СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книголюбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено для учащихся 3 класса по 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Книголюбы"»

Российская Федерация

Отдел образования

Администрации Целинского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Северная основная общеобразовательная школа №11



347760 Ростовская область, Целинский район, х. Северный, ул. Мира 177 г, тел. (886371) 9-34-13, E-mail:[email protected]



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Северная ООШ №11

Приказ от _________________ №____
Подпись _____________ Демьяненко О.А.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Книголюбы»

Уровень общего образования (класс) -

начальное общее образование, 2,3 классы

Количество часов: 68

Педагог доп. образования - Баденко Ольга Петровна

Программа разработана на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторов: А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, М., «Просвещение», 2009 г.;



Учебный год: 2019– 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Книголюбы» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ;

- Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373);

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государ­ственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»

- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторов: А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, М., «Просвещение», 2009 г.;

Цели программы

Главные цели программы внеурочной деятельности:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся

начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 ч. (2 часа в неделю). Согласно календарного графика рабочая программа будет реализована за 68 часов

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности ««Путешествие по сказкам»

формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта):

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные УУД:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Содержание программы


3 класс (68 ч)

История книги. Библиотеки (8 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (8 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (8 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (6 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (4 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Газеты и журналы для детей (6 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Книги о детях войны (7 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

«Книги, книги, книги…» (3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».



Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Кол – во часов

Сроки проведения

1

История книги. Библиотеки

8

3.09 – 26.09

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

8

1.10 -24.10

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

8

29.10 -28.11

4

Книги о родной природе

8

3.12 – 26.12

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

6

14.01- 30.01

6

Животные — герои детской литературы

4

4.02 -13.02

7

Дети — герои книг

6

18.02 -5.03

8

Книги зарубежных писателей

4

10.03 -19.03

9

Газеты и журналы для детей

6

31.03 -16.04

10

Книги о детях войны

7

21.04 – 12.05

11

Книги, книги, книги…

3

14.05 – 21.05


Итого

68



Календарно - тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Кол - во часов

Дата

История книги. Библиотеки (8 ч)

1,2

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

2

3.09

5.09

3.4

Первые книги. Библия. Детская библия.

2

10.09

12.09

5,6

Летописи. Рукописные книги.

2

17.09

19.09

7,8

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

2

24.09

26.09

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч)

9,10, 11,12

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

4

1.10, 3.13

8.10,10.10

13,14

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

2

15.10

17.10

15,16

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

2

22.10

24.10

Книги-сборники. Басни и баснописцы (8 ч)

17,18

История басни. Басни Эзопа и И, Крылова.

Аппарат книги-сборника.

2

29.10

31.10

19,20

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

2

12.11

14.11

21,22

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

2

19.11

21.11

23,24

Герои басен. Инсценирование басен.

2

26.11

28.11

Книги о родной природе (8 ч)

25,26

Родные поэты.

2

3.12

5.12

27,28

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

2

10.12

12.12

29,30

Книги-сборники рассказов и сказок М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и др.

2

16.12

18.12

31,32

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

2

24.12

26.12

Книги Л.Н. Толстого для детей (6 ч)

33,34

Книги Л.Н. Толстого для детей.

2

14.01

16.01

35,36

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

2

21.01

23.01

37,38

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

2

28.01

30.01

Животные — герои детской литературы (4 ч)

39

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1

4.02

40,41

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

2

6.02

11.02

42

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

13.02

Дети — герои книг (6 ч)

43

Дети — герои книг. Типы книг.

1

18.02

44,45,

46,47

Книги-сборники произведений о детях.

Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский, Н. Носов

4

20.02,25.02

27.02,3.03

48

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».

1

5.03

Книги зарубежных писателей ( 4 ч.)

49,50,

51

Книги зарубежных писателей.

3

10.03,12.03

17.03

52

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

1

19.03

Газеты и журналы для детей (6 ч)

53,54

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Экскурсия детскую библиотеку.

2

31.03

2.04

55,56

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

2

7.04

9.04

57,58

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

2

14.04

16.04

Книги о детях войны (7 ч)

59,60

Книги о детях войны.

Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

2

21.04

23.04

61,62,63

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

3

28.04,30.04

5.05

64,65

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

2

7.05

12.05

«Книги, книги, книги…» (3 ч)


66,67

Создание классной газеты «Книгочей».

2

14.05

19.05

68

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

1

21.05




Программа рассмотрена на заседании МО

Протокол № 1 от 28. 08. 2019 года

Руководитель МО: ________ Баденко О.П.


Согласовано

Зам. директора по УВР

______Андриянова Л.В.

(подпись)

__________2019 года


6