Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
| Рассмотрено на заседании методического объединения учителей_художественно-эстетического цикла Протокол № 5 от «23» мая 2018 г. | Принято на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области» Протокол №1 от «30» августа 2018 г. | Утверждено приказом директора №168 от «31 » августа 2018г. __________ Н.В. Макаренко |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебные узоры»»
Направление: духовно-нравственное
(8 класс,1-й год обучения,13-14 лет)
Разработала :
Иваныкина О.Е учитель технологии
2018 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
При прохождении курса внеурочной деятельности «Волшебные узоры» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• развитие эстетического сознания; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Методическое обеспечение образовательной программы.
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, элементов росписи, композиции, сложности задания и т.д.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы
Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с прикладным искусством, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.
Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного
повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении работ, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.
Выполнение изделий дает представление о форме, ее конструкции, композиции и оформлении изделий. На занятиях будут использоваться дидактические материалы – альбомы по различным видам прикладного искусства, работы педагога и детей.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, их элементах, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;
оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;
инструменты: кисти, швейные машины, и др.;
материалы (нитки, ткани и т. д.);
методические пособия и разработки по различным видам декоративно – прикладного искусства.
Содержание программы (34 часа)
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел 1. Самодельные куклы из ткани. ( 10 часов.)
Теоретические сведения:
-знакомство с народными умельцами Тульской области;
-технология изготовления тряпичных кукол.
Практические занятия:
-приемы и способы изготовления традиционных народных кукол – обереги жилища;
-расчет необходимого количества ткани;
-заготовки из ткани для изготовления кукол;
- поэтапное изготовление кукол.
Примерный перечень работ:
- кукла «Ангелочек»;
- свадебные куклы «Неразлучницы»;
- кукла «Куватка»;
- кукла «На выхвалку»;
- кукла «Домашняя масленица»;
- кукла «день и ночь»;
- кукла родителям «Отдарок за подарок».
.
Раздел 2. Выполнение работ в технике декупаж. ( 17 часов.)
Теоретические сведения:
- понятие о технике декупаж, значение этого слова в переводе с французского
- история зарождения и разновидности техники декупаж.
Практические занятия:
- отработка навыков обращения с многослойными салфетками: отделение верхнего слоя, вырезание нужного рисунка
- подбор основы для задуманного изделия
- подготовка ткани: пропитывание клеем ПВА
- декорирование тканью выбранной формы, окрашивание ткани
- украшение вазы в технике декупаж;
- изготовление разделочной доски в технике декупаж;
- украшение шкатулки в технике декупаж.
Примерный перечень работ:
- разделочные доски, шкатулки, ежедневник, подсвечники, вазы, самовар.
По итогам работы 1 года обучения обучающиеся должны знать:
– название основных техник декупажа;
– понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно;
–– названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей.
Должны уметь:
– пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
–на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
– использовать основные приемы декупажа;
–владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком).
Раздел 3. Техника изготовления цветов из бумаги. ( 7 часов.)
Теоретические сведения:
- краткая историческая справка о технике изготовления цветов из бумаги;
- изготовление цветов;
- техники цветов из гофрированной бумаги;
Практические занятия:
- тонирование и состаривание бумаги;
- подбор основы для задуманного изделия;
- подготовка декоративных изделий;
- декорирование работ.
Примерный перечень работ:
- картины, топиарий.
Обучающиеся должны уметь:
-владеть технологией изготовлений цветов из различных видов материалов;
-организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
-проектировать изделия, изготовлять его.
