РАССМОТРЕНА на заседании методич. Объединения Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. __________ Трушкова Р.Р. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________ Серёгина Г.В. «31» августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Павловка _________ Ф. М. Гильманова «31» августа 2022г. |
| | |
Рабочая программа
«Практическая география»
(внеурочная деятельность)
11 класс
Составитель: Гайтанова Ляйсан Фанисовна,
учитель географии
2022
1. Результаты освоения курса
Личностные результаты :
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
2. Основные разделы
Введение (1 час)
Знакомство: что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии, знакомство с заданиями, с инструкцией по выполнению работы, критериями оценивания.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, работа с картой.
Источники географической информации (4 часа)
Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия
Практические работы: построение профиля рельефа по карте, определение азимута.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Природа Земли (8 часов)
Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса
Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.
Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.
Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
Население мира (4 часов)
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.
Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.
Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.
Мировое хозяйство (4 часа)
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы
Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: «Отраслевой состав хозяйства стран мира»
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
Природопользование и экология (2 часа)
Тестирование: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Страноведение (3 часа)
Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.
География России (7 часов)
Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир
Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.
Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства
Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ЕГЭ по географии.
Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи разного уровня сложности в сжатых временных рамках.
Приложение 1.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022г.)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712 ).
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования "
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254"
5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 (письмо Федеральной службы по аккредитации от 27 января 2021 г. N 1616/03-ДГ);
6. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
7. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 24.12 2021 года);
8. Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
9. Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04).
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цель данной программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомство школьников с особенностями данной формы аттестации, отработка ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Внеурочная деятельность реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов .
Программа предполагает, что основной задачей педагога является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки пособий-тренажеров ЕГЭ, Интернет-ресурсов Демо-версий ЕГЭ, дополнительных источников информации для успешного усвоения материала.
Определение места и роли учебного курса.
Материал, включенный в программу, интересен и полезен для учащихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс географии.
В основу программы положен системно-деятельностный подход к изучению географии.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений.
Методы работы: предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки – практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.
Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии коммуникативного общения;
- игровые технологии;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология работы с одарёнными детьми.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- исследовательская деятельность;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах различного состава.
Виды и формы контроля:
Формы контроля: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы
Виды:
- индивидуальный;
- фронтальный
3. Календарно-тематический план внеурочной деятельности
11 класс на 2022-2023 учебный год
№ занятия | Тема занятия | Сроки изучения материала | |
1 | Введение | Сентябрь | 1 неделя |
Источники географической информации (4 часа) |
2 | Источники географической информации. Великие географические открытия | | 2 неделя |
3 | Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Условные знаки | | 3 неделя |
4,5 | Построение профиля рельефа по карте. Определение азимута. | Октябрь | 4 неделя 1 неделя |
Природа Земли (8 часов) |
6, 7 | Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса | | 2, 3 неделя |
8 | Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. | | 4 неделя |
9 | Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса | Ноябрь | 1 неделя |
10 | Климатические пояса | | 2 неделя |
11 | Гидросфера: состав, строение. Мировой океан и его части. | | 3 неделя |
12 | Биосфера. Почва как особое природное образование. Природные комплексы | | 4 неделя |
13 | Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы | Декабрь | 1 неделя |
Население мира (4 часа) |
14, 15 | Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения. | | 2,3 неделя |
16 | Плотность населения. Народы и основные религии | | 4 неделя |
17 | Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения. | Январь | 2 неделя |
Мировое хозяйство (4 часа) |
18, 19 | Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной продукции. | | 3 неделя 4 неделя |
20 | Ведущие страны - экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. | Февраль | 1 неделя |
21 | Интеграционные отраслевые и региональные союзы. | | 2 неделя |
Природопользование и экология (2 часа) |
22, 23 | Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование | | 3 неделя 4 неделя |
Страноведение (3 часа) |
24 | Многообразие стран мира. Типы стран. | Март | 1 неделя |
25, 26 | Столицы и крупные города мира. | | 2,3 неделя |
География России (7 часов) |
27, 28 | Географическое положение России. Административно- территориальное устройство России | Апрель | 4 неделя 1 неделя |
29, 30 | Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир. | | 2,3 неделя |
31 | Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города. | | 4 неделя |
32, 33 | Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства | Май | 1,2 неделя |
34 | Итоговое занятие (1 час) | | 3 неделя |
| ИТОГО 34 часа | | |