Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _______________Л.В.Чистякова «_____» ______________ 2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ВО «ВПТ» ________________М.Г.Поташников «_____» _________________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОго предмета
ОУП. 06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Воронеж 2020
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014г. № 1645, от 31.12.2015г. № 1578, от 29.06.2017г. N 613) и с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з).
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум»
Разработчик: Крикунов М. С., преподаватель ГБПОУ ВО «ВПТ», г. Воронежа
РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол от «_____»___________20______г. №______
Председатель предметно-цикловой комиссии ___________Н.В. Столярова
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
| 4 | | 5 | | 7 | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета | 8 | | 10 | | 15 | 7. Характеристика основных видов деятельности обучающихся | 19 | 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета | 22 | 9. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета | 23 | | | | |
1.1 Программа учебного предмета разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413(с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578, 29.06. 2017 г. N 613).
Учебный предмет Физическая культура изучается на базовом уровне.
1.2 Изучение предмета Физическая культура направлено на достижение следующих целей.
Учебный предмет позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий обучающихся, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят обучающимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Реализация содержания учебного предмета «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными предметами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебного предмета «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
1. физкультурно-оздоровительной деятельностью;
2. спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной подготовкой;
3. введением в профессиональную деятельность специалиста.
Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использованиеосваиваемогоучебногоматериалавразнообразныхформахактивного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебного предмета «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, лыж, гимнастики, спортивных игр) дополнительно предлагаются не традиционные (ритмическая и атлетическая гимнастика).
Специфической особенностью реализации содержания учебного предмета «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.
С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных организациях студенты проходят медицинский осмотр (диспансеризацию). Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или специальная.
К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.
К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья.
Используя результаты медицинского осмотра студента, его индивидуальное желание заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное, подготовительное и специальное.
На спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие сравнительно высокий уровень физического развития и физической подготовленности, выполнившие стандартные контрольные нормативы, желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО. Занятия в спортивном отделении направлены в основном на подготовку к спортивным соревнованиям в избранном виде спорта.
На подготовительное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Занятия носят оздоровительный характер и направлены на совершенствование общей и профессиональной двигательной подготовки обучающихся.
На специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.
Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты.
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Изучение учебного предмета «Физическая культура» завершается промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмета Физическая культура относится к общеобразовательному циклу.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 156 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
практические занятия | 117 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Промежуточная аттестация I семестр - зачет II семестр –дифференцированный зачет |
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета:
Л1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
Л2. Сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
Л3. Приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
Л4. Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
Л5. Готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
Л6. Способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
Л7. Способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
Л8. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Л9. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Л10. Умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Л11. Патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
Л12. Готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные результаты освоения предмета:
М1. Способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
М2. Готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
М3. Освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
М4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
М5. Формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
М6. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности.
Предметные результаты освоения предмета:
П1. Умение использовать разнообразные формы и виды из культурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
П2. Владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
П3. Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
П4. Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
5.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия физической культуры и здорового образа жизни.
Теоретическая часть.
Введение. Здоровье человека его ценность и значимость для профессионала.
Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек. Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Требования к технике безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
Практическая часть
Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья студентов, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий тем или иным видом спорта.
Раздел 2. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100м, эстафетный бег 4100м, 4400м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000м (девушки) и 3000м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500г (девушки) и 700 г (юноши).
Раздел 3. Лыжная подготовка
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
Раздел 4. Гимнастика. Ритмическая гимнастика. Аэробика. Атлетическая гимнастика.
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
Раздел 5. Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных, временны'х и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности самостоятельности.
Ручной мяч
Передача и ловля мяча в тройках, передача и ловля мяча с откосом от площадки, бросок мяча из опорного положения с сопротивлением защитнику, перехваты мяча, выбивание или отбор мяча, тактика игры, скрестное перемещение, подстраховка защитника, нападение, контратака.
Виды спорта по выбору
Ритмическая гимнастика
Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Использование музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.
Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Комплекс упражнений с профессиональной направленностью из 26—30движений.
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
Раздел 6. Прикладная физическая подготовка
Элементы единоборства
Знакомство с видами единоборств и их влиянием на развитие физических, нравственных и волевых качеств.
Каратэ-до, айкидо, таэквондо (восточные единоборства) развивают сложные координационные движения, психофизические навыки (предчувствие ситуации, мгновенный анализ сложившейся ситуации, умение избежать стресса, снятие психического напряжения, релаксацию, регуляцию процессов психического возбуждения и торможения, уверенность и спокойствие, способность мгновенно принимать правильное решение).
Дзюдо, самбо, греко-римская, вольная борьба формируют психофизические навыки (преодоление, предчувствие, выбор правильного решения, настойчивость, терпение), обучают приемам самозащиты и зашиты, развивают физические качества (статическую и динамическую силу, силовую выносливость, общую выносливость, гибкость).
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка. Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. Силовые упражнения и единоборства в парах. Овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами.
Правила соревнований по одному из видов единоборств. Гигиена борца. Техника безопасности в ходе единоборств.
Раздел 7. Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики используются в качестве профилактического средства физического воспитания.
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
Спортивная аэробика
Занятия спортивной аэробикой совершенствуют чувство темпа, ритма, координацию движений, гибкость, силу, выносливость.
Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов. Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота, отжимание в упоре лежа (четырехкратное непрерывное исполнение). Дополнительные элементы: кувырки вперед и назад, падение в упор лежа, перевороты вперед, назад, в сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты, сальто.
Техника безопасности при занятии спортивной аэробикой.
6. Тематическое планирование учебного предмета Физическая культура
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка обучающихся, час. | Самостоятельная работа | Количество аудиторных часов |
Всего | Теорети-ческие занятия | Практические занятия | Контроль-ные работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Основные понятия физической культуры и здорового образа жизни. | 8 | 1 | 7 | 7 | | |
Тема 1.1. Введение. Здоровье человека его ценность и значимость для профессионала. | 2 | | 2 | 2 | | |
Тема 1.2 Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. | 2 | | 2 | 2 | | |
Тема 1.3 Диагностика и самодиагностика состояния организма обучающегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. | 2 | | 2 | 2 | | |
Тема 1.4 Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. | 2 | 1 | 1 | 1 | | |
Раздел 2. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка. | 32 | 6 | 26 | | 26 | |
Тема 2.1 Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 2.2 Бег 100 м, эстафетный бег 4Х100 м, 4Х400 м. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 2.3 Бег по прямой с различной скоростью. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 2.4 Равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки), 3000 м (юноши). | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема. 2.5. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема. 2.6 Прыжки в высоту с разбега способами: «прогнувшись», «перешагивания», «ножницы», «перекидной». | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема. 2.7 Метание гранаты массой 500 г (девушки), 700 г (юноши). | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема. 2.8 Передача эстафеты. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема. 2.9 Техника пробегания виражей. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 2.10 Гладкий бег по дистанции. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 2.11 Челночный бег. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 2.12 Бег по пересеченной местности. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 2.13 Техника спортивной ходьбы. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Раздел 3. Лыжная подготовка. | 24 | 6 | 18 | | 18 | |
Тема 3.1 Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 3.2 Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 3.3 Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон , финиширование. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 3.4 Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и до 5 км (юноши). | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 3.5. Строевые упражнения на лыжах. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 3.6 Варианты коньковых ходов. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 3.7 Торможение «плугом». | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 3.8 Торможение «полуплугом». | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 3.9 Применение мазей и парафинов. | 2 | | 2 | | 2 | |
Раздел 4. Гимнастика. Ритмическая гимнастика. Аэробика. Атлетическая гимнастика. | 28 | 8 | 20 | | 20 | |
4.1 Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, обручем (девушки). | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 4.2 Общеразвивающие упражнения. Упражнения с набивными мячами, обручем (девушки). | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема4.3 Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения с чередованием напряжения и расслабления, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 4.4 Упражнения для коррекции зрения. Индивидуально подобранные композиции из упражнений выполняемых с различной амплитудой, траекторией, ритмом и темпом. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 4.5 Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 4.6 Упражнения на перекладине. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 4.7 Упражнение на брусьях параллельных и разновысотных. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 4.8 Опорные прыжки через «коня», «козла». | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 4.9 Лазание по канату. Индивидуально подобранные комплексы с дополнительным отягощением. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 4.10 Вольные упражнения. Индивидуально подобранные комплексы из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Раздел 5. Спортивные игры. | 26 | 6 | 20 | | 20 | |
Тема 5.1 Передача и ловля мяча в тройках, передача и ловля мяча с отскоком мяча от площадки. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 5.2.Бросок из опорного положения с сопротивлением | 2 | | 2 | | 2 | |
сопернику. | 2 | | 2 | | | |
Тема 5.3 Перехваты мяча. Выбивание и отбор мяча. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 5.4 Тактика игры, скрестное перемещение. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 5.5 Подстраховка защитника, нападение, контратака. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 5.6 Ведение мяча. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 5.7 Передача мяча во встречных колонах. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 5.8 Блокирование бросков в защите. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 5.9 Быстрый переход от обороны к атаке. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 5.10 Быстрый переход из атаки в оборону. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Раздел 6. Прикладная физическая подготовка. | 12 | 4 | 8 | | 8 | |
Тема 6.1 Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 6.2 Страховка. Полосы препятствий. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 6.3 Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 6.4 Передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся опоре. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Раздел 7. Дыхательная гимнастика. | 26 | 8 | 18 | | 18 | |
Тема 7.1 Погончики. | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 7.2 Насос (накачивание шины). | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 7.3 Упражнение «обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 7.4 Упражнение «большой маятник» («насос + «обними плечи») | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 7.5 Упражнение «повороты головы». | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 7.6 Упражнение «ушки» («ай-ай», или «китайский болванчик»). | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 7.7 Упражнение «маятник головой» или «малый маятник». | 2 | | 2 | | 2 | |
Тема 7.8 Упражнение «перекаты» ( вперед –назад). | 4 | 2 | 2 | | 2 | |
Тема 7.9 Упражнение «шаги» (передний шаг и задний шаг). | 2 | | 2 | | 2 | |
Всего | 156 | 39 | 117 | 7 | 110 | |
7. Характеристика основных видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Теоретическая часть |
1. Введение. Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). |
2. Мотивация и целенапрвленность самостоятельных занятий, их формы и содержание | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены. |
3. Диагностика и самодиагностика состояния организма обучающегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. |
4. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. |
Практическая часть |
Учебно-тренировочные занятия |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1.Легкая атлетика. Кроссовая подготовка. | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4х100 м, 4х 400м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши). Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной. Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); сдача контрольных нормативов |
2.Лыжная подготовка | Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Сдача на оценку техники лыжных ходов. Умение разбираться в элементах тактики лыжных гонок: распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях |
3. Гимнастика. Ритмическая гимнастика. Аэробика. Атлетическая гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производствен- ной гимнастики. |
4.Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных 'и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации. |
Виды спорта по выбору. | Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30движений. |
| Знание средств и методов тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья. Освоение техники безопасности занятий. |
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах. | Знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики. Осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой. |
| Умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы. Знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой. Умение осуществлять самоконтроль. Участие в соревнованиях. |
| Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике). Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности. |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности. |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы предмета
8.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебного предмета реализуется в спортивный зале.
Оборудование учебного кабинета: баскетбольная, волейбольная, мини футбольная площадки. Гимнастические снаряды (брусья параллельные, бревно гимнастическое, перекладина гимнастическая, конь гимнастический, козел гимнастический.
Технические средства обучения: мячи по видам спорт.
8.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М.: 2015.
Решетников Н.В. Физическая культура. — М.: 2015.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М.: 2015.
Дополнительные источники:
Барчуков И.С. Физическая культура. — М.: 2015.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М.: 2015.
Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома: 2015.
9.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Л1.- Л12. | Контроль и оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения сообщений. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. |
М1.-М6. | Контроль и оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения сообщений. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. |
П1.-П4. | Контроль и оценка владения физическими упражнениями разной функциональной направленности. Контроль, оценка владения техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, их активное применение в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Промежуточная аттестация. |