СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Практическая география» (внеурочная деятельность) 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает результаты освоения курса, основные разделы с формами деятельности, аннотацию, КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Практическая география» (внеурочная деятельность) 11 класс»

РАССМОТРЕНА

на заседании методич. Объединения

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

__________ Трушкова Р.Р.


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР

________ Серёгина Г.В.


«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

с. Павловка

_________ Ф. М. Гильманова


«31» августа 2022г.






Рабочая программа

«Практическая география»

(внеурочная деятельность)


11 класс







Составитель: Гайтанова Ляйсан Фанисовна,

учитель географии




2022


1. Результаты освоения курса


Личностные результаты :

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.


Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения


Воспитательные результаты.


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предме­тах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.



2. Основные разделы


Введение (1 час)

Знакомство: что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии, знакомство с заданиями, с инструкцией по выполнению работы, критериями оценивания.

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, работа с картой.


Источники географической информации (4 часа)

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия

Практические работы: построение профиля рельефа по карте, определение азимута.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.


Природа Земли (8 часов)

Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.

Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа.

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.


Население мира (4 часов)

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.

Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами.

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.


Мировое хозяйство (4 часа)

Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы

Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: «Отраслевой состав хозяйства стран мира»

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;


Природопользование и экология (2 часа)

Тестирование: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы.

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Страноведение (3 часа)

Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.


География России (7 часов)

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.


Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ЕГЭ по географии.

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, лекция, решение заданий, тестирование, работа с картой.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи разного уровня сложности в сжатых временных рамках.




































Приложение 1.


Аннотация к рабочей программе


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022г.)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712 ).

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования "

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254"

5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 (письмо Федеральной службы по аккредитации от 27 января 2021 г. N 1616/03-ДГ);

6. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2

7. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 24.12 2021 года);

8. Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"

9. Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04).


















Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).



Цель данной программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомство школьников с особенностями данной формы аттестации, отработка ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Внеурочная деятельность реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов .

Программа предполагает, что основной задачей педагога является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки пособий-тренажеров ЕГЭ, Интернет-ресурсов Демо-версий ЕГЭ, дополнительных источников информации для успешного усвоения материала.

Определение места и роли учебного курса.

Материал, включенный в программу, интересен и полезен для учащихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс географии.

В основу программы положен системно-деятельностный подход к изучению географии.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений.

Методы работы: предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки – практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коммуникативного общения;

- игровые технологии;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология работы с одарёнными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- исследовательская деятельность;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля:

Формы контроля: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы

Виды:

- индивидуальный;

- фронтальный












































3. Календарно-тематический план внеурочной деятельности

11 класс на 2022-2023 учебный год


№ занятия

Тема занятия

Сроки изучения материала



1

Введение

Сентябрь

1 неделя

Источники географической информации (4 часа)

2

Источники географической информации. Великие географические открытия


2 неделя

3

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Условные знаки


3 неделя

4,5

Построение профиля рельефа по карте. Определение азимута.


Октябрь

4 неделя

1 неделя

Природа Земли (8 часов)

6,

7

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса


2, 3

неделя

8

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы.


4 неделя

9

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса

Ноябрь

1 неделя



10

Климатические пояса


2 неделя

11

Гидросфера: состав, строение. Мировой океан и его части.


3 неделя

12

Биосфера. Почва как особое природное образование. Природные комплексы


4 неделя

13

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы

Декабрь

1 неделя

Население мира (4 часа)

14,

15

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.


2,3 неделя

16

Плотность населения. Народы и основные религии


4 неделя

17

Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

Январь

2 неделя

Мировое хозяйство (4 часа)

18,

19

Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной продукции.




3 неделя

4 неделя

20

Ведущие страны - экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции.

Февраль

1 неделя

21

Интеграционные отраслевые и региональные союзы.


2 неделя

Природопользование и экология (2 часа)

22,

23

Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование



3 неделя

4 неделя

Страноведение (3 часа)

24

Многообразие стран мира. Типы стран.

Март

1 неделя

25,

26

Столицы и крупные города мира.


2,3

неделя

География России (7 часов)

27,

28

Географическое положение России. Административно- территориальное устройство России


Апрель

4 неделя

1 неделя

29,

30

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир.


2,3

неделя

31

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.


4 неделя

32,

33

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

Май

1,2

неделя

34

Итоговое занятие (1 час)


3 неделя


ИТОГО 34 часа