Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________ В.Н.Варенова
«31» августа 2019 г.
приказ №68 от «31» августа 2019 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Занимательная экология»
для 3 «А» класса
базовый уровень
2019 / 2020 учебный год
Разработчик программы: Шевчук Светлана Станиславовна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2019 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;
авторской программы В.А. Самковой «Моя первая экология», М.: Издательский центр
«Вентана-Граф», 2016 г.
По учебному плану МБОУ СОШ № 11 на изучение данного курса отводится 34ч (1 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения программы
Личностные:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости;
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание курса
Дом, в котором я живу (10 ч)
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. Жилища первобытных людей. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Появление многоэтажных домов. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом». Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Первобытные «коллекционеры». Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
О городах и горожанах (5 ч)
Кочевой образ жизни древних племён. Появление городов. Города-государства. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Различные проекты городов будущего.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (9 ч)
Система — одно из ключевых понятий экологии. Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственны экосистемы. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — наиболее распространённый тип наземных экосистем. Водоём — природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
В сетях жизни (6 ч)
Биологическая экология и окружающая среда. Простейшая классификация экологических связей. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные - падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Общий дом – общие проблемы (4 ч)
Увеличение численности населения планеты. Рост потребностей человека. Экологические проблемы р. Глобальные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Дом, в котором я живу | 10 | Практические работы: «Домашняя инвентаризация». Проекты: «Дом, в котором я бы хотел жить», «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды». |
О городах и горожанах | 5 | Практические работы: определение загрязнения воздуха в город по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином. Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. |
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии | 9 | Практические работы: «Я и моя окружающая среда», изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; составление композиции из комнатных растений. Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня». |
В сетях жизни | 6 | Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае. Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр». |
Общий дом – общие проблемы | 4 | Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов». |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от 30 августа 2019 г. _____________/Фадеева О.В./
протокол № 1 30 августа 2019 г.