Таким образом, этот курс формирует у обучающихся знания, умения и навыки, по декоративно-прикладному искусству, а также обеспечение всестороннего развития личности учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
1 | Самодельные куклы из ткани | 10 | | |
1 | Русские народные куклы | 1 | Рассказать о быте и семейных традициях русского народа. Демонстрация традиционных кукол. Изготовление с детьми кукол: зайчик на пальчик, колокольчик, лошадка, журавлики, кубышка травница, «пеленашка», Оберег семейного благополучия | | |
2 | Куклы из носков | 1 | Беседа о составе и методах изготовления носков. Обучение работе с трикотажем. Изготовление с детьми кукол: малыш, котенок, зайчик, снеговик, осьминог. | | |
3 | Роспись лица текстильной куклы | 2 | Беседа о строении лица человека и мордочки животного, рассмотрение простых приемов изображения лица и мимики персонажа. Работа с красками. Дети рисуют заготовки для плоскостных кукол, расписывают лицо примитивной куклы, расписывают мордочку текстильного кота. | | |
4. | Куклы «тильды» простые | 2 | Рассказ истории появления куклы «Тильда» , Демонстрация работ педагога. Обсуждение стиля в оформлении и используемых материалов. Изготовление детьми игрушек: медвежонок, улитка, летающий кот, мышка треугольник, сердечко, морковка, клубничка, яблоко, овечка, снеговик. | | |
5 | Перчаточные куклы | 2 | Демонстрация различных плоскостных кукол для перчаточного театра. Выбор персонажа изготовление нескольких кукол для игры или мини постановки. Изготовление с детьми кукол: кот, заяц, лис цыпленок и др. | | |
6 | «Кофейные» игрушки | 2 | Рассказ о появлении кофейных кукол, рассказ об особенностях обращения с кофейными куклами. Шитье и крой игрушек, тонировка кофейным раствором, сушка. Изготовление с детьми кукол: пряничные человечки для елки, кот, такса, сова, птичка, оберег для дома домовёнок, оберег для дома домик. | | |
2 | Выполнение работ в технике декупаж | 17 | | | |
7 | Введение в декупаж | 1 | Уметь: подбирать бумагу нужного цвета; выполнять разметку листа бумаги; пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой | | |
8 | «Европейская деревня»- стили кантри, шебби-шик,прованс | 2 | Уметь: пользоваться чертежными инструментами, ножницами; уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | | |
9 | Роскошь и старина | 2 | | |
10 | Художественный декупаж | 2 | Знать: История возникновения изонити. Подготовка в вышивке. Способы закрепления нитки. Знакомство с инструментами и художественными материалами. Основные приемы заполнения угла. | | |
11 | Праздники, выставки | 3 | Знать: Технологию совмещения заполнения окружностей двух вариантов. Подбор цветовой композиции. | | |
12 | Калейдоскоп работ в технике декупаж. | 3 | Знать: подготовку ткани к вышивке, разметка узора на ткани; перенесение узоров на тонкие ткани, на плотные ткани (посредством сколок); схемы простейших швов. Схемы и рисунки для вышивки. | | |
13 | Оригинальные идеи декупажа | 3 | Знать и уметь: технология выполнения простейших ручных швов; шов» вперед иглу»; шов «за иглу»; Шов «шнурок». Шов «козлик». Петельный шов. Петельки и полупетельки с прикрепами. Тамбурный шов. Шов «узелки». | | |
14 | Заключительное занятие | 1 | Знать и уметь: выполнение образцов швов по алгоритму; инструменты и приспособления для вышивания. | | |
3 | Техника изготовления цветов из бумаги | 7 | | | |
15 | Основные закономерности композиции | 1 | Основные требования по технике безопасности. Основные закономерности композиции. Инструменты и приспособления для изготовления цветов из различных видов материалов. | | |
16 | История развития цветов из бумаги. | 1 | Знать: история развития цветов из бумаги. Техника выполнения цветов из бумаги. Материалы и приспособления | | |
17 | Техника выполнения цветов из бумаги. Материалы и приспособления. | 1 | Уметь: изготовливать цветов из бумаги. | | |
18 | Цветы из фоамирана техника выполнения | 2 | Знать: технику работы с фоамираном | | |
19 | Вязаные изделия из цветов. Техники выполнения | 2 | Знать: Историю изготовления техника выполнения материалы и приспособления. Уметь: выполнять вязаные цветы. | | |