ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Древнего мира разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ; Приказами Министерства образования и науки РФ: - от 17.12.2010года №1879 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»; Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пржевальская средняя школа Демидовского района Смоленской области; Основной образовательной программой основного общего образования ОУ(ФГОС);Примерной программой основного общего образования по истории .5-9 классы / авт.-составители: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко: М.:Просвещение, 2013 г., к учебнику «История Древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2013.
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; - - овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»; - - воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов; -- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира; - - развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; - формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве общества Древней Греции, Древнего Рима других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с людьми в условиях современного поликультурного общества Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 5 классе. Изучение курса истории в 5классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия- человек, личность в истории. Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
1.Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
2.Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4.Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
Метапредметные результаты:
1.Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
2.Овладение умениями работать с учебной в внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
3.Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
4.Готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
5.Активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
Предметные результаты:
1.Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества и истории собственной страны;
2.Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3.Способность соотносить историческое время и историческое пространство,действия и поступки личностей;
4.Умения изучать и систематизировать информацию из различных источников,читать историческую карту и ориентироваться в ней;
5.Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяния личностей и народов в истории страны и человечества;
6.Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией: -указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий; - соотносить год с веком,устанавливать последовательность и длительность исторических событий; Знание исторических фактов, работа с фактами: - харатеризоватьместо,обсточтельства, участников,этапы, особенности и результаты событий; - группировать факты по различным признакам и основаниям; Работа с историческими источниками: -читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение; - осуществлять поиск необходимой информации в источниках, отбирать, группировать и обобщать ее; - сравнивать данные разных источников,выявлять их сходство и различия, время и место создания;
Описание (реконструкция): - последовательно строить рассказ(устно или письменно) об исторических событиях,их участниках; - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей и их достижения в разные исторические эпохи;
Анализ, объяснение: - различать факт и его описание; - соотносить единичные исторические факты и общие явления; - различать причину и следствие исторического события, явления; - выделять характерные,существенные признаки явлений и событий; - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
Работа с версиями,оценками: - приводить оценки исторических событий личностей; - определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;
Применение знаний и умений в общении,социальной среде: - применять историтческие знания для раскрытия причин и оценки сущности событий; - использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - способствовать созранению памятников истории и культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение (1ч) Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч) Первобытные собиратели и охотники Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие отживотных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Первобытные земледельцы и скотоводы . Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток. (20ч) Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук .Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция. (21ч) Древнейшая Греция Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 5. Древний Рим (17ч). Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион». Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Гражданские войны в Риме Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Римская империя в первые века нашей эры. Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. Падение Западной Римской империи Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новыйзахват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (4 ч) Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема, раздел | Колич. часов | Дата |
план | факт . |
1 | Введение | 1 | | |
2 | РАЗДЕЛ 1.ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ Тема 1.Первобытные охотники и собиратели Древнейшие люди | 6 3 1 | | |
3 | Первобытные охотники и собиратели. | 1 | | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | | |
5 | Тема 2.Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. | 2 1 | | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | | |
7 | Повторение . Входной контроль | 1 | | |
8 | Тема 3. Счет лет в истории. | 1 | | |
9 | РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Тема 4 .Древний Египет. Местоположение и природные условия Древнего Египта. | 18 7 1 | | |
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 1 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | | |
13 | Религия древних египтян | 1 | | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | | |
16 | Повторение по теме: « Древний Египет». Страна большого Хапи. | 1 | | |
17 | Тема 5. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье | 7 1 | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | |
| |
20 | Библейские сказания. | 1 | | |
|
21 | Древнееврейское царство. | 1 | | |
22 | Ассирийская держава | 1 | | |
23 | Образование Персидской державы. | 1 | | |
24 | Тема 6. Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии | 4 1 | | |
25 | Индийские касты | 1 | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | | |
28 | Повторение по разделу: « Древний Восток». | 1 | | |
29 | РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Тема 7. Древнейшая Греция. Греки и критяне | 20 5 1 | | |
30 | Микены и Троя | 1 | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | | |
33 | Религия древних греков | 1 | | |
34 | Тема 8 . Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 7 1 | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | | |
36 | Древняя Спарта | 1 | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | | |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | |
41 | Тема 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. В гаванях афинского порта Пирей. | 5 1 | | |
42 | В городе богини Афины | 1 | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | | |
44 | В театре Диониса | 1 | | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | |
46 | Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии | 3 1 | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | |
48 | В Александрии Египетской | 1 | | |
49 | Повторение по разделу: «Древняя Греция». | 1 | | |
50 | РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЙ РИМ. Тема 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией. Древнейший Рим | 17 3 1 | | |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | | |
53 | Тема 12. Рим- сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 3 1 | | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье | 1 | | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | | |
56 | Тема 13. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов | 4 1 | | |
57 | Восстание Спартака | 1 | | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | | |
59 | Установление империи | 1 | | |
60 | Тема 14. Римская империя в первые века н.э. Соседи Римской империи | 5 1 | | |
61 | Рим при императоре Нероне | 1 | | |
62 | Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. | 1 | | |
63 | Вечный город и его жители | 1 | | |
64 | Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской Империи. Римская империя при Константине | 1 | | |
65 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | | |
67-68 | Итоговое повторение | 2 | | |