Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода
Рассмотрено На заседании педагогического совета Протокол № ___ от « ___» _________2018 года | «Утверждаю» директор МБОУ СОШ № 36 г. Белгорода _______________ /О. Тучкова/ Приказ № ______ от «___» _________ 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
направление «Общеинтеллектуальное»
для 6 класса
Составитель:
Галушко И.А.
учитель математики
2019 - 2020 учебный год
пояснительная записка
Программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Рабочая программа составлена на основе: Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, - 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 128с.:ил. – (Программы и планирование).
Общая характеристика курса
Информатика — один из школьных предметов, неизменно характеризующийся повышенным интересом со стороны учащихся и их родителей. Тем не менее, многие из них сводят его задачи лишь к освоению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащиеся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы.
Задача учителя — привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, вырабатывать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных логических задач.
Решение задач — практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.
Программа позволяет продолжить осваивать наиболее распространенные офисные программные пакеты по обработке текста и подготовки презентаций, а также способствует развитию навыков решения логических задач.
Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе.
Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Решение задач – практическое искусство; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.
Задачи программы
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;
воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков информационно-логического характера.
Курс изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Всего 34 ч. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (во второй половине дня).
Сформулированные цели и задачи реализуются через достижение образовательных результатов.
Содержание учебного курса
Программа состоит из 3 разделов:
Обработка текстовой информации;
Обработка информации в PowerPoint;
Решение логических задач.
Практикум раздела «Обработка текстовой информации» позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами. Указанные операции по подготовке и обработке текста может использоваться не только непосредственно на уроках информатики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ.
Второй раздел предусматривает занятия по подготовке компьютерных презентаций. Темы познакомят с возможностями работы редактора презентаций и предполагает выполнение практических заданий. Особенностью практикума является его проектный характер: учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели – создание презентации к проекту по выбранной теме в рамках курса «Основы проектной деятельности».
Раздел 1. Обработка текстовой информации
Интерфейс текстовых редакторов. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint
Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Раздел 3. Решение логических задач
Задачи на смекалку. Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно однозначные соответствие. Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические задачи.
УЧЕБНО-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Форма проведения | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
6 «В» «Г» | 6 «А» «Б» | 6 «В» «Г» | 6 «А» «Б» |
Раздел 1. Обработка текстовой информации(12ч) |
1/1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | Инструктаж по ТБ, введение в тему, введение основных понятий | фронтальная | 4.09 | | 5.09 | |
2/2 | Интерфейс тестового редактора | 1 | Интерфейс тестового редактора | фронтальная | 11.09 | | 12.09 | |
3/3 | Ввод и редактирование теста. Проверка орфографии | 1 | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Проверка правописания, расстановка переносов. | групповая | 18.09 | | 19.09 | |
4/4 | Копирование, перемещение теста | 1 | Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов) | групповая | 25.09 | | 26.09 | |
5/5 | Форматирование текста | 1 | Создание и форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). | групповая | 2.10 | | 3.10 | |
6/6 | Использование стилей оформления | 1 | Стилевое форматирование. | групповая | 9.10 | | 10.10 | |
7/7 | Создание списков | 1 | Включение в текстовый документ списков. | групповая | 16.10 | | 17.10 | |
8/8 | Создание таблиц | 1 | Включение в текстовый документ таблиц. | групповая | 23.10 | | 24.10 | |
9/9 | Поиск и замена по тексту. | 1 | Организация поиска и замены символа (слова) в документе | групповая | 6.11 | | 7.11 | |
10/10 | Вставка символов, рисунков, объектов в текст | 1 | Включение в текстовый документ графических объектов. | групповая | 13.11 | | 14.11 | |
11/11 | Экспорт и печать документов | 1 | Экспорт и печать документов | групповая | 20.11 | | 21.11 | |
