СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьная риторика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с современными требованиями ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной компетенции учащихся во время усвоения программы основной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьная риторика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 44» города Курска






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школьная Риторика»



(общеинтеллектуальное направление)

8 класс













Разработала Татьянникова Яна Юрьевна

учитель русского языка и литературы






2018-2019 уч.год



Планируемые результаты освоения программы

Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:

  • Познавательные УУД: умение анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;умение классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; умение реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; умение осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;


  • Регулятивные УУД: оценивание выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; умение анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; умение формулировать задачу занятия;


  • Коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; умение слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;


Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: умение объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознание  важности соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; умение отличать истинную вежливость от показной; умение адаптироваться применительно к ситуации общения,  учитывать интересы коммуникантов при общении; умение  проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях ;осознание ответственности   за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; умение анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;


Достижение планируемых результатов освоения программы.

Уровень

Получение

представлений

Воспроизведение

операций

Формирование

навыков и

умений

Получение опыта самостоятельного действия

Характеристика уровня

Ученик знаком с программным материалом.

Ученик может выполнять учебное действие по алгоритму.

Ученик может выполнять действия, алгоритм которых изучен, но содержание и условия выполнения новые.

Ученик способен проявлять продуктивную активность, применяя изученную информацию для решения жизненных задач.

Виды

деятельности

Беседа, упражнение, игра-соревнование на скорость и качество выполнения.

Ролевая игра, викторина, олимпиада, выполнение самостоятельного задания по выбору примеров, действие по аналогии.

Проект, исследование, презентация результатов самостоятельной работы, ролевая игра со сложным сценарием, дискуссия, дебаты.






























































Содержание учебного предмета



Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением

Это практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.

Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который называется «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.

Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», имеет общеинтеллекутальную направленность.

Учебная нагрузка определена из расчета 1 часа в неделю в школе и вне ее. Всего 34 часа, продолжительность одного занятия 40 минут.

Форма организации занятий – «Школа развития речи».

Программа "Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 5-го по 9-й класс, - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170ч.

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, деловые и ролевые игры, выполнение и защита проектов

Формы подведения итогов:

Защита исследовательского проекта



Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.

В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевая деятельность» – дает представление Особенностях устной речи, о ее ситуативности, избыточности. О Приемах подготовки устного и письменного высказывания.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий (пишущий);

• что хотел сказать (написать);

• что сказал (написал) ненамеренно.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

почему (причина, мотив);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).



Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.
У–1. Критически оценивать слушание собеседников.

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.
У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты.
У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
У–2. Распределять дыхание.

Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.
У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.
У–1. Определять нарушения в точности речи.

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

У–2. Рассказывать о случаях.

Речь. разговорная. Рассказ о себе.









ОБЩЕНИЕ

Общение

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию): 1) изобретение; 2) расположение; 3) выражение; 4) запоминание; 5) произнесение.

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля.

Виды общения

Контактное – дистантное общение, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

Несловесные средства

Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Поза, ее коммуникативное значение.

«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.

Молчание – золото?

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Устная речь

Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки.

Учимся отвечать

Инструктивная речь. Сравнительная характеристика. Группировка и классификация (обобщающее высказывание).

КАЧЕСТВА РЕЧИ

Качества речи

Качества речи. Выразительная речь.

Учимся читать учебную литературу

Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный).

Риторика уважения

Утешение.

Редактирование

Лингвистические словари. Словарная статья.

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Речевые жанры

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

Публичная речь

Информационная речь: ее разновидности.

Учимся спорить

Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия.

Вторичные тексты

Инсценировка.

Необычные (поликодовые) тексты

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

Прецедентные тексты

Понятие о прецедентных текстах.

Бытовые жанры

Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.

Газетные жанры

Портретный очерк, его особенности.






























Календарно-тематическое планирование курса «Школьная риторика»

8 класс







Виды занятия


Тема

Понятийные и инструментальные знания

Всего часов


Всего часов

аудиторные

внеаудиторные

дата проведения

Теоретические

Практические


Тема 1. Общение – 6 часов



1-2


Общение

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):

1) изобретение; 2) расположение; 3) выражение; 4) запоминание; 5) произнесение.

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля.

2

1

1

Беседа

выбор темы для исследовательского проекта

3-4


Виды общения

Контактное – дистантное общение, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

2

1

1

Деловая игра

утверждение темы исследовательского проекта

5-6


Несловесные средства

Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Поза, ее коммуникативное значение.

«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.

Молчание – золото?

2

1

1

Ролевая игра

обсуждение структуры проекта



Итого

6

3

3



Тема 2. Речевая деятельность – 4 часа



7-8


Устная речь

Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки.

2

1

1

Беседа

разработка плана проекта

9-10


Учимся отвечать

Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. Приемы подготовки.

2

1

1

Беседа




Итого

4

2

2



Тема 3. Качества речи – 8 часов



11-12


Качества речи

Качества речи. Выразительная речь.

2

1

1

Беседа

обсуждение этапов исследования

13-14


Учимся читать учебную литературу

Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный).

2

1

1

Практикум


15-16


Риторика уважения

Риторика уважения

2

1

1

Ролевая игра


17-18


Редактирование

Лингвистические словари. Словарная статья.

2

1

1

Практикум




Итого

8

4

4



Тема 4. Речевые жанры – 16 часов



19-20


Речевые жанры

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

2

1

1

Беседа

Начало проведения исследования

21-22


Публичная речь

Информационная речь: ее разновидности.

2

1

1

Деловая игра


23-24


Учимся спорить

Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия.

2

1

1

Ролевая игра


25-26


Вторичные тексты

Инсценировка.

2

1

1

Ролевая игра


27-28


Необычные (поликодовые) тексты

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

2

1

1

Деловая игра

обсуждение результатов исследования

29-30


Прецедентные тексты

Понятие о прецедентных текстах.

2

1

1

Практикум


31-32


Бытовые жанры

Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.

2

1

1

Ролевая игра


33-34


Газетные жанры

Портретный очерк, его особенности.

2

1

1

Практикум




Итого

16

8

8




Литература

  1. Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 2007.

  2. Волков А.А. Основы риторики. М.,2006.

  3. Горшков А.И. Русская словесность. М., 2005.

  4. Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 2016.С. 152-177.

  5. Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 2008.

  6. Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара,2004.

  7. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М.,2014.

  8. Культура русской речи и эффективность общения. - М.,2006.

  9. Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М.,2008.

  10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.

  11. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М.,2018.

  12. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа»,2016.

  13. Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М.,2016.

  14. Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 2008.

  15. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.

  16. Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.

  17. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 2005

  18. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара,2004.

  19. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж,2006.

  20. Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.

  21. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.

  22. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 2009



















































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР Козлова Е.А.