МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СМОЛЯНЫХ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Е.А. Самарская 25.08 2018 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №40 Приказ № от ______________С.В.Юрова |
Программа дополнительного образования «Занимательная математика» (для обучающихся 6 классов) Срок реализации – 6 класс - 68 часов Образовательная область: математика Тип программы: дополнительного образования Направленность: социально-педагогическая |
Учитель Белова О.В.
г. Новошахтинск
2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Место курса
II. Содержание курса
III. Тематическое планирование курса
IV. Планируемые результаты изучения курса
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Становление профильного образования является одним из приоритетов направления модернизации образования в России. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, является подготовка через организацию спецкурсов. Данный курс углубляет и расширяет знания учеников, развивает познавательный интерес и формирует математические способности. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса: подготовить учащихся 5-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника, повышение математической культуры учащихся, выходящей за рамки школьной программы, способствующей мотивации дальнейшего математического образования.
Задачи курса:
расширение и углубление знаний по предмету;
развитие у учащихся логического мышления;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
выявление одаренных детей;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Программа дополнительного образования по математике составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Примерной программы Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., пе-рераб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Место курса
Данный спецкурс предназначен для обучающихся, изучающих математику по учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика. 6 класс». Настоящий курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Содержание курса.
1. Делимость чисел (20 часов)
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; позна-комить с историей математики в России; научить решать логические задачи и задачи повышенной сложности. После изучения данной главы учащиеся должны знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;
уметь: применять признаки делимости при решении задач.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
2. Действия с обыкновенными дробями. (30 часов)
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи и задачи повышенной сложности. После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;
уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями. Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведѐнных в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.
3. Действия с рациональными числами (18 часов)
Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координат-ной плоскостью; обучать решению занимательных задач и задач повышенной сложности. После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами;
уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлеченном плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Форма проведения | Дата проведения |
Делимость чисел. Решение задач повышенной сложности (20 часов) |
1 | Исторические сюжеты развития математики | 1 | Лекция | 05.09 |
2 | Признаки делимости на 10. | 2 | Лекция. Практикум | 06.09 12.09 |
3 | Признаки делимости на 2 | 2 | Лекция. Практикум | 13.09 19.09 |
4 | Признаки делимости на 5 | 2 | Лекция. Практикум | 20.09 26.09 26.09 |
5 | Решение логических задач | 2 | Лекция. Практикум | 27.09 03.10 |
6 | Признаки делимости на 4 | 2 | Лекция. Практикум | 04.10 17.10 |
7 | Признаки делимости на 6 | 2 | Лекция. Практикум | 18.10 24.10 |
8 | Признаки делимости на 8 | 2 | Лекция. Практикум | 25.10 31.10 |
9 | Признаки делимости на 11 | 2 | Лекция. Практикум | 01.11 07.11 |
10 | Признаки делимости на 15 | 2 | Лекция. Практикум | 08.11 14.11 |
11 | Вавилонская система счисления | 1 | Лекция. Практикум | 15.11 15.11 |
Действия с обыкновенными дробями. Решение задач повышенной сложности. (30 часов) |
12 | История возникновения математических терминов и понятий | 2 | Лекция | 28.11 29.11 29.11 |
13 | Обыкновенные дроби | 4 | Лекция. Практикум | 05.12 06.12 12.12 13.12 |
14 | Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных уравнений по условию текстовых задач | 10 | Лекция. Практикум | 19.12 20.12 26.12 27.12 09.01 10.01 16.01 17.01 23.01 24.01 |
15 | Топология | 6 | Лекция. Практикум | 30.01 31.01 06.02 07.02 13.02 14.02 |
16 | Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур | 8 | Лекция. Практикум | 27.02 28.02 06.03 07.03 13.03 14.03 20.03 21.03 |
Действия с рациональными числами. Решение задач повышенной сложности. (18 часов) |
17 | Составление заданий на координатной плоскости | 4 | Лекция. Практикум | 27.03 28.03 03.04 04.04 |
18 | Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа | 2 | Лекция. Практикум | 17.04 18.04 18.04 |
19 | Решение занимательных задач | 12 | Лекция. Практикум | 24.04 25.04 08.05 15.05 16.05 22.05 23.05 29.05 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая эле-менты предметно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных от-ношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
строить математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и до-полнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Примерной программы Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., пере-раб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3. Математика. 5-6 классы: Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Смирнов В.Ф., Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М.: Новая шко-ла . 2010.
5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: ДРОФА, 2011.
6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики .-М.: Просвещение ,2009.
7. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +,2000.
8. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку. 5 -6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- М.: Просвещение, 2010.
9. Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.
Техническое оборудование:
1. Мультимедиа проектор
2. Экран