Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
п. им. Куйбышева Рыльского района Курской области.
Принята Педагогический совет Протокол № 1 от 2024 г. | | Утверждена Директор МБОУ «Куйбышевская СОШ» ________________ Приказ |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Шаги к успешности»
уровень образования: основное общее образование
1 класс (срок освоения 1 год)
форма обучения очная
Составитель:
Кутенко Галина Ивановна
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………….. 3
Содержание учебного курса внеурочной деятельности…………………………….5
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности…. 7
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности...8
Учебно -методическое обеспечение курса внеурочной деятельности …………....11
Программа курса внеурочной деятельности "Шаги к успешности" составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в государственном образовательном стандарте начального общего образования.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников «Шаги к успешности» О.М. Алендеевой.
Реализация возможностей развития познавательных процессов и формирования универсальных учебных действий у младших школьников обеспечивается апробированной системой занятий, логикой развёртывания содержания, его структурой, целенаправленностью разработанных заданий, ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Программа рассчитана на один год обучения. В 1 классе 66 часов (2 часа в неделю).
Цель данного курса: развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».
Основные задачи курса:
создание положительного эмоционального фона;
формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности;
развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь;
формирование и совершенствование внутреннего плана действий;
формирование универсальных учебных действий.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2.Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные занимательные упражнения и задания, направленные на:
- развитие познавательных процессов, которые формируют информационную базу, ориентировочную основу психики;
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований и т.д.
Каждое занятие включает задания, в процессе выполнения которых развиваются познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном из них.
Развитие восприятия
Восприятие цвета, размера и формы предметов. Восприятие пространства, времени. Осмысленность восприятия. Зрительный анализ. Развитие чувства времени.
Развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия пространства, времени. Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие слухового восприятия.
Развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации
Формирование графических навыков. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие точности и координации движений руки и глаза. Совершенствование зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука», развитие навыков точного копирования образца.
Развитие пространственного и творческого воображения
Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие умения мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.
Развитие комбинаторных способностей, пространственного мышления
Воссоздание фигур по контурным образцам. Развитие умения анализировать форму плоской фигуры по её контурному изображению. Формирование умения выполнять действие по заданному алгоритму. Решение комбинаторных задач.
Развитие внимания
Устойчивость внимания. Избирательность внимания. Концентрация внимания. Переключение внимания. Распределение и объём внимания. Распределение внимания во внутреннем плане.
Развитие устойчивости внимания. Тренировка избирательности внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие объёма внимания. Формирование навыков произвольности.
Развитие памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Развитие произвольности процессов запоминания и воспроизведения. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, образной. Развитие объёма памяти. Развитие смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.
Развитие логического мышления. Определение закономерностей
Развитие умения находить закономерности, обобщать и делать выводы. Развитие способности анализировать простые закономерности.
Развитие речи и умения работать с информацией
Развитие речи. Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации, определять учебную задачу. Обогащение словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование умения ясно чётко излагать свои мысли, правильно строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Формирование внутреннего плана действий
Формирование способности правильно и быстро преобразовывать в уме, без всяких внешних опор, материал, состоящий из значительного числа отдельных элементов. Ориентировка в цифровом и словесном материале. Повышение интереса к умственной деятельности и учёбе.
Развитие знаково-символических действий
Кодирование/замещение, использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов.
Декодирование/считывание информации.
Задачи поискового характера
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода
Выполнение элементарных комбинаторных конфигураций в соответствии с заданными правилами.
3.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Систематическое проведение занятий в 1 классе по программе содействует формированию
личностных результатов:
-формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;
-развитию любознательности;
-развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;
-целостному восприятию окружающего мира;
-формированию адекватной позитивной самооценки;
-формированию мотивов достижения;
-формированию рефлексивной самооценки;
-формированию мотивов достижения.
В результате специально организованной деятельности дети учатся:
-анализировать и оценивать своё эмоциональное состояние;
-понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;
-понимать чувства других людей;
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Метапредметные результаты:
На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:
Познавательные УУД:
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать выводы в результате совместной и индивидуальной работы;
-извлекать необходимую информацию из заданий.
