РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Живое слово»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
способность характеризовать собственные знания и умения, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных
и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметные:
способность анализировать любую ситуацию с точки зрения информационного наполнения;
умение строить алгоритм поиска необходимой информации,
умение планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владение устной речью, монологической контекстной речью, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.
Предметные результаты курса «Живое слово» следующие:
выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения собственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Язык и речь
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Словесное общение. Монолог. Понятие внутреннего монолога. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов.
Единицы языка
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
Текст и его основные понятия
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Основная мысль. Проблема. Контекст. Подтекст. Затекст. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь. Интонация и логическое ударение. Как завладеть вниманием слушателей.
Стили речи
Стили речи и их особенности. Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.
Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов.
Разговорный стиль речи и его особенности.
Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Система работы над текстом
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов, аннотации. Редактирование.
Формы работы: теоретические и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы: лекция, беседа, исследование, наблюдение, работа со словарями, работа с текстами различных стилей и типов речи, дискуссия, сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся: сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных высказываний на лингвистическую тему, анализ текстов различных стилей и типов речи, конспектирование, составление тезисов, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц, алгоритмов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Язык и речь | 11 |
2. | Единицы языка | 5 |
3. | Текст и его основные понятия | 9 |
4. | Стили речи | 21 |
5. | Система работы над текстом | 22 |
| Резервные занятия | 2 |
| Итого | 70 |
Литература для учителя:
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах. – М.,1996.
Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Литература для учащихся:
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688 с.
Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.
Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.
Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Живое слово»
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов на изучение | Форма контроля | Дата | Примечание |
по плану | фактически |
Язык и речь – 11 ч. |
1. | Язык и речь. Почему человек умеет говорить. | 1 | Презентация. | | | |
2. | Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. | 1 | Беседа. | | | |
3. | Русский язык среди других языков мира. | 1 | Лекция. | | | |
4. | Изобразительные возможности языка. | 1 | Исследовательская работа. | | | |
5. | Речь устная и письменная. | 1 | Беседа, составление высказываний по теме. | | | |
6. | Словесное общение. | 1 | Беседа, составление высказываний по теме. | | | |
7. | Монолог. | 1 | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
8. | Понятие внутреннего монолога. | 1 | Беседа. | | | |
9. | Диалог. | 1 | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
10. | Полилог. | 1 | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
11. | Анализ примеров из художественных текстов. | 1 | Практикум. | | | |
Единицы языка – 5 ч. |
12. | Слово как универсальная единица языка. | 1 | Беседа. | | | |
13. | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Работа со словарями. | | | |
14. | Виды переносных значений. | 1 | Составление схем, таблиц алгоритмов. | | | |
15. | Предложение как единица языка. | 1 | Беседа, редактирование предложений и текстов. | | | |
16. | Слова-предложения и их роль в тексте. | 1 | Редактирование предложений и текстов. | | | |
Текст и его основные понятия – 9 ч. |
17. | Текст. Тема текста. | 1 | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
18. | Микротема и абзац. | 1 | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
19. | Основная мысль. Проблема. | 1 | Работа с научной и публицистической литературой. | | | |
20. | Контекст. Подтекст. Затекст. | 1 | Практикум. | | | |
21. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | Составление текста по образцу. | | | |
22. | Типы связи. Цепная и параллельная связь. | 1 | Составление текста с определенным видом связи по образцу. | | | |
23. | Типы связи. Смысловая связь. | 1 | Составление текста с определенным видом связи по образцу. | | | |
24. | Интонация и логическое ударение. | 1 | Беседа, речевой практикум, составление выступления. | | | |
25. | Как завладеть вниманием слушателей. | 1 | Практикум. | | | |
Стили речи – 21 ч. |
26. | Стили речи и их особенности. | 1 | Работа в группах. Анализ текста, публичная защита. | | | |
27. | Публицистический стиль. Его структура. | 1 | Работа с научной и публицистической литературой. | | | |
28. | Анализ текста публицистического стиля. | 1 | Анализ текста. | | | |
29. | Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | 1 | Коллективная работа по составлению текста. | | | |
30. | Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. | 1 | Работа в группах, составление обрамлений к рассказу. | | | |
31. | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. | 1 | Составление схем, таблиц, алгоритмов, анализ текстов. | | | |
32. | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. | 1 | Практикум. | | | |
33. | Сжатие текста художественного стиля. | 1 | Практикум. | | | |
34. | Составление текста по образцу. | 1 | Составление текста по образцу. | | | |
35. | Научный стиль речи и его структура. | 1 | Создание и рецензирование собственного текста. | | | |
36. | Термины в научном стиле речи. | 1 | Практикум. | | | |
37. | Официально-деловой стиль речи и его структура. | 1 | Беседа, образцы документов. | | | |
38. | Составление официально-деловых документов. | 1 | Практикум. | | | |
39. | Разговорный стиль речи и его особенности. | 1 | Практикум. | | | |
40. | Составление высказывания на лингвистическую тему. | 1 | Беседа, составление словаря, анализ текстов в парах. | | | |
41. | Составление высказывания на лингвистическую тему. | 1 | Практикум. | | | |
42. | Типы речи. Повествование. | 1 | Составление текста по образцу. | | | |
43. | Типы речи. Описание. | 1 | Составление текста по образцу. | | | |
44. | Типы речи. Рассуждение. | 1 | Составление текста по образцу. | | | |
45. | Тексты смешанного типа. | 1 | Работа с научной и публицистической литературой, подбор текстов. | | | |
46. | Тексты смешанного типа. | 1 | Практикум. | | | |
Система работы над текстом – 22 ч. |
47. | Виды анализа прозаического текста. | 1 | Лекция. | | | |
48. | Лингвистический анализ. | 1 | Беседа, анализ текста. | | | |
49. | Лингвистический анализ. | 1 | Практическая работа. | | | |
50. | Анализ поэтического текста. | 1 | Анализ текста. | | | |
51. | Анализ поэтического текста. | 1 | Практическая работа. | | | |
52. | Сравнительно-сопоставительный анализ. | 1 | Беседа, анализ текста. | | | |
53. | Сравнительно-сопоставительный анализ. | 1 | Практическая работа. | | | |
54. | Лексико-семантический анализ. | 1 | Беседа, анализ текста. | | | |
55. | Лексико-семантический анализ. | 1 | Практическая работа. | | | |
56. | Анализ произведения в контексте. | 1 | Беседа, анализ текста. | | | |
57. | Анализ произведения в контексте. | 1 | Практическая работа. | | | |
58. | Система работы над анализом текста. | 1 | Беседа, анализ текста. | | | |
59. | Система работы над анализом текста. | 1 | Практическая работа. | | | |
60. | Конспектирование. | 1 | Конспектирование. | | | |
61. | Конспектирование. | 1 | Практическая работа. | | | |
62. | Тезисы. | 1 | Составление тезисов. | | | |
63. | Составление тезисов. | 1 | Практическая работа. | | | |
64. | Аннотация. | 1 | Составление аннотации. | | | |
65. | Составление аннотации. | 1 | Практическая работа. | | | |
66. | Редактирование. | 1 | Работа над редактированием текста. | | | |
67. | Редактирование. | 1 | Практическая работа. | | | |
68. | От слова к тексту. | 1 | Круглый стол. | | | |
69-70. | Резервные занятия. | 2 | | | | |