Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения) 2010 г. с изменениями и дополнениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Примерной образовательной программы основного общего образования Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» г.Курчатова;
Учебного плана МБОУ «СОШ №5» г.Курчатова Курской области на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе.
Цель программы: формирование качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.
Задачи программы:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Сроки реализации программы
Программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 1 год обучения, проводится 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, воспитание чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре через уважение к своей малой родине;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и духовной сферах жизни;
-формирование гордости за свою большую и малую Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
бережное отношение к природе;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
-совершенствование умения смыслового чтения литературы разнообразных жанров.
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства, истории своего края;
-умение рассказывать о важнейших событиях в истории своей малой Родины, умение связывать историю своего края с историей страны;
-умение различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия;
-умение пользоваться картой Курской области, Курчатовского района, г.Курчатова, находить на них элементарные исторические и географические объекты;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
Содержание курса
Геральдика. (5 часов)
Геральдика как наука. Флаг и герб Курской области. Гербы районов Курской области. Гербы городов Курской области. Древние сведения из истории края.
Курский край в древности. (8 часов)
Курский край - форпост русской земли. Курская земля в X-XIIв. Наш край в XIII-XVIв. Развитие Курской земли в ХVII-XVIIIв. Куряне и культура Курского края в X XVIIIв. Курская губерния в XIX в. Курская губерния и культура России XIXв. Социально-экономическое и политическое развитие края в начале XX века.
Переломная эпоха в истории края. (4 часа)
Установление советской власти в Курской губернии. Гражданская война. Курский край в годы восстановления народного хозяйства Индустриализация и коллективизация. Образование Курской области. Карта Курской области. Культурное развитие Курского края в 20-30-е годы.
Курская земля в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. (6 часов)
Великая Отечественная война – куряне в боевом строю. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Курская битва. Куряне – герои Великой Отечественной войны. Памятники города, посвященные войнам: Великая Отечественная война.
Курская земля в послевоенные годы. (5 часов)
Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы послевоенного села. Курская земля в 60-80-е годы XX века. Образование Курчатовского района.
Прошлое и настоящее города Курчатова. (6 часов)
Строительство КуАЭС. Город Курчатов - город атомщиков. Карта г.Курчатова. История звания «Почетный гражданин», «Почетный гражданин г.Курчатова». Почетные граждане г.Курчатова. Памятники, памятные доски почетным гражданам г.Курчатова. Культурные объекты города энергетиков. Памятные места города.
Виды деятельности
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество.
Занятия проводятся в форме исследований, бесед, лекций. Практические занятия предполагают организацию экскурсий, фотоотчета, выпуск стенгазеты.
Тематический план
№ п/п | Название раздела, темы количество часов | Количество часов |
Теория | Практика |
1. | Геральдика. | 4 | 1 |
2. | Курский край в древности. | 7 | 1 |
3. | Переломная эпоха в истории края. | 3 | 1 |
4. | Курская земля в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. | 5 | 1 |
5. | Курская земля в послевоенные годы. | 4 | 1 |
6. | Прошлое и настоящее города Курчатова. | 3 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
34 часа
№ п/п | Название раздела с указанием количества часов, тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
| Глава I. Геральдика. | | | |
1. | Геральдика. | | | |
2. | Гербы районов Курской области. | | | |
3. | Гербы городов Курской области. | | | |
4. | Древние сведения из истории края. | | | |
5. | Обработка информации. Подготовка сообщений по пройденному материалу. | | | |
| Глава II. Курский край в древности. | | | |
6. | Курская земля в X-XIIв. | | | |
7. | Наш край в XIII-XVIв. | | | |
8. | Развитие Курской земли в ХVII-XVIIIв. | | | |
9. | Куряне и культура Курского края в X XVIIIв. | | | |
10. | Курская губерния в XIX в. | | | |
11. | Курская губерния и культура России XIXв. | | | |
12. | Социально-экономическое и политическое развитие края в начале XX века. | | | |
13. | Посещение курского краеведческого музея. | | | |
| Глава III. Переломная эпоха в истории края. | | | |
14. | Установление советской власти в Курской губернии. Гражданская война. | | | |
15. | Курский край в годы восстановления народного хозяйства Индустриализация и коллективизация. | | | |
16. | Культурное развитие Курского края в 20-30-е годы. | | | |
17. | Обработка информации. Разработка макета краеведческой газеты по пройденному материалу | | | |
| Глава IV. Курская земля в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. | | | |
18. | Великая Отечественная война – куряне в боевом строю. | | | |
19. | Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. | | | |
20. | Освобождение. | | | |
21. | Курская битва. | | | |
22. | Куряне – герои Великой Отечественной войны | | | |
23. | Посещение школьного музея. | | | |
| Глава V. Курская земля в послевоенные годы. | | | |
24. | Индустрия послевоенная. | | | |
25. | Проблемы и заботы послевоенного села. | | | |
26. | Курская земля в 60-80-е годы XX века. | | | |
27. | Памятные места Курской области. | | | |
28. | Обработка информации. Подготовка сообщений по пройденному материалу. | | | |
| Глава VI. Прошлое и настоящее города Курчатова. | | | |
29. | Город энергетиков. | | | |
30. | Экскурсия в городской краеведческий музей. | | | |
31. | Ими гордится мой город. | | | |
32. | Культурные объекты города энергетиков. | | | |
33. | Памятные места города. Экскурсия по городу Курчатову. | | | |
34. | Обработка информации. Фото-отчет. | | | |