12/12 | Подготовка и верстка документа | 1 | Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах. | фронтальная | 27.11 | | 28.11 | |
Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint (9 ч) |
13/1 | Создание презентаций и оперирование их структурой | 1 | Компьютерные презентации | фронтальная | 4.12 | | 5.12 | |
14/2 | Интерфейс PowerPoint | 1 | Интерфейс PowerPoint | фронтальная | 11.12 | | 12.12 | |
15/3 | Копирование и перемещение слайдов | 1 | Работа со слайдами (копирование, перемещение) | групповая | 18.12 | | 19.12 | |
16/4 | Мультимедиа: анимация | 1 | Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). | групповая | 25.12 | | 26.12 | |
17/5 | Мультимедиа: звук, видео | 1 | Звуковая и видео информация. Анимация. | групповая | 15.01 | | 9.01 | |
18/6 | Оформление презентации | 1 | Дизайн презентации и макеты слайдов. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. | групповая | 22.01 | | 16.01 | |
19/7 | Навигационные компоненты, настройка показа презентации | 1 | Настройка показа презентации | групповая | 29.01 | | 23.01 | |
20/8 | Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта | 1 | Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта | индивидуальная | 5.02 | | 30.01 | |
21/9 | Защита итогового проекта | 1 | Защита итогового проекта | индивидуальная | 12.02 | | 6.02 | |
Раздел 3. Решение логических задач (13 ч) |
22/1 | Задачи на смекалку | 1 | Решение задач на смекалку | фронтальная | 19.02 | | 13.02 | |
23/2 | Упорядочение элементов множеств | 1 | Решение задач на упорядочение элементов множеств | фронтальная | 26.02 | | 20.02 | |
24/3 | Закономерности | 1 | Решение задач на закономерности | фронтальная | 4.03 | | 27.02 | |
25/4 | Взаимно однозначные соответствие | 1 | Решение задач на взаимно однозначные соответствие | фронтальная | 11.03 | | 5.03 | |
26/5 | Взаимно однозначные соответствие | | Решение задач на взаимно однозначные соответствие | фронтальная | 18.03 | | 12.03 | |
27/6 | Логические выводы | 1 | Решение задач на логические выводы | фронтальная | 1.04 | | 19.04 | |
28/7 | Логические выводы | 1 | Решение задач на логические выводы | фронтальная | 8.04 | | 2.04 | |
29/8 | Задачи о переправах | 1 | Решение задач о переправах | фронтальная | 15.04 | | 9.04 | |
30/9 | Задачи о разъездах | 1 | Решение задач о разъездах | фронтальная | 22.04 | | 16.04 | |
31/10 | Задачи о переливаниях | 1 | Решение задач о переливаниях | фронтальная | 29.04 | | 23.04 | |
32/11 | Задачи о взвешиваниях | 1 | Решение задач о взвешиваниях. Лингвистические задачи | фронтальная | 6.05 | | 30.04 | |
33/12 | Арифметические и лингвистические задачи | 1 | Арифметические задачи | фронтальная | 13.05 | | 7.05 | |
34/13 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов года | фронтальная | 20.05 | | 14.05 | |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, информации в компьютерных сетях);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Развитие личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партёром;
осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связей.
Контроль и оценка планируемых результатов.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:
применять сформированные умения и навыки работы на компьютере в практической деятельности и повседневной жизни.
уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты.
создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.
знать алгоритмы решения различных логических задач.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля:
анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (с использованием редакторов WORD,POINT), редактирование текстов, создание презентаций (в POWER POINT), конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах, марафонах.
ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в первых двух разделах программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (практическое выполнение упражнений, решение логических задач, загадок, работа в группах, викторины, игры и т.д.).
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Учебно-методческое обеспечение программы
Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2013.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах.– М.: БИНОМ, 2013.
список литературы
Перечень литературы и средств обучения
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Перечень литературы для детей и родителей
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Темы проектов по информатике для 6 класса
1. Путешествие во времени: Носители информации - от
первобытности к современности.
2. Интернет - зависимость - проблема современного общества.
3. Алгоритмы в жизни человека.
4. Робот будущего!
5. Роботы в нашем мире.
6. Шифрование информации.
7. Путешествие во времени: Как передавали информацию в
прошлом (Технологии передачи данных.)
8. Кроссворд по всему изученному курсу.
Создание анимации на тему:
9. «Лиса и колобок»;
10. «Строение солнечной системы»;
11. «Лунная ночь»;
12. «Автомобильные гонки»;
13. «Подводный мир»;
14. «Рыбки в аквариуме»;
15. «Пчелки над клумбой».