ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих, и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете.
«Мы весёлые ребята» - кружок для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания.
Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде:
бессюжетные игры
игры-забавы
народные игры
любимые игры детей
Цель: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи: - укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю) для 1 класса.
Учебный план
Содержание программы
1. Бессюжетные игры (16 ч.)
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Использование простых движений: бега, ловля, прятанье.
2. Игры-забавы (13 ч.)
Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)
3. Народные игры (19 ч.)
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
4. Любимые игры детей (14 ч.)
Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость.
Учебно-тематическое планирование кружка «Мы весёлые ребята».
№ | Название игры | Цель игры | Дата проведения |
1 2 3 | Птички и птенчики. | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга. | |
4 5 | Салки | Развивать у детей внимание, ловкость. Упражнять в беге. | |
6 7 | Мяч по кругу. | Развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции. | |
8 9 10 | Кто бросит дальше мешочек. | Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета. | |
11 12 13 | Воробушки и кот. | Развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. Упражнять в беге. | |
14 15 | Змейка на асфальте. | Развивать координацию движений. | |
16 17 18 | Кролики. | Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в беге, прыжках на двух ногах. | |
19 20 | Колпачок р.н.и. | Учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры. | |
21 22 | Бабочки. | Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании. | |
23 24 | Найди свою игрушку. | Развивать у детей зрительную память, внимание. Упражнять в работе с коллективом. | |
25 26 | Мы погреемся немножко. | Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу. | |
27 28 | Автобус (с собачкой). | Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом. Упражнять в беге по площадке в разных направлениях. | |
29 30 31 | У медведя во бору р.н.и. | Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и ловле. | |
32 33 | Самолёт. | Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять детей в умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. | |
34 35 | Зайка беленький сидит и ушами шевелит р. н. и. | Развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в беге, подпрыгивании на двух ногах. | |
36 37 | Птички летают. | Развивать у детей умение бегать врассыпную, действовать только по сигналу. Воспитывать дружелюбие друг к другу. | |
38 39 | Маленькие ножки бежали по дорожке. | Развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ходьбе и беге. | |
40 41 | Поезд. | Развивать у детей выполнять движение по сигналу, ритмичность движений, находчивость. Упражнять в ходьбе по кругу. | |
42 43 44 | Совушка р. н. и. | Развивать у детей умение неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать. | |
45 46 | Карусели р. н. и. | Учить детей двигаться в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться. | |
47 48 | Огуречик. | Развивать у детей умение прыгать на двух ногах. Упражнять в беге. | |
49 50 | Солнышко и дождик р. н. и | Развивать у детей умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать действовать по сигналу. | |
51 52 | Бабочки, лягушки и цапли. | Развивать у детей координацию, ловкость движений. | |
53 54 55 | Мыши и кот. | Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Упражнять в быстром беге. | |
56 57 58 | По ровненькой дорожке р. н. и. | Развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости. | |
59 60 | Лошадки. | Развивать у детей ловкость, сообразительность, чувство товарищества. Упражнять в беге колонной. | |
61 62 | Курочка – хохлатка р. н. и. | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал. Упражнять детей в ходьбе. | |
63 64 | Найди свой домик. | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал. | |
Список используемой литературы:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1 классов. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
3. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры: Учебное пособие. М.: Академия наук РФ, 2003.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
8. Ноткина НА. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. - СПб., 1995.
9.Подвижные игры: учебник / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. – М.: Физическая культура, 2006.
10.Тимофеева ЕЛ. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986.
123