Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
познавательные:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Содержание курса внеурочной деятельности 3 класс
Книга, здравствуй (3 ч.)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч.)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (5 ч.)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч.)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях и для детей (6 ч.)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (3 ч.)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (4 ч.)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Формы организации занятий и виды деятельности:
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям
Тематическое планирование 3 класс
№ | Название тем | Количество часов |
1 | Книга, здравствуй! | 3 |
2 | Книгочей – любитель чтения. | 2 |
3 | Книги о твоих ровесниках. | 5 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 4 |
5 | Писатели-сказочники. | 4 |
6 | Книги о детях и для детей. | 6 |
7. | Старые добрые сказки. | 3 |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 2 |
9 | Защитникам Отечества посвящается. | 2 |
10 | По страницам любимых книг | 4 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |
Планируемый период проведения (неделя) | Фактическая дата |
Книга, здравствуй! 3ч. |
-
| Роль книги в жизни человека. | 1 | | |
-
| История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | | |
-
| Структура книги. | 1 | | |
Книгочей – любитель чтения 2ч. |
-
| Экскурсия в библиотеку. | 1 | | |
-
| Правила поведения в библиотеке. | 1 | | |
Книги о твоих ровесниках 5ч. |
-
| Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | | |
-
| Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 | | |
-
| Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | | |
-
| Книги В. Драгунского. Типы книг | 1 | | |
-
| Книги Н. Носова. Аппарат книги | 1 | | |
Народная мудрость. Книги-сборники 4ч. |
-
| Малые жанры фольклора. | 1 | | |
-
| Пословицы. | 1 | | |
-
| Загадки. | 1 | | |
-
| Скороговорки и чистоговорки | 1 | | |
Писатели-сказочники 4ч. |
-
| Писатели-сказочники. | 1 | | |
-
| Герои сказок. Викторина | 1 | | |
-
| По страницам сказок Х. К. Андерсена. | 1 | | |
-
| Проект «Путешествие в страну сказок» | 1 | | |
Книги о детях и для детей 6ч. |
-
| Книги о детях. Выставка книг | 1 | | |
-
| Герои книг В. Осеевой | 1 | | |
-
| Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке | 1 | | |
-
| Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | 1 | | |
-
| Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | | |
-
| Сборники стихотворений для детей. | 1 | | |
Старые добрые сказки 3ч. |
-
| Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок | 1 | | |
-
| Книги-сборники сказок народов мира. | 1 | | |
-
| Народные сказки на страницах детских журналов | 1 | | |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь 2ч |
-
| Книги о семье. | 1 | | |
-
| Стихи и рассказы о маме | 1 | | |
Защитникам Отечества посвящается 2ч. |
-
| Защитники Отечества в былинах и сказаниях | 1 | | |
-
| Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне…» | 1 | | |
По страницам любимых книг 4ч. |
-
| Библиотечный урок «Хвала книге» | 1 | | |
33-34 | Презентация любимых книг. | 2 | | |
35 | Летнее чтение. Оформление дневника читателя | 1 | | |
Содержание курса внеурочной деятельности 4 класс
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Формы организации занятий
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Тематическое планирование 4класс
№ | Название тем | Количество часов |
1 | История книги. Библиотеки. | 4 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 4 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 |
4 | Книги о родной природе | 3 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 |
7 | Дети — герои книг | 2 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 |
9 | Книги о детях войны | 4 |
10 | Газеты и журналы для детей | 4 |
11 | Книги, книги, книги…» | 2 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
в 4 классе
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемый период проведения | Факти- ческая. |
(неделя) | дата |
История книги. Библиотеки 4ч. |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | | |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | | |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 | | |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | | |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 4 ч. |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | | |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | | |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 | | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы 3ч. |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 | | |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 1 | | |
11 | Герои басен. Инсценирование басен. | 1 | | |
Книги о родной природе 3 ч. |
12 | Родные поэты. | 1 | | |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | | |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | | |
Книги Л.Н. Толстого для детей 3ч. |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | | |
16 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | 1 | | |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | | |
Животные — герои детской литературы 4 ч. |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | | |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 | | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | | |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | 1 | | |
Дети — герои книг 2 ч. |
22 | Книги-сборники произведений о детях. | 1 | | |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках». | 1 | | |
Книги зарубежных писателей 2 ч. |
24 | Книги зарубежных писателей. | 1 | | |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | | |
Книги о детях войны 4 ч. |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | | |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | | |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 | | |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 1 | | |
Газеты и журналы для детей 4 ч. |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 2 | | |
31-32 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 2 | | |
Книги, книги, книги… 2ч. |
33-34 | Создание классной газеты «Книгочей». | 2 | | |
35 | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». | 1 | | |