Коммуникативные УУД:
-высказывать и аргументировать своё предположение;
-с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
-слушать своих сверстников, убеждать и уступать;
-принимать решения и помогать друг другу;
-учитывать разные мнения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
-высказывать собственное мнение;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
Регулятивные УУД:
-прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать правильность выполнения собственных действий;
-оценивать правильность выполнения действий другого;
-контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами
своего труда;
-развивать способность к рефлексии;
-принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Разработанные задания способствуют развитию познавательных процессов:
-развитию внимания;
-развитию различных видов памяти;
-формированию и развитию мышления;
-развитию творческого мышления;
-развитию скорости протекания мыслительных процессов;
-развитию внутреннего плана действий
4.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ, проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся | Учебно-методические материалы, в том числе электронные |
1-2 | Восприятие цвета и формы. | 2 | | Алендеева О.М. Шаги к успешности. Электронное дидактическое пособие для 1-4классов общеобразовательных учреждений. |
3-4 | Восприятие. Восприятие формы и величины. Целостность восприятия. | 2 | | |
5-6 | Восприятие. Восприятие пространства. Пространственные отношения: над, под, справа, слева, между, рядом, посередине, внутри, снаружи. | 2 | | |
7-8 | Восприятие и умозаключение. | 2 | | |
9-10 | Восприятие. Зрительно-пространственный анализ и синтез. Внутренний план действий. | 2 | | |
11-12 | Восприятие. Восприятие времени. Ориентировка во времени. Временные отношения: раньше, позже. | 2 | | |
13-14 | Восприятие. Восприятие направления и расстояния. | 2 | | |
15-16 | Восприятие. Осмысленность и обобщённость восприятия. | 2 | | |
17-18 | Восприятие. Устойчивость образов восприятия. | 2 | | |
19-20 | Восприятие. Слуховое восприятие. Внутренний план действий. | 2 | | |
21-22 | Восприятие. Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез. | 2 | | |
23-24 | Восприятие. Взаимоотношение целого и части в восприятии. Внутренний план действий. | 2 | | |
25-25 | Восприятие. Зрительно-двигательная координация. Комбинаторные способности. | 2 | | |
27-28 | Зрительное восприятие. Зрительно-двигательная координация. | 2 | | |
29-32 | Произвольность восприятия, произвольное внимание. Пространственное воображение, комбинаторные способности. | 4 | | |
33-34 | Зрительно-двигательная координация. Восприятие формы на плоскости: выделение части из целого. | 2 | | |
35-36 | Внимание. Устойчивость внимания. Восприятие формы на плоскости: разделение целого на его составные части. | 2 | | |
37-40 | Внимание. Распределение внимания. Внутренний план действий. | 4 | | |
41-42 | Внимание. Умственная работоспособность и устойчивость внимания. | 2 | | |
43-44 | Внимание. Произвольное внимание. | 2 | | |
45-46 | Внимание. Переключаемость внимания. | 2 | | |
47-48 | Внимание. Объём внимания. | 2 | | |
49-50 | Внимание. Концентрация внимания. Внутренний план действий. | 2 | | |
51-52 | Внимание. Тренировка внимания. Определение устойчивости внимания | 2 | | |
53-54 | Внимание. Устойчивость внимания. Моделирование – перевод текста на знаково-символический язык. | 2 | | |
55-56 | Произвольное внимание. | 2 | | |
57-57 | Память. Опосредованная память. Творческое мышление. | 2 | | |
59-60 | Память. Зрительная память. Конструктивное мышление | 2 | | |
61-62 | Память. Слуховая память. Логическая задача. | 2 | | |
63-64 | Память. Слуховая память. Внутренний план действий. | 2 | | |
65-66 | Закономерности. Внутренний план действий. | 2 | | |
5.Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Алендеева О.М. Шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. - Чебоксары: Перфектум, 2024.
Алендеева О.М. Шаги к успешности. Рабочая тетрадь 1 класс по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: Перфектум, 2024.
Алендеева О.М. Шаги к успешности. Электронное дидактическое пособие
для 1-4классов общеобразовательных учреждений. – Чебоксары, 2024.
13