СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ветлужский лесоагротехнический техникум»



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО

на заседании МК

технолого-экономического цикла Заместитель директора

Руководитель МК по учебно-производственной работе

________________Т.А. Лаврёнова

подпись _________________ М.В. Замышляева

Протокол № 1 подпись

от « 20 » сентября 2021 г. от « »____________________2021г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности,

УП.04 Учебная практика и ПП.04 Производственная практика



образовательной программы среднего профессионального образования ППССЗ по специальности СПО

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

базовый уровень подготовки


Форма обучения - очная

Профиль получаемого профессионального образования:

социально – экономический


СОГЛАСОВАНО:

Зав. отделом экономики, предпринимательства, ГО И ЧС

Мобилизационной подготовки администрации

Ветлужского муниципального района

«____»______________20__г. С.В. Пятигузова




Ветлужский район,

2021 г.

Рабочая программа ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности разработана на основе ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г. № 69, профессионального стандарта Бухгалтер, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1061н.

  • рабочей программе раскрывается содержание профессионального модуля, указываются тематика практических работ, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия.



Организация-разработчик:

ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»


СОСТАВИТЕЛИ:

  • И.В. Ясинская, преподаватель профессиональных модулей, ГБПОУ ВЛАТТ, 1 кв. категория;

  • Н.Г. Соловьёва, преподаватель профессиональных модулей, ГБПОУ ВЛАТТ, высшая категория.




СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

13



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО


МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

17

















































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности



1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;

ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.







Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 04 разработана с учетом требований регионального рынка труда в соответствии с Профессиональным стандартом Бухгалтер.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области составления и анализа бухгалтерской отчётности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля в соответствии с ФГОС


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • составлении бухгалтерской отчетности и использовании ее для анализа финансового состояния организации;

  • составлении налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

  • участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

  • анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

  • применении налоговых льгот;

  • разработке учетной политики в целях налогообложения;

  • составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности.

уметь:

  • использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем, определять источники, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля;

  • выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут применяться контрольные и аналитические процедуры;

  • применять методы внутреннего контроля (интервью, пересчет, обследование, аналитические процедуры, выборка);

  • выявлять и оценивать риски объекта внутреннего контроля и риски собственных ошибок;

  • оценивать соответствие производимых хозяйственных операций и эффективность использования активов правовой и нормативной базе;

  • формировать информационную базу, отражающую ход устранения выявленных контрольными процедурами недостатков;

  • анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;

  • определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;

  • определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;

  • планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;

  • распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников);

  • проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;

  • формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;

  • координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа;

  • оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта;

  • формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта;

  • разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;

  • применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками;

  • составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта;

  • вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);

  • отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

  • определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

  • закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

  • устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

  • осваивать новые формы бухгалтерской отчетности; адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным стандартам финансовой отчетности.

знать:

  • законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;

  • гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;

  • определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

  • теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

  • методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

  • порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

  • методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

  • требования к бухгалтерской отчетности организации;

  • состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности;

  • методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

  • процедуру составления приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

  • порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

  • порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

  • сроки представления бухгалтерской отчетности;

  • правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

  • формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

  • форму отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и инструкцию по ее заполнению;

  • форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

  • сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

  • содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

  • порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

  • методы финансового анализа;

  • виды и приемы финансового анализа;

  • процедуры анализа бухгалтерского баланса: порядок общей оценки структуры активов и источников их формирования по показателям баланса;

  • порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

  • процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

  • порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

  • состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

  • процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

  • процедуры анализа отчета о финансовых результатах;

  • принципы и методы общей оценки деловой активности организации,

  • технологию расчета и анализа финансового цикла;

  • процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

  • процедуры анализа влияния факторов на прибыль;

  • основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками;

  • международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Директивы Европейского Сообщества о консолидированной отчетности.

1.3. Основная цель вида деятельности в соответствии с профессиональным стандартом Бухгалтер:

Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего – 413 часов, в том числе:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося – 305 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов,

  • самостоятельной работы обучающегося – 95 часов;

  • учебной практики – 72 часа;

  • производственной практики – 36 часов.




























  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

КОД

Наименование результата обучения

ПК. 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.3.

Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

ПК 4.5.

Принимать участие в составлении бизнес-плана;

ПК 4.6.

Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

ПК 4.7.

Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 8

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 9

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

ЛР 13

Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности

ЛР 14

Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость

ЛР 15

Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные субъектом Российской Федерации
1(при наличии)

ЛР 16

Проявляющий и демонстрирующий уважение к малой Родине,

героям труда Нижегородской области

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды

профессиональ-ных

компетенций


Наименования разделов

профессионального модуля*



Всего

часов

(макс.

учебная

нагрузка и

практики)

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная

нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа

обучающегося

Учебная, часов

Производственная

(по профилю

специальности),

часов

(если предусмотрена

рассредоточенная

практика)

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные

работы и

практические

занятия,

часов

курсовая

работа

(проект),

часов

Всего, часов

в т.ч.,

курсовая

работа

(проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 4.1 – 4.3.

ОК 1-11

Раздел 1. МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

248

148

44

20

64


36


ПК 4.4. – 4.7

ОК 1-11

Раздел 2. МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

129

62

28


31


36


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Производственная

практика (по профилю

специальности)

36


36


Всего:

413

210

72

20

95


72

36








  • Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

Объем часов

Коды компетенций,

профессионального модуля

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа


формированию

(ПМ), междисциплинарных




(проект) (если предусмотрены)


которых способствует

курсов (МДК) и тем






элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1 ПМ 04. Составление





212


и использование







бухгалтерской отчетности







МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Раздел 1. Состав, назначение и виды отчетности.

Тема 1.1.

Назначение и пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание учебного материала



Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее назначение и виды.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 1.2.

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта и структура бухгалтерии

Содержание учебного материала



Нормативное регулирование бухгалтерского учёта и структура бухгалтерии.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 1.3.

Международные стандарты финансовой отчетности

Содержание учебного материала



Цель разработки МСФО. Состав МСФО. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 1.4.

Виды бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Содержание учебного материала



Виды бухгалтерской (финансовой) отчётности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 1.5.

Состав, сроки и порядок представления бухгалтерской отчётности.

Содержание учебного материала



Состав, сроки и порядок представления бухгалтерской отчётности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 1.6.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности.

Содержание учебного материала



Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 1.7.

Порядок подготовки к составлению бухгалтерской отчётности.

Содержание учебного материала


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11


Порядок подготовки к составлению бухгалтерской отчётности.

2

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11


  1. Нормативные документы, регулирующие правила составления бухгалтерской отчетности.

2

  1. Основные положения Международных стандартов финансовой отчетности.

2

  1. Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного положения предприятия.

2

  1. Составление шахматной ведомости.

2

  1. Составление оборотно - сальдовой ведомости.

2

Раздел 2. Составление формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

Тема 2.1.

Структура и классификация бухгалтерского баланса

Содержание учебного материала


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Структура баланса. Актив и пассив баланса.

2

Тема 2.2.

Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса

Содержание учебного материала



Порядок формирования показателей при заполнении бухгалтерского баланса.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 2.3.

Методика заполнения бухгалтерского баланса





Содержание учебного материала



Порядок заполнения формы бухгалтерского баланса.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий



  1. Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерского баланса (актив)

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерского баланса (пассив)

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 2.3.

Отчет о финансовых результатах

Содержание учебного материала



Структура и назначение отчета о финансовых результатах. Классификация доходов и расходов.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11


Порядок формирования показателей отчета о финансовых результатах.

2

Порядок расчета показателей отчета о финансовых результатах.

2

Методика заполнения отчета о финансовых результатах.

2

Тематика практических занятий



  1. Заполнение формы отчета о финансовых результатах.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 2.4.

Отчет об изменениях капитала

Содержание учебного материала



Назначение и порядок формирования показателей отчета об изменениях капитала

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Методика заполнения отчета об изменениях капитала.

2

Порядок расчета стоимости чистых активов организации

2


Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение формы отчета об изменениях капитала.

2

Тема 2.5.

Отчет о движении денежных средств.


Содержание учебного материала



Назначение и порядок формирования показателей отчета о движении денежных средств.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11


Методика заполнения отчета о движении денежных средств.

2

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение формы отчета о движении денежных средств.

2

Тема 2.6.

Отчет о целевом использовании полученных

средств.

Содержание учебного материала



Назначение и порядок формирования показателей отчета о целевом использовании полученных средств.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Методика заполнения отчета о целевом использовании полученных средств.

2

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.3

ОК 1-9


  1. Заполнение формы отчета о целевом использовании денежных средств.

2

Тема 2.7.

Пояснения (приложения) к бухгалтерской отчетности



Содержание учебного материала



Порядок формирования пояснения к бухгалтерскому балансу.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Методика заполнения пояснений к бухгалтерской отчетности.

2

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение табличных форм пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

2

Тема 2.8.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства.

Содержание учебного материала



Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Раздел 3.

Отражение в бухгалтерской отчетности информации об отдельных фактах и событиях в деятельности организации

Тема 3.1.

Отражение в бухгалтерской отчетности информации по сегментам деятельности.

Содержание учебного материала



Отражение в бухгалтерской отчетности информации по сегментам деятельности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 3.2.

Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

Содержание учебного материала



Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 3.3.

Отражение в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности.

Содержание учебного материала



Отражение в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 3.4.

Бухгалтерская отчетность при осуществлении реорганизации и ликвидации организаций.

Содержание учебного материала



Бухгалтерская отчетность при осуществлении реорганизации и ликвидации организаций.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Раздел 4.

Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности.

Тема 4.1.

Виды налоговой отчетности и порядок её представления.

Содержание учебного материала



Виды налоговой отчетности Представление налоговой отчётности. Ответственность за непредставление налоговой отчётности. Исправления в налоговых декларациях.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.2.

Порядок заполнения титульного листа налоговой декларации.

Содержание учебного материала



Порядок заполнения титульного листа налоговой декларации.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.3.

Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах

Содержание учебного материала



Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.4.

Налоговый учет и отчетность по налогу на прибыль

Содержание учебного материала



Понятие и сущность налогового учета. Способы ведения бухгалтерского учета. Регистры налогового учета. Структура и содержание формы декларации по налогу на прибыль. Техника заполнения декларации по налогу на прибыль.

4

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение формы декларации по налогу на прибыль.

2

Тема 4.5.

Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость

Содержание учебного материала



Методологические аспекты исчисления налоговой базы. Ведение счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Налоговые вычеты. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет. Техника заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость.

4

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение формы декларации по налогу на добавленную стоимость.

2

Тема 4.6.

Налоговая отчетность по акцизам

Содержание учебного материала



Методологические аспекты расчета налоговой базы. Порядок исчисления акциза. Налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет. Техника заполнения декларации по акцизам.

4

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение формы декларации по акцизам.

2

Тема 4.7.

Налоговая отчетность по транспортному налогу

Содержание учебного материала



Методологические аспекты расчета налоговой базы. Порядок исчисления транспортного налога. Техника заполнения декларации по транспортному налогу.

4

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий



  1. Заполнение декларации по транспортному налогу.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.8.

Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций

Содержание учебного материала



Характеристика налога на имущество организаций.

Техника заполнения декларации по налогу на имущество организаций.

2

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий



  1. Заполнение декларации по налогу на имущество организаций.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.9.

Налоговая отчетность по земельному налогу

Содержание учебного материала



Методологические аспекты расчета земельного налога.

Техника заполнения декларации по земельному налогу.

4

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий


ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

  1. Заполнение декларации по земельному налогу.

2

Тема 4.10.

Налоговая отчетность при специальных налоговых режимах

Содержание учебного материала



Технология ведения налогового учета при упрощенной системе налогообложения.

2



2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Техника составления декларации по единому налогу на вмененный доход.

Тематика практических занятий



  1. Заполнение налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.11.

Отчетность по страховым

взносам во внебюджетные фонды.



Содержание учебного материала



Характеристика отчётности по страховым взносам. Отчётность по страховым взносам в налоговые органы. Отчётность по страховым взносам во внебюджетные фонды.

6

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий



  1. Заполнение декларации по РСВ.

4

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 4.12.

Статистическая отчётность.

Содержание учебного материала



Формы статистической отчетности и инструкция по их заполнению. Сроки сдачи статистической отчётности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тематика практических занятий



  1. Заполнение формы статистической отчётности.

2


Раздел 5.

Консолидированная бухгалтерская отчётность организации.

Тема 5.1.


Состав консолидированной бухгалтерской отчетности и факторы,

обуславливающие необходимость ее составления.

Содержание учебного материала



Состав консолидированной бухгалтерской отчетности и факторы, обуславливающие необходимость ее составления.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 5.2.

Общий порядок составления и представления консолидированной

бухгалтерской отчетности.

Содержание учебного материала



Общий порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Тема 5.3.

Порядок объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в консолидированную бухгалтерскую отчетность.

Содержание учебного материала



Порядок объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в консолидированную бухгалтерскую отчетность.

2

ПК 4.1-4.7

ОК 1-11

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 04.01.


  1. Ответственность за нарушение порядка представления отчетности и искажение отчетных данных.

  2. Заполнение форм годовой и квартальной отчетности.

  3. Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия.

  4. Заполнение налоговых деклараций.

  5. Решение ситуаций по нахождению ошибки при составлении бухгалтерского баланса.

  6. Решение ситуаций по влиянию хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.

  7. Выполнение тестового задания по теме 2.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.

  8. Составление информации о материальных ценностях, находящихся за балансом.

  9. Выполнение тестового задания по теме «Отчет о финансовых результатах».

  10. Выполнение тестового задания по теме «Отчет о движении денежных средств».

  11. Выполнение тестового задания по теме «Отчет об изменении капитала».

  12. Заполнение статистической формы № П- 5 (м) « Основные сведения о деятельности организации».

  13. Заполнение формы СЗВ-М.






64









Примерная тематика курсовых работ:

20


  1. Бухгалтерская отчетность как информационная база анализа деятельности малого предпринимательства.


  1. Особенности формирования бухгалтерской отчетности на стадии создания предприятия.


  1. Организация и ведение бухгалтерского учета, и составление отчетности в условиях ликвидации предприятия.


  1. Бухгалтерская отчетность и средства программного обеспечения.

  2. Правовые основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

  3. Оценка готовой продукции: аспект бухгалтерской отчетности.


  1. Оценка материально-производственных запасов: аспект бухгалтерской отчетности.

  2. Оценка незавершенного производства: аспект бухгалтерской отчетности.

  3. Бухгалтерский учет и отчетность в системе менеджмента малого предприятия.

  4. Бухгалтерская отчетность организации и ее нормативное регулирование.

  5. Международные стандарты финансовой отчетности и их адаптация к условиям России.

  6. Годовой бухгалтерский баланс организации содержание, составление и информационные возможности.

  7. Годовой отчёт организации о Финансовых результатах содержание, составление и информационные возможности.

  8. Годовой отчёт организации об изменении капитала, содержание, составление и информационные возможности.

  9. Годовой отчёт организации о движении денежных средств содержание, составление и информационные возможности.

  10. Приложение к годовому бухгалтерскому балансу организации содержание, составление и информационные возможности.

  11. Промежуточные бухгалтерские балансы организации содержание, составление и информационные возможности.

  12. Промежуточные отчёты организации о финансовых результатах: содержание, составление и информационные возможности.

  13. Сводная бухгалтерская отчётность организации, имеющей дочерние и зависимые общества.

  14. Пояснительная записка к годовой бухгалтерсой отчётности организации содержание, составление и информационные возможности.

  15. Сводная бухгалтерская отчётность акционерных обществ (товариществ): содержание, составление и информационные возможности.
















20





Раздел 2 ПМ. 04 Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности




93











МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчётности

62

Тема 2.1 Теоретические основы финансового анализа

Содержание учебного материала

12


1.

Понятие и назначение анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предмет финансового анализа. Задачи анализа. Источники для проведения анализа.

4

ПК 4.4-4.7

ОК 1-11


2.

Методы, приёмы и виды финансового анализа.

Практические занятия

8

ПК 4.4-4.7

ОК 1-11


1.

Анализ выполнения плана производства продукции, выполнения сортиментного плана.

2.

Анализ эффективности использования основных средств. Анализ оборачиваемости оборотных средств.

3.

Анализ трудовых факторов, влияющих на объём производства.


4.

Анализ затрат на производство.

Тема 2.2 Оценка финансового состояния


Содержание учебного материала

8


1.

Экспресс-анализ финансового состояния.

4

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11


2.

Анализ структуры бухгалтерского баланса (агрегированный баланс).

3.

Анализ имущества организации.

4.

Анализ источников формирования имущества.

Практические занятия

4

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11


1.

Составление агрегированного баланса.

2.

Анализ имущества организации. Анализ источников формирования имущества.

Тема 2.3 Анализ финансовой

устойчивости организации




Содержание учебного материала

8


1.

Анализ финансового состояния организации.

4

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11



2.

Анализ источников формирования запасов и затрат.

3.

Типы финансовой устойчивости организации.

4.

Расчёт коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость.



Практические занятия

4

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11


1.

Анализ финансовой устойчивости организации.

2.

Расчёт коэффициентов финансовой устойчивости.

Тема 2.4 Анализ ликвидности

баланса

Содержание учебного материала

10


1.

Анализ ликвидности баланса.

4

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11


2.

Группировка активов и пассивов баланса.

3.

Платёжный баланс.

4.

Расчёт текущей и перспективной ликвидности.

5.

Расчёт коэффициентов ликвидности.

6.

Рейтинговая оценка организации.

Практические занятия

6

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11


1.

Группировка активов и пассивов. Составление платёжного баланса.

2.

Расчёт коэффициентов ликвидности.

3.

Рейтинговая оценка организации. Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации.

Контрольная работа

2

ПК 4.4-4.7

ОК 1-11

Тема 2.5 Анализ отчёта о финансовых результатах













Содержание учебного материала

14


1.

Анализ доходов, расходов, прибыли.

8

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11


2.

Факторный анализ прибыли.

3.

Анализ показателей рентабельности.

4.

Анализ деловой активности.

5.

Оценка структуры, состава и динамики собственных оборотных средств.

6.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

7.

Понятие и расчёт эффекта финансового рычага.

Практические занятия

6

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11

1.

Анализ деловой активности организации.

2.

Анализ прогнозирования возможного банкротства организации.

3.

Анализ влияния факторов на прибыль.

Тема 2.6 Анализ отчёта об изменениях капитала.

Содержание учебного материала

2


1.

Анализ отчёта об изменениях капитала.

2

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11

Тема 2.7 Анализ отчёта о движении денