СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Секция «Игры народов мира»» разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2015 г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Секция «Игры народов мира»» разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предпо­лагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих обучающихся наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здо­ровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворение потребности младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств;

  • развивать двигательные реакций, точность движения, ловкость;

  • научить детей играть активно и самостоятельно;

  • ·познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;

  • воспитывать внимание, культуру поведения;

  • создавать проблемные ситуации, активизацию творческого отношения обучающихся к себе;

  • учить умению работать индивидуально и в группе,

  • развивать природные задатки и способности детей;

  • развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

  • развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Ценностными ориентирами содержанияданного кружка являются:

– формирование умения рассуждать, как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Методы организации занятий внеурочной деятельности:

  • игровой метод;

  • поисковый метод;

  • викторины;

  • беседы.

Режим занятий:

Занятия внеурочной деятельности проходят в спортивном зале, продолжительность занятий 4 класс- 40 минут

Используемые технологии:

  • технология физического воспитания (В.И. Лях, А.А. Зданевич).

Сроки реализации программы.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Секция «Подвижные игры народов мира»» по учебному плану внеурочной деятельности МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» рассчитана на 1 год обучения - 34 часа для обучающихся 4а, по 1 часу в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  • у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

  • сформировано начальное представление о культуре движении;

  • младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

  • обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

  • умение работать в коллективе.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Календарно - тематическое планирование

кружка «Игры народов России» 4-й класс (34часов)


п/п


Тема занятия

Кол-во часов


Дата

1

Русская народная игра «Жмурки»

1


2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1


3

Русская народная игра «Горелки»

1


4

Русская народная игра «Салки»

1


5

Русская народная игра «Пятнашки»

1


6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1


7

Русская народная игра «Фанты»

1


8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1


9

Русская народная игра «Волк»

1


10

Русская народная игра «Птицелов»

1


11

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

2


12

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

2


13

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

2


14

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

2


15

Марийская народная игра «Катание мяча»

2


16

Татарская народная игра «Серый волк»

2


17

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

2


18

Чувашская игра «Рыбки

2


19

Эстафета «Передача мяча»

2


20

Эстафета со скакалкой

2


21

Эстафета «С мячом»

1


22

Эстафета зверей

1


23

Эстафета «Быстрые и ловкие»

2



Итого

34



Содержание курса

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

  3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Цели изучения по каждому разделу

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственнос

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные

Выпускник научится:

  • осознавать себя гражданином России

  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

  • испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину,

  • уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,

  • осуществлять добрые дела

Выпускник получит возможность научиться

  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,

  • оценивать поступки,

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • определять план выполнения заданий на занятии,

  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  • Выпускник получит возможность научиться

  • оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

  • Познавательные

  • Выпускник научится

  • определять круг своего незнания.

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Выпускник получит возможность научиться

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

  • Коммуникативные

  • Выпускник научится

  • участвовать в диалоге;

  • слушать и понимать других,

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Предметные

Выпускник научится:

  • осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;

  • выражать свои впечатления от услышанной информации;

  • принимать совместное решение;

  • анализировать свою работу, работу пары, группы.

  • Выпускник получит возможность научиться

  • ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

  • приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

Результаты реализации программы внеурочной деятельности «Секция «Подвижные игры народов мира»:

  • Спортивное мероприятие «Игры народов мира»

  • Сборник игр народов мира.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

  • проведение открытых уроков для родителей;

  • организация конкурсов и соревнований ;

  • проведение итогового занятия в конце учебного года.


Информационно-методическое обеспечение реализации программы

Литература для педагога:

  1. Патрикеева А.Ю. Подвижные игры 1-4 класс. М.: Вако 2007,

  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы - М.: ВАКО 2007

Цифровые образовательные ресурсы:

http://infourok/ru

  1. Михалков С. В. «Веселые считалки для малышей» М.: АСТ 2016