гимназия имени Ф.К. Салманова
Код | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Регулятивные учебные действия |
1.3 | Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия. Понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую информацию |
2 | Коммуникативные учебные действия |
2.1 | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
7.1 | Вводить информацию в компьютер (текст, изображения, звуки) |
7 | Познавательные и коммуникативные действия в части ИКТ-компетентности |
7.2 | Искать и сохранять информацию с использованием устройств ИКТ |
7.3 | Создавать, представлять и передавать сообщения, обрабатывать информацию с использованием устройств ИКТ |
7.4 | Уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ |
5 | Познавательные действия по решению задач (проблем) |
5.1.2 | Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков, схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений |
6 | Познавательные действия по работе с информацией и чтению |
6.1 | Осуществлять поиск информации |
3 | Познавательные логические действия |
3.2 | Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы |
4.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.) |
6 | Познавательные действия по работе с информацией и чтению |
6.4 | Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста |
6 | Познавательные действия по работе с информацией и чтению |
6.1 | Осуществлять поиск информации |
6.1.1 | Ориентироваться в различных видах справочных изданий |
6.1.2 | Оценивать достаточность информации для решения задач |
6.1.3 | Формулировать поисковый запрос, сочетать тематический и предметный поиск информации |
6.3 | Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию |
6.3.2 | Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод |
6.3.3 | Обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов |
6.3.6 | Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы |
6.4 | Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста |
6.4.1 | Оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний |
6.4.2 | Оценивать достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников |
6.4.3 | Оценивать достоверность информации на основе сведений об авторе и издании, в котором опубликован текст |
6.5 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач |
6.5.1 | Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач |
6.5.3 | Создавать аннотации к тексту |
7.4 | Уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ |
7.4.3 | Овладеть основами информационной безопасности, в том числе антивирусной защиты |
№ п/п | Предметный результат | КПУ |
1. Учащийся научится: |
1.1. | локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории | 1.1, 2.1, 2.2 |
1.2. | использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; | 2.4 |
1.3. | проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья | 2.3, 2.6, |
1.4. | составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории | 2.5-2.6 |
1.5. | раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире | 2.9, 2.10 |
1.6. | объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков | 2.13 |
1.7. | сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); | 2.8, 2.12 |
1.8. | давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. | 2.14 |
2. Учащийся получит возможность научиться: |
2.1 | давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток) | |
2.2 | сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | |
2.3 | составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | 2.7 |
2.4 | вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах | |
Тема раздела/модуля | Содержание | КЭС |
Рождение средневекового мира | Средние века: понятие и хронологические рамки. Историческое и культурное наследие Средневековья РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | 3.1.1 3.1.2 3.1.5 3.1.10 3.1.12 |
Подъём Средневековой Европы | ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. | 3.1.3, 3.1.4 3.1.3 3.1.6, 3.1.7 3.1.5 3.1.8, 3.1.9 3.1.13, 3.1.14 |
Многоликое Средневековье | СТРАНЫ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. ГОСУДАРСТВА ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура | |
№ | Название | Авторы | Наличие электр. приложения (да/нет) |
Учебники, учебные пособия | |
| История. Средние века Учебник для общеобразовательных учреждений 6 класс. 2014, 2015 | В.А. Ведюшкин В.И. Уколова | да |
Методические материалы для учителя | |
2. | Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. | В. И. Уколова, В. А. Ведюшкин, Д. Ю. Бовыкин и др. | |
3. | История. Средние века. Поурочное тематическое планирование. 6 класс. | В.И.Уколова | |
4. | История. Средние века. Тетрадь-тренажёр. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций , 2015 | В.А. Ведюшкин | |
№ | Ссылка на ресурс | Наименование ресурса | Темы, разделы, в изучении которых применяются ресурсы |
Электронные образовательные ресурсы |
1. | | Всемирная история в датах. Интерактивный справочник | Курс «Истории средних веков» |
2. | | История мировых цивилизаций | Курс «Истории средних веков» |
3. | | История средних веков | Курс «Истории средних веков» |
4. | | История средних веков | Курс «Истории средних веков» |
5. | | История мира | Курс «Истории средних веков» |
6. | | Путь к Леонардо | Курс «Истории средних веков» |
7. | | Российская и всеобщая история | Курс «Истории средних веков» |
8. | | Уроки всемирной истории | Курс «Истории средних веков» |
Свободные образовательные Интернет-ресурсы |
1. | http://fcior.edu.ru | ФЦИОР | ЭОР ко всем разделам курса |
2. | http://school-collection.edu.ru | ЕКЦОР | ЭОР ко всем разделам курса |
3. | http://interneturok.ru | | Видеоуроки по всем учебным темам курса |
4. | www.slovari.ru | | Электронные словари |
5. | http://www.humanities.edu.ru/index.html | Портал Гуманитарное образование | Методические материалы |
6. | http://history.standart.edu.ru/ | Проект издательства «Просвещение» | Информационная площадка для учителей |
7. | http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.8 | Единое окно доступа | Материалы по истории |
8. | http://lesson-history.narod.ru | Компьютер на уроках истории, обществознания и права | Подготовка к урокам и выполнение учебных проектов |
9. | http://www.hrono.ru/metodika/index.php | «Хронос» | Методика преподавания истории на проекте «Хронос» |
10. | http://www.mil.ru/info/1068/11278/11845/index.shtml | Военно-исторический журнал | Подготовка к урокам и выполнение учебных проектов |
11. | http://historydoc.edu.ru/ | Российский общеобразовательный портал | Коллекция исторических источников |