СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово". Русский язык. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово". Русский язык. 5 класс.»



Направление общеинтеллектуальное

Количество часов:

- в год – 34 часов

- в неделю – 1 час


I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности "Живое Слово" предназначена для педагогов, работающих в 5- 6 классах в условиях реализации ФГОС НОО (Стандарты второго поколения). Программа реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской.

Русский язык — живое слово русского народа, оно служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке, о его живом слове. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся.

Программа опирается на приоритетные для МБОУ школа №6 технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Живое слово», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками и шестиклассниками, что способствует заинтересованности ребят в расширении знаний. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: игры, исследования, презентации, лабораторные работы, учебные проекты и т.д. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературе, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.


II. Место программы внеурочной деятельности:


Программа рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-6 классов.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.


III. Цель изучения программы:


Способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, развитию речи обучающихся, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к живому слову.


IV.Задачи курса:


Обучающие:

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к углубленному изучению русского языка и литературы;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие: 

  • воспитание культуры речи;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой и другими источниками информации.


v. Общая характеристика учебного курса :

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, который осуществляется через разнообразные по характеру задания, среди которых немало с повышенной трудностью, нестандартных. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть речевой грамотностью. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-12 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.


VI. Формы проведения занятий:


 лекции;

 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

 анализ и просмотр текстов художественных произведений;

 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.


Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

 игровая;

 теоретическая;

 практическая.


VII. Основные методы и технологии:

 технология разноуровневого обучения;

 развивающее обучение;

 технология обучения в сотрудничестве;

 коммуникативная технология.


Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



VIII. Принципы организация деятельности обучающихся на занятиях:
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- индивидуальный подход к учащимся;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.


IХ. Используемые педагогические технологии:

Культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.


ХI. Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы:

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты. Занятия предусматривают работу ученика в меру своих сил. Не обязательно все задания должны быть выполнены каждым учеником. Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Х. Учащиеся к концу обучения должны знать и уметь:

  • знать историю происхождения языка и возникновения литературы;

  • использовать в своей речи изобразительно – выразительные средства языка;

  • уметь анализировать художественный текст;

  • работать с различными видами словарей;

  • уметь вести диалог, слушать собеседника, корректировать свои высказывания;

  • умение создавать собственные речевые произведения с опорой на рисунок, текст, увиденное и услышанное;

  • составлять рассказы на определённую тему;

  • составлять рассказы по картинам;

  • разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их употреблять;

  • составлять и обсуждать тексты на определенные темы;

  • объяснять значения пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов;

  • составлять вопросы для викторины;

  • читать выразительно тексты разных жанров.

ХIII. Описание материально-технического обеспечения:


Печатные пособия:

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

  3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

  4. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

  5. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.

  6. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

  7. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

  8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986

  10. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

  11. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

  12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.13.

  13. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.


Интернет-ресурсы:

  1. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  2. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  6. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  7. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru 


Техническая база:

  1. Кабинет русского языка;

  2. Компьютер;

  3. Мультимедийный проектор, доска;

  4. Принтер.