СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и наш мир" 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 1 год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и наш мир" 1 класс»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет социальную направленность и предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательный, по времени реализации – кратковременный (1 год обучения).


НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы состоит в том, программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие социализацию обучающихся. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности «Мы и наш мир» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий, которая не должна более двух  академических часов в помещении и четырех часов на местности.        Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).       Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;

  • игра.

Изучение материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

      • чтение стихов, сказок, рассказов;

      • постановка драматических сценок, спектаклей;

      • прослушивание песен и стихов;

      • разучивание и исполнение песен;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «жизни».



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «МЫ И НАШ МИР»

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мы и наш мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут,

  • умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,

  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.  

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:

  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.  


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ


Программа отличается от уже существующих в этой области тем, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по социализации обучающихся.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основным теоретическим материалом, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников формируется правильное отношение к своему краю, своей малой родине, людям, живущим рядом, историческому прошлому своего села и страны в целом.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа "Мы и наш мир" рассчитана на детей младшего школьного возраста

7-8 лет.


СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 учебный год.


ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку.


Формы работы:

  • Экскурсии

  • Игры

  • Практические занятия

  • Воспитательное мероприятие

  • Викторины

Индивидуальная форма организации - это основа занятий. Результаты деятельности обучающихся находят применение в оформлении кабинета, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как памятки для родных, друзей. Общественное положение результатов деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность – по 45 минут, 17 занятий в год.

























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальном   направлению «Мы и наш мир»  является формирование следующих умений:

   1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

  2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                        

3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                      

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                          

  5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;           

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                     

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):



1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).                

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6.Умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.





































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


При реализации программы используются различные методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа);

  • Наглядные (демонстрация технологического процесса, просмотр видео);

  • Практические (отработка навыков и приемов работы);

  • Аналитические (наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ и самоконтроль);

  • Эвристические (поиск новых решений, выполнение творческих заданий).



Обучение производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

В ходе реализации программы «Мы и наш мир» обучающиеся учатся воспринимать свое место в мире и окружение, как неотъемлемую часть счастливой жизни. Усвоение материала, которое строится на основе различных активных форм, становится особенно успешным. Использование различных видов деятельности, связь с литературой и музыкой, позволяют достичь полной гармонии активного эмоционального, а для того, чтобы дети не уставали, необходима постоянная сменяемость видов деятельности.

Для качественного развития познавательной активности юных граждан программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  2. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  3. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  4. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Обучающимся предоставляется возможность выбора формы подачи усвоенного материала. В любом деле нужна «золотая середина». Если давать ребенку только готовую информацию, не давая возможности детального анализа и прочного усвоения полученных знаний, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются знания (обязательный элемент) и собственное мнение ребенка.





ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ

  1. Игры

  • «Ромашковая Русь»;

  1. Беседы

  • «Государственные символы»

  • «Что такое экология?»

  • «Героические страницы нашего села»

  1. Конкурсы

  • «Символы моей страны»;

  • «В школе»

  • «Дети против войны!»

  1. Экскурсии

  • «Красота в глазах смотрящего»



ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Практические занятия.

  2. Отработка приемов ухода за собой.

На практических занятиях применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется познавательная активность.

К самостоятельной работе относится также итоговая работа по результатам года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.



ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛЫ,

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.


На занятиях используется дидактический раздаточный материал:

  1. Технические рисунки;

  2. Плакаты;

  3. Композиционные схемы.


На теоретических и практических занятиях отводится место для лекционного материала, на основе которого строится беседа по теме занятия:

  1. «Моя страна»;

  2. «Что такое традиции?»

  3. «Правила поведения в школе».

  4. «Кто такой герой?».


На итоговом занятии проводится игра для обучающихся, вручаются поощрительные призы.


























СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Я – Россиянин.

Я – Россиянин. Знакомство с государственной символикой.

Конкурс рисунков.

Наша дружная семья.

Твои родственники, твой род. Презентация семьи (мини-проект). В традициях семьи- традиции народа. Мое генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических деревьев.

Школа – наш второй дом.

Культура поведения в школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка. Конкурс запрещающих знаков « В школе».

Горжусь я красотою Родины моей.

Горжусь я красотою Родины моей. Традиции бережного отношения к природе у народов России, правила поведения на природе.

Их именами славится Россия.

Их именами славится Россия. Конкурс проектов

Итоговое занятие

Игра «Ромашковая Русь»






























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика


Я – Россиянин.

3

2

1

Я – Россиянин.


1


Знакомство с государственной символикой.


1


Конкурс рисунков «Символы моей страны»



1

Наша дружная семья.

5

3

2

Твои родственники, твой род.


1


В традициях семьи- традиции народа.


1


Презентация семьи (мини-проект).


1


Презентация семьи (мини-проект).



1

Мое генеалогическое древо.



1

Школа – наш второй дом.

2

1

1

Культура поведения в школе.



1


Конкурс запрещающих знаков « В школе».



1

Горжусь я красотою Родины моей.

3

2

1

Горжусь я красотою Родины моей.


1


Экскурсия «Красота в глазах смотрящего»


1


Традиции бережного отношения к природе у народов России.



1

Их именами славится Россия.

3

1

2

Их именами славится Россия.


1


Конкурс рисунков «Дети против войны!»



1

Конкурс проектов «Герои России»



1

Итоговое занятие

1


1

Игра «Ромашковая Русь »



1

Итого

17

9

8



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Примечание

Я – россиянин.

Я – Россиянин.


1


Знакомство с государственной символикой.


1


Конкурс рисунков «Символы моей страны»



1

Наша дружная семья

Твои родственники, твой род.


1


В традициях семьи- традиции народа.


1


Презентация семьи (мини-проект).


1


Презентация семьи (мини-проект).



1

Мое генеалогическое древо.



1

Школа – наш второй дом

Культура поведения в школе.


1


Конкурс запрещающих знаков « В школе».



1

Горжусь я красотою Родины моей

Горжусь я красотою Родины моей.


1


Экскурсия «Красота в глазах смотрящего»


1


Традиции бережного отношения к природе у народов России.



1

Их именами славится Россия

Их именами славится Россия.


1


Конкурс рисунков «Дети против войны!»



1

Конкурс проектов «Герои России»



1

Итоговое занятие

Игра «Ромашковая Русь »



1

Итого

17

9

8

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Оборудование рабочего места учителя:

  1. Классная доска с креплениями для таблиц.

  2. Магнитная доска.

  3. Персональный компьютер с принтером.

  4. Ксерокс.

  5. Аудиомагнитофон.

  6. Телевизор с диагональю не менее 72 см.

  7. Проектор для демонстрации слайдов.

  8. Мультимедийный проектор.

  9. Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.


ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.

    2. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

    3. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

    4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

    5. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

    6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

    7. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

    8. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

    9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

    10. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

    11. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

    12. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

    13. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

    14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

    15. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

    16. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

    17. 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

    18. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

    19. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

    20. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

    21. Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

    22. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

    23. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

    24. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

    25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.