г. Сергиев Посад
августа 201 г.
приказ № от августа 201 г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг», Москва, Вентана - Граф, 2011г
Разработчик программы Давлетова Елена Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2019 г.
Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Данная программа «В мире книг» рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Авторская программа используется без изменений.
Тема | Кол-во часов | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Страницы старины седой | 4 | Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси. | Экскурсия в музей |
Крупицы народной мудрости | 4 | Сравнение произведений фольклора по жанрам и темам, выделение особенностей народных сказок. | |
Мифы народов мира | 2 | Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. | |
Русские писатели сказочники | 3 | Различение фольклорных и авторских произведений. | |
«Книги, книги, книги…» | 4 | Умение работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, работа с каталогами библиотеки. Пользование правилами работы с книгами в библиотеке, общение с библиотекарем. | Экскурсия в библиотеку |
Книги о детях и для детей. | 3 | Умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, называть жанровые признаки басни, подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Инсценирование басен. | Проект |
|
Словари, справочники, энциклопедии. | 3 | Умение работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). | |
Родные поэты. | 3 | Выполнение поисковой работы по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. Готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения. | |
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. | 4 | Умение готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения. | |
Мир книг. | 4 | Использование умения рассматривать и читать детские газеты и журналы, находить нужную информацию в газетах и журналах. Собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала». Пользоваться электронными газетами и журналами. | Проект |
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Использование учебно- лабораторного оборудования |
1 | 03.09 | | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги сборники. | Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси. Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. | |
2 | 10.09 | | Книги древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | |
3 | 17.09 | | Библия. Библейские предания. | |
4 | 24.09 | | Экскурсия в краеведческий музей. «Аз да буки, а потом науки». | экскурсия |
5 | 01.10 | | Героические песни о героях России. Песня слава. | |
6 | 08.10 | | Русь великая в произведениях фольклора. | |
7 | 15.10 | | Книга сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А. В. Суворове. | Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда. Собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя. | Книги-сборники |
8 | 22.10 | | День народного единства: презентации о героях России. | |
9 | 05.11 | | Мифы народов мира. Книги сборники. | Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. Различать фольклорные и авторские произведения. | |
10 | 12.11 | | Мифологические герои. | |
11 | 19.11 | | Мир сказок: сказки народные и авторские. | |
12 | 26.11 | | Книги со сказками русских писателей – классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк - Горбунок». | аудио-книги |
13 | 03.12 | | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег», и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. | |
14 | 10.12 | | Библиографический справочник: справки о писателях- сказочниках. Энциклопедии и книги- справочники. | Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги. Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки. Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде. | спрпвочники |
15 | 17.12 | | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | |
16 | 24.12 | | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Библиотеки родного города. | библиотека экскурсия |
17 | .01 | | Книга. Типы книги. Справочный аппарат книги. | |
18 | .01 | | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы». | Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру. Объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Инсценирование басен. | проект |
19 | .01 | | Дети- герои книг писателей 19 века. | Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам. Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности. Осознавать значимость чтения для личного развития; Формировать потребность в чтении. | |
20 | .02 | | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Н.Мамин - Сибиряке, А. Куприне и др. | презентации |
21 | .02 | | Конкурс- кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу- сборник писателей- классиков. | презентации |
22 | .02 | | «Хранители слов»- словари. Выставка словарей. Игра- конкурс «Объясни слово». | Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). | игра-еконкурс |
23 | .02 | | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | |
24 | .03 | | Игра «100 вопросов Почемучек». | Выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу. Готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения. | |
25 | .03 | | Книги- сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | |
26 | .03 | | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок. Выделять паузы и логические ударения. Обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение. | электронный ресурс |
27 | .04 | | Конкурс «Читаем стихотворения о Родине и родной природе». | |
28 | .04 | | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | Выполнять поисковую работу по проекту. Презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения. | |
29 | .04 | | Встреча с корреспондентом местной газеты. | Готовить материал для классной и школьной газеты. | |
30 | .04 | | Детские газеты и журналы. | Использовать умение читать, молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов рассматривать и читать детские газеты и журналы. Находить нужную информацию в газетах и журналах. Собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала». Пользоваться электронными газетами и журналами. | презентации |
31 | .05 | | Творческая работа: отзыв о книге. | |
32 | .05 | | Книги о детях Е Ильина «Четвёртая высота». | |
33 | .05 | | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». | презентации |
34 | .05 | | Итоговое занятие. Игра «В мире книг». | проект |
от августа 201 г. _____________
протокол № августа 201 г.