Российская Федерация
Отдел образования
Администрации Целинского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Северная основная общеобразовательная школа №11
347760 Ростовская область, Целинский район, х. Северный, ул. Мира 177 г, тел. (886371) 9-34-13, E-mail:[email protected]
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Северная ООШ №11
Приказ от _________________ №____
Подпись _____________ Демьяненко О.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Книголюбы»
Уровень общего образования (класс) -
начальное общее образование, 2,3 классы
Количество часов: 68
Педагог доп. образования - Баденко Ольга Петровна
Программа разработана на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторов: А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, М., «Просвещение», 2009 г.;
Учебный год: 2019– 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Книголюбы» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373);
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторов: А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, М., «Просвещение», 2009 г.;
Цели программы
Главные цели программы внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 ч. (2 часа в неделю). Согласно календарного графика рабочая программа будет реализована за 68 часов
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности ««Путешествие по сказкам»
формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта):
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
3 класс (68 ч)
История книги. Библиотеки (8 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (8 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (8 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (6 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (4 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Газеты и журналы для детей (6 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Книги о детях войны (7 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
«Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол – во часов | Сроки проведения |
1 | История книги. Библиотеки | 8 | 3.09 – 26.09 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 8 | 1.10 -24.10 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 8 | 29.10 -28.11 |
4 | Книги о родной природе | 8 | 3.12 – 26.12 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 6 | 14.01- 30.01 |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 4.02 -13.02 |
7 | Дети — герои книг | 6 | 18.02 -5.03 |
8 | Книги зарубежных писателей | 4 | 10.03 -19.03 |
9 | Газеты и журналы для детей | 6 | 31.03 -16.04 |
10 | Книги о детях войны | 7 | 21.04 – 12.05 |
11 | Книги, книги, книги… | 3 | 14.05 – 21.05 |
| Итого | 68 | |
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол - во часов | Дата |
История книги. Библиотеки (8 ч) |
1,2 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 2 | 3.09 5.09 |
3.4 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 2 | 10.09 12.09 |
5,6 | Летописи. Рукописные книги. | 2 | 17.09 19.09 |
7,8 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 2 | 24.09 26.09 |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч) |
9,10, 11,12 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 4 | 1.10, 3.13 8.10,10.10 |
13,14 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 2 | 15.10 17.10 |
15,16 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 2 | 22.10 24.10 |
Книги-сборники. Басни и баснописцы (8 ч) |
17,18 | История басни. Басни Эзопа и И, Крылова. Аппарат книги-сборника. | 2 | 29.10 31.10 |
19,20 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 2 | 12.11 14.11 |
21,22 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 2 | 19.11 21.11 |
23,24 | Герои басен. Инсценирование басен. | 2 | 26.11 28.11 |
Книги о родной природе (8 ч) |
25,26 | Родные поэты. | 2 | 3.12 5.12 |
27,28 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 2 | 10.12 12.12 |
29,30 | Книги-сборники рассказов и сказок М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и др. | 2 | 16.12 18.12 |
31,32 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 2 | 24.12 26.12 |
Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч) |
33,34 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 2 | 14.01 16.01 |
35,36 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | 2 | 21.01 23.01 |
37,38 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 2 | 28.01 30.01 |
Животные — герои детской литературы (4 ч) |
39 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | 4.02 |
40,41 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 2 | 6.02 11.02 |
42 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | 13.02 |
Дети — герои книг (6 ч) |
43 | Дети — герои книг. Типы книг. | 1 | 18.02 |
44,45, 46,47 | Книги-сборники произведений о детях. Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский, Н. Носов | 4 | 20.02,25.02 27.02,3.03 |
48 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках». | 1 | 5.03 |
Книги зарубежных писателей ( 4 ч.) |
49,50, 51 | Книги зарубежных писателей. | 3 | 10.03,12.03 17.03 |
52 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | 19.03 |
Газеты и журналы для детей (6 ч) |
53,54 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Экскурсия детскую библиотеку. | 2 | 31.03 2.04 |
55,56 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 2 | 7.04 9.04 |
57,58 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 2 | 14.04 16.04 |
Книги о детях войны (7 ч) |
59,60 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 2 | 21.04 23.04 |
61,62,63 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 3 | 28.04,30.04 5.05 |
64,65 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 2 | 7.05 12.05 |
«Книги, книги, книги…» (3 ч) | |
66,67 | Создание классной газеты «Книгочей». | 2 | 14.05 19.05 |
68 | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». | 1 | 21.05 |
Программа рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от 28. 08. 2019 года Руководитель МО: ________ Баденко О.П. | Согласовано Зам. директора по УВР ______Андриянова Л.В. (подпись) __________2019 года |
6