Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________
«____»_______________
приказ №____ от "___"__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
поинтеллектуальному направлению
«В мире книг»
(базовый уровень)
1 «Б» ( 7лет)
Срок освоения программы: 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Давлетова Елена Михайловна
учитель I квалификационной категории
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «В мире книг» для 1 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11;
Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №11;
Авторской рабочей программы Л.А. Ефросининой «В мире книг», Москва, Вентана-Граф, 2011,
Актуальность программы состоит в том, что ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.«В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтениедля ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.«В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Цель программы:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
организация содружества библиотеки, школы, семьи в привлечении детей к чтению;
помощь в воспитании у ребёнка хорошего художественного вкуса и чувства прекрасного;
знакомство с лучшей детской художественной литературой, соответствующей возрасту ребёнка;
Данная программа «В мире книг» рассчитана на 33 час (1час в неделю).
Авторская программа используется без изменений.
Содержание курса(33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Книги о Родине и родной природе (3 ч)
Писатели детям. (3 ч)
Народная мудрость. Книги-сборники (2ч)
По страницам книг В.Сутеева. (3 ч)
Сказки народов мира. (3 ч)
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Детские писатели (3 ч)
Сказки зарубежных писателей (4 ч)
Книги—сборники стихотворений для детей (3 ч)
Книги о животных (4 ч)
Планируемые результаты изучения программы
Предметные :
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формы проведения занятий:литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницамкниг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли
Способы подведения итогов: викторины, утренники.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | дата | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Использование учебно- лабораторного оборудования |
план | факт |
1 | 07.09 | | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | Овладевать правилами работы с книгой. Осознавать значимость чтения для личного развития. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | |
2 | 14.09 | | Художественные книги. Большеформатная книга в типографном оформлении. | Знакомство со структурой книги. Классификация книг по темам и жанрам. | |
3 | 21.09 | | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Осознавать значимость чтения для личного развития. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | икт |
4 | 28.09 | | Книги о Родине и природе. | Культура самостоятельной работы с выбранной книгой. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
5 | 05.10 | | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | Знакомство с элементами книги. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | |
6 | 12.10 | | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | Слушание и рассматривание одной из детских книг. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
7 | 19.10 | | Книги современных писателей о детях. | Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | ИКТ |
8 | | | Потешки, шутки и считалки, Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалочки». | Знакомство с особенностями этих книг. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | икт |
9 | 26.10 | | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | Отгадывание загадок. | |
10 | 09.11 | | Творческая работа «Сочини загадку», Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | Придумывание своих загадок. | |
11 | 16.11 | | По страницам книг В.Сутеева. | Знакомство с книгами-сборниками, книгами-произведениями. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Рассматривание иллюстраций . Осознавать значимость чтения для личного развития Самостоятельная поисковая работа. | икт |
12 | 23.11 | | В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | |
13 | 30.11 | | Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева» | |
14 | 07.12 | | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | Оформление выставки книг. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | ИКТ |
15 | 14.12 | | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением | Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок». Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | |
16 | 21.12 | | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | Самостоятельная поисковая работа. Осознавать значимость чтения для личного развития. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | |
17 | 28.12 | | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н.Толстой «Приключения Буратино» | Слушание и чтение историй из книги. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. Творческая работа «Встреча с Буратино». Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
18 | | | По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Книга приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | икт |
19 | | | Книги С.Маршака. Выставка-книг. | Знакомство с произведениями разных жанров. Осознавать значимость чтения для личного развития. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
20 | | | Книги-сборники произведений К.Чуковского. | Рассматривание книг-сборников. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
21 | | | Е.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг. | Знакомство с героями книг. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | икт |
22 | | | Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | Рассматривание книги в разных изданиях. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
23 | | | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | Слушание и чтение одной из историй. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | |
24 | | | В гостях у сказки. | Инсценирование отдельных картин. Осознавать значимость чтения для личного развития | |
25 | | | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | Поиск нужного произведения в книге. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | |
26 | | | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | Участвовать в конкурсе. Осознавать значимость чтения для личного развития. Демонстрировать свои знания и умения. | |
27 | | | Дети –герои книг детских писателей. | Знакомство с детьми-героями. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | |
28 | | | Литературная игра «Вопросы и ответы». | Конкурс юмористических стихов. | ИКТ |
29 | | | Книги В.Бианки, Г.Скребицкого. | Знакомство с книгами-сборниками о животных. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | |
30 | | | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | Слушание и рассматривание. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | ИКТ |
31 | | | Оформление выставочных работ | Участвовать в создании выставки. Осознавать значимость чтения для личного развития. | |
32 | | | По страницам любимых книг. Выставка книг. | Демонстрировать свои знания и умения. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | ИКТ |
33 | | | КВН «Знаешь ли ты?» | |
Учебно- методическое обеспечение
Для учащихся:
Справочник «Книгочей»
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Книги-сборники произведений о животных.
Книги-сборники стихов для детей.
Для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011
Справочник «Книгочей»
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Книги-сборники произведений о животных.
Книги-сборники стихов для детей.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от «___»_____________ _____________
протокол №_________ «____»________
18