СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 – 4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» рассчитана на два года.  Содержит в себе результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 – 4 классов.»

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении.

Метапредметные результаты:

познавательные:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

регулятивные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

коммуникативные:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.


Содержание курса внеурочной деятельности 3 класс

Книга, здравствуй (3 ч.)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч.)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (5 ч.)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч.)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях и для детей (6 ч.)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (3 ч.)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (4 ч.)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».


Формы организации занятий и виды деятельности:

  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг, проекты,

  • встречи с писателями родного края,

  • уроки-спектакли и т. д.

Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

  • портретов писателей, поэтов;

  • репродукций картин в соответствии с содержанием программы;

  • художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;

  • иллюстраций к литературным произведениям





Тематическое планирование 3 класс

Название тем

Количество часов

1

Книга, здравствуй!

3

2

Книгочей – любитель чтения.

2

3

Книги о твоих ровесниках.

5

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

4

5

Писатели-сказочники.

4

6

Книги о детях и для детей.

6

7.

Старые добрые сказки.

3

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

2

9

Защитникам Отечества посвящается.

2

10

По страницам любимых книг

4



Календарно-тематическое планирование 3 класс


№п/п

Тема занятия

Кол-во

часов


Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

Книга, здравствуй! 3ч.

Роль книги в жизни человека.

1



История создания книги. Первая печатная книга

на Руси.

1



Структура книги.

1



Книгочей – любитель чтения 2ч.

Экскурсия в библиотеку.

1



Правила поведения

в библиотеке.

1



Книги о твоих ровесниках 5ч.

Выставка книг о детях. Структура книги.

1



Книги В. Осеевой.

Книга-сборник.

1



Книги Е. Пермяка.

Титульный лист.

1



Книги В. Драгунского.

Типы книг

1



Книги Н. Носова.

Аппарат книги

1



Народная мудрость. Книги-сборники 4ч.

Малые жанры фольклора.

1



Пословицы.

1



Загадки.

1



Скороговорки и чистоговорки

1



Писатели-сказочники 4ч.

Писатели-сказочники.

1



Герои сказок. Викторина

1



По страницам сказок

Х. К. Андерсена.

1



Проект «Путешествие

в страну сказок»

1



Книги о детях и для детей 6ч.

Книги о детях. Выставка книг

1



Герои книг В. Осеевой

1



Книги Н. Носова. Приключение-сказка

о Незнайке

1



Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы

1



Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1



Сборники стихотворений

для детей.

1



Старые добрые сказки 3ч.

Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок

1



Книги-сборники сказок народов мира.

1



Народные сказки

на страницах детских журналов

1



Книги о тех, кто подарил нам жизнь 2ч

Книги о семье.

1



Стихи и рассказы о маме

1



Защитникам Отечества посвящается 2ч.

Защитники Отечества

в былинах и сказаниях

1



Книга А. Гайдара

«Сказка о Военной тайне…»

1



По страницам любимых книг 4ч.

Библиотечный урок

«Хвала книге»

1



33-34

Презентация любимых книг.

2



35

Летнее чтение. Оформление дневника читателя

1









Содержание курса внеурочной деятельности 4 класс



  • История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

  • По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

  • Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

  • Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

  • Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

  • Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный  лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

  • Дети — герои книг (2 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

  • Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных  писателях (работа в группах). Переводчики книг.

  • Книги о детях войны (4 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

  • Газеты и журналы для детей (4 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет  и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

  • «Книги, книги, книги… (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».



Формы организации занятий

литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг, проекты,

  • встречи с писателями родного края,

  • уроки-спектакли и т. д.

Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

  • портретов писателей, поэтов;

  • репродукций картин в соответствии с содержанием программы;

  • художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;

  • иллюстраций к литературным произведениям.



Тематическое планирование 4класс

Название тем

Количество часов

1

История книги. Библиотеки.

4

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

4

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

4

Книги о родной природе

3

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

6

Животные — герои детской литературы

4

7

Дети — герои книг

2

8

Книги зарубежных писателей

2

9

Книги о детях войны

4

10

Газеты и журналы для детей

4

11

Книги, книги, книги…»

2


Итого

35







Календарно-тематическое планирование

в 4 классе



Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемый период проведения

Факти-

ческая.

(неделя)

дата

История книги. Библиотеки 4ч.

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1



2

Первые книги. Библия. Детская библия.

1



3

Летописи. Рукописные книги.

1



4

 История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1



По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 4 ч.

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1



6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1



7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1



8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

1



Книги-сборники. Басни и баснописцы 3ч.

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

1



10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

1



11

Герои басен. Инсценирование басен.

1



Книги о родной природе 3 ч.

12

Родные поэты.

1



13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1



14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1



Книги Л.Н. Толстого для детей 3ч.

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1



16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

1



17

 Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1



Животные — герои детской литературы 4 ч.

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1



19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1



20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1



21

Дети — герои книг. Типы книг.

1



Дети — герои книг 2 ч.

22

Книги-сборники произведений о детях.

1



23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».

1



Книги зарубежных писателей 2 ч.

24

Книги зарубежных писателей.

1



25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

1



Книги о детях войны 4 ч.

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

1



27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1



28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги

памяти»).

1



29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

1



Газеты и журналы для детей 4 ч.

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

2



31-32

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

2



Книги, книги, книги… 2ч.

33-34

Создание классной газеты «Книгочей».

2



35

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

1