выставка работ.
Вид деятельности:
Создают презентацию «Наш дружный класс»; участвуют в итоговой викторине «Увлекательный мир информатики», в выставке работ
Формы обучения:
Занятия включают лекционную и практическую часть. В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение обучающимися практических заданий за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в процессе выполнения ими практической работы.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, обучающимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы |
1 | Введение | 1 | https://clck.ru/35xVew |
2 | Интернет и его возможности. | 1 | https://clck.ru/35xVew |
3 | Создание текста на компьютере. | 3 | https://clck.ru/35xVew |
4 | Создание рисунков на компьютере. | 4 | https://clck.ru/35xVew |
5 | Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | https://clck.ru/35xVew |
6 | Создание презентации. | 2 | https://clck.ru/35xVew |
7 | Проект «Поздравление с 8 марта». | 1 | https://clck.ru/35xVew |
8 | Проект «Никто не забыт, ничто не забыто». | 2 | https://clck.ru/35xVew |
9 | Подведение итогов. | 2 | https://clck.ru/35xVew |
| Итого | 17 ч | |
13