Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________ В.Н.Варенова
« » августа 2019 г.
приказ № от « » августа 2019 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Олимпионик (русский язык)»
для 3 «А» класса
(базовый уровень)
Разработчик программы: Шевчук Светлана Станиславовна,
учитель начальных классов I квалификационной категории.
2019 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;
авторской программы Н.М. Лавровой М. «Готовлюсь к школьной олимпиаде (русский язык)»:
Академкнига/Учебник, 2014г., УМК «Перспективная начальная школа».
По учебному плану МБОУ СОШ № 11 на изучение данного курса отводится 34ч (1 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения программы
Личностные:
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Познавательные УУД:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Содержание курса
Звуки и буквы. Родственные слова. Состав слова. (7 ч)
Звуки и буквы. О том, как учились читать на Руси. Родственные слова. Состав слова.
Чередования в корнях слов. Корни- омонимы. Значение слова. Многозначные слова.
Переносное значение слова. Толковый словарь: устройство словарной статьи многозначного
слова.
Имена существительные (2 ч)
Род и число имен существительных. Имена существительные, обозначающие действия и
признаки. Окончания имен существительных. Палиндромы (слова-перевертыши) — слова,
которые можно читать слева направо и справа налево.
Многозначные слова. Старославянские звуки и корни в русских словах.
Синонимы. Антонимы. (4 ч)
Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Синонимия и антонимия многозначных слов.
Омонимы. Старославянские звуки и корни в русских словах. Толковый словарь. Общепринятая
система условного языка словарей: знаки и символы.
Устойчивые выражения (4 ч)
Устойчивые выражения. Единство значения слов/словосочетания/фразы в составе устойчивого
выражения. Неизменный порядок слов в устойчивых выражениях. Неизменяемость словоформы
в составе ряда устойчивых выражений. Использование устаревших слов в составе устойчивых
выражений. Синонимия устойчивых выражений. Антонимичные устойчивые выражения.
Омонимичные устойчивые выражения. Словари устойчивых выражений. Использование в речи
устойчивых выражений — межъязыковое явление. Пословицы и поговорки. Устаревшие слова
в пословицах и поговорках.
Жизнь корня в составе разных частей речи. Окончания имён существительных. (3 ч)
Имя существительное: состав слова. Удивительные чередования. Корни-омонимы. Беглые
гласные в разных частях слова.
Окончания имен прилагательных. Беглые гласные в разных частях речи. (14 ч)
Образование имен прилагательных. Многозначность слова в тексте. Окончания имён
прилагательных. Беглые гласные в разных частях речи. Имена существительные, похожие
на имена прилагательные. Второстепенные члены предложения. Роль в предложении имен
прилагательных и имен существительных. Глагол: состав слова. Удивительные чередования.
Времена глагола. Роль глагола в предложении. Особенности форм прошедшего времени.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Звуки и буквы. Родственные слова. Состав слова | 7 | Учебно-исследовательская работа со словарями и учебниками (индивидуальная и в группе). |
Имена существительные | 2 | Подготовка «Устного журнала» |
Многозначные слова. Старославянские звуки и корни в русских словах. Синонимы. Антонимы | 4 | Инсценирование стихотворных текстов с помощью средств, необходимых для драматизации. Проекты «Старославянские звуки и корни в русских словах». |
Устойчивые выражения | 4 | Конкурс «Кто больше?» |
Жизнь корня в составе разных частей речи. Окончания имён существительных. | 3 | Исследование «Корни в разных частях речи». |
Окончания имён прилагательных. Беглые гласные в разных частях речи | 14 | Наблюдения над беглыми гласными в разных частях речи. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от 30 августа 2019 г. _____________/Фадеева О.В./
протокол № 1 30 августа 2019 г.
4