Пояснительная записка
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом :
-программы для общеобразовательных учреждений «В мире книг» автор Ефросинина Л.А. М.: Вентана-Граф, 2015.
-Положения о рабочей программе МБОУ-ООШ № 20 х. Сальский Кагальник
Цели и задачи программы
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «В мире книг» рассчитана на 2 года обучения, для обучающихся 9-10 лет. Специфика организации занятий по программе «В мире книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На основании учебного плана на изучение курса внеурочной деятельности «В мире книг» в 3 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение учебного курса «В мире книг» в 3 классе основной школы отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
Авторская программа рассчитана на 34 часа.
Данная программа будет выполнена за 35 часов, за счёт добавления темы: «Книги,книги,книги…».»- 1 час (авторская программа –6 часов данная программа –7 часов).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ «В МИРЕ КНИГ» 3 КЛАСС
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». |
Крупицы народной мудрости Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по- стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. |
Мифы народов мира Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки- тайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». |
Русские писатели-сказочники Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». «Книги, книги, книги…» Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. |
Книги о детях и для детей Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». |
Словари, справочники, энциклопедии «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. |
Родные поэты Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». |
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге. |
Мир книг Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги». Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬСТИ «В МИРЕ КНИГ»3 КЛАСС
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое планирование
3 класс-35 часов
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Формы контроля | Дата |
Предметные | Универсальные учебные действия |
План | Коррекция |
Страницы старины седой (8 часов) |
1-2 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники | Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | Фронтальная | 5.09 12.09 | |
3-4 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Корректировать деятельность | Составлять небольшие устные монологические высказывания | Текущий | 19.09 26.09 | |
5-6 | Библия. Библейские предания | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | Фронтальная | 3.10 10.10 | |
7-8 | Творческая работа: история книги | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Корректировать деятельность | Составлять небольшие устные монологические Высказывания | Индивидуальная | 17.10 24.10 | |
Крупицы народной мудрости (7 часов ) |
9 | Героические песни о героях России. Песня-слава | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу | Фронтальная | 7.11 | |
10-11 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове | Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в тетради. | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | Текущая | 14.11 21.11 | |
12-13 | Русь великая в произведениях фольклора. | Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в тетради. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | Фронтальная | 28.11 5.12 | |
14-15 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | Групповая | 12.12 19.12 | |
Мифы народов мира (4 часов) |
16-17 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | Фронтальная | 26.12 9.01 | |
18-19 | Мифологические герои. | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Различать особенности диалогической и монологической речи; | Индивидуальная | 16.01 23.01 | |
Русские писатели-сказочники (5 часов) |
20-21 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Фронтальная | 30.01 6.02 | |
22-23 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | Групповая | 13.02 20.02 | |
24 | Исторические корни литературных произведений на примере «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | Анализировать произведения с целью выделения признаков | Фронтальная | 27.02 | |
«Книги, книги, книги…» (7 часов) |
25-26 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | Применять таблицы, схемы, модели для получения информаци | Корректировать деятельность | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | Текущая | 5.03 12.03 | |
27 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Выявлять структурные части справочного аппарата книги | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | Фронтальная | 19.03 | |
28-29 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); | Групповая | 2.04 9.04 | |
30-31 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в тетради. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | Фронтальная | 16.04 23.04 | |
Книги о детях и для детей (4 часов) |
32-33 | Дети — герои книг писателей XIX века. | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анализировать произведения | Фронтальная | 30.04 7.05 | |
34-35 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Формулировать главную мысль рассказа: | Различать виды текста, выбирать текст | Групповая | 14.05 21.05 | |
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
__________/Корж Н.В./ ___________/Бунечко Е.В./
________________ ___________________
Универсальные учебные действия:
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
различать виды и типы книг;
писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, кон-
курсы и т. д.);
работать с детскими газетами и журналами.
Учебно-методическое обеспечение
Сборник программ внеурочной деятельности 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.
Литература:
1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
7. Всё наоборот.Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999.
Литература для учителя
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Материально- техническое обеспечение
Учебно – практическое оборудование кабинета
1.аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Магнитная доска.
4. Экспозиционный экран.
5. Компьютер.
6. Мультимедийный проектор.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЙ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»
(без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
– различать элементы книги (обложка, заглавие, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельного чтения книг;
– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Система оценивания
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Формы и средства контроля
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 4-го класса)
Проект.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Эстетика оформления проекта
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
__________/Корж Н.В./ ___________/Бунечко Е.В./
____ ________20___года ____ ____________20___года