СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово". 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабчая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово". 9 класс.»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности


(общеинтеллектуальное направление)

«Живое слово»


















Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;


понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;


осознание эстетической ценности русского языка;


уважительное отношение к родному языку, гордость за него;


потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;


стремление к речевому самосовершенствованию;


способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;


готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;


способность характеризовать собственные знания и умения, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных

и практических задач могут быть им успешно решены;


познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.


Метапредметные:

способность анализировать любую ситуацию с точки зрения информационного наполнения;

умение строить алгоритм поиска необходимой информации,

умение планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

владение устной речью, монологической контекстной речью, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.

Предметные результаты курса «Живое слово» следующие:

выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

определять назначение разных видов текстов;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

различать темы и подтемы текста;

выделять не только главную, но и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

делать выводы из сформулированных посылок;

выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения собственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);

выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

 выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Язык и речь

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Словесное общение. Монолог. Понятие внутреннего монолога. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов.

Единицы языка

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

Текст и его основные понятия

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Основная мысль. Проблема. Контекст. Подтекст. Затекст. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь. Интонация и логическое ударение. Как завладеть вниманием слушателей.

Стили речи

Стили речи и их особенности. Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.

Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов.

Разговорный стиль речи и его особенности.

Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.


Система работы над текстом

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов, аннотации. Редактирование.

Формы работы: теоретические и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.


Методы и приемы: лекция, беседа, исследование, наблюдение, работа со словарями, работа с текстами различных стилей и типов речи, дискуссия, сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся: сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных высказываний на лингвистическую тему, анализ текстов различных стилей и типов речи, конспектирование, составление тезисов, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц, алгоритмов.

Тематическое планирование

п/п

Тема раздела


Количество часов

1.

Язык и речь

11

2.

Единицы языка

5

3.

Текст и его основные понятия

9

4.

Стили речи

21

5.

Система работы над текстом

22


Резервные занятия

2


Итого

70



Литература для учителя:

  1. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

  2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

  4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

  5. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах. – М.,1996.

  6. Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

  7. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.


Литература для учащихся:

  1. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории  русского  языка). – М., 1992.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

  4. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.

  5. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.

  6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

  7. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.


Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.

  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984

  5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688 с.

  6. Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.

  7. Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.

  8. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Живое слово»


п/п

Тема занятий

Кол-во часов на изучение

Форма контроля

Дата

Примечание

по плану

фактически

Язык и речь – 11 ч.

1.

Язык и речь. Почему человек умеет говорить.

1

Презентация.




2.

Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово.

1

Беседа.




3.

Русский язык среди других языков мира.

1

Лекция.




4.

Изобразительные возможности языка.

1

Исследовательская работа.




5.

Речь устная и письменная.

1

Беседа, составление высказываний по теме.




6.

Словесное общение.

1

Беседа, составление высказываний по теме.




7.

Монолог.

1

Составление высказываний на лингвистическую тему.




8.

Понятие внутреннего монолога.

1

Беседа.




9.

Диалог.

1

Составление высказываний на лингвистическую тему.




10.

Полилог.

1

Составление высказываний на лингвистическую тему.




11.

Анализ примеров из художественных текстов.

1

Практикум.




Единицы языка – 5 ч.

12.

Слово как универсальная единица языка.

1

Беседа.




13.

Прямое и переносное значение слов.

1

Работа со словарями.




14.

Виды переносных значений.

1

Составление схем, таблиц алгоритмов.




15.

Предложение как единица языка.

1

Беседа, редактирование предложений и текстов.




16.

Слова-предложения и их роль в тексте.

1

Редактирование предложений и текстов.




Текст и его основные понятия – 9 ч.

17.

Текст. Тема текста.

1

Составление высказываний на лингвистическую тему.




18.

Микротема и абзац. 

1

Составление высказываний на лингвистическую тему.




19.

Основная мысль. Проблема.

1

Работа с научной и публицистической литературой.




20.

Контекст. Подтекст. Затекст.

1

Практикум.




21.

Средства связи предложений в тексте.

1

Составление текста по образцу.




22.

Типы связи. Цепная и параллельная связь.

1

Составление текста с определенным видом связи по образцу.




23.

Типы связи. Смысловая связь.

1

Составление текста с определенным видом связи по образцу.




24.

Интонация и логическое ударение.

1

Беседа, речевой практикум, составление выступления.




25.

Как завладеть вниманием слушателей.

1

Практикум.




Стили речи – 21 ч.

26.

Стили речи и их особенности.

1

Работа в группах. Анализ текста, публичная защита.




27.

Публицистический стиль. Его структура.

1

Работа с научной и публицистической литературой.




28.

Анализ текста публицистического стиля.

1

Анализ текста.




29.

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

1

Коллективная работа по составлению текста.




30.

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте.

1

Работа в группах, составление обрамлений к рассказу.




31.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте.

1

Составление схем, таблиц, алгоритмов, анализ текстов.




32.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте.

1

Практикум.




33.

Сжатие текста художественного стиля.

1

Практикум.




34.

Составление текста по образцу.

1

Составление текста по образцу.




35.

Научный стиль речи и его структура.

1

Создание и рецензирование собственного текста.




36.

Термины в научном стиле речи.

1

Практикум.




37.

Официально-деловой стиль речи и его структура.

1

Беседа, образцы документов.




38.

Составление официально-деловых документов.

1

Практикум.




39.

Разговорный стиль речи и его особенности.

1

Практикум.




40.

Составление высказывания на лингвистическую тему.

1

Беседа, составление словаря, анализ текстов в парах.




41.

Составление высказывания на лингвистическую тему.

1

Практикум.




42.

Типы речи. Повествование.

1

Составление текста по образцу.




43.

Типы речи. Описание.

1

Составление текста по образцу.




44.

Типы речи. Рассуждение.

1

Составление текста по образцу.




45.

Тексты смешанного типа.

1

Работа с научной и публицистической литературой, подбор текстов.




46.

Тексты смешанного типа.

1

Практикум.




Система работы над текстом – 22 ч.

47.

Виды анализа прозаического текста.

1

Лекция.




48.

Лингвистический анализ.

1

Беседа, анализ текста.




49.

Лингвистический анализ.

1

Практическая работа.




50.

Анализ поэтического текста.

1

Анализ текста.




51.

Анализ поэтического текста.

1

Практическая работа.




52.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

1

Беседа, анализ текста.




53.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

1

Практическая работа.




54.

Лексико-семантический анализ.

1

Беседа, анализ текста.




55.

Лексико-семантический анализ.

1

Практическая работа.




56.

Анализ произведения в контексте.

1

Беседа, анализ текста.




57.

Анализ произведения в контексте.

1

Практическая работа.




58.

Система работы над анализом текста.

1

Беседа, анализ текста.




59.

Система работы над анализом текста.

1

Практическая работа.




60.

Конспектирование.

1

Конспектирование.




61.

Конспектирование.

1

Практическая работа.




62.

Тезисы.

1

Составление тезисов.




63.

Составление тезисов.

1

Практическая работа.




64.

Аннотация.

1

Составление аннотации.




65.

Составление аннотации.

1

Практическая работа.




66.

Редактирование.

1

Работа над редактированием текста.




67.

Редактирование.

1

Практическая работа.




68.

От слова к тексту.

1

Круглый стол.




69-70.

Резервные занятия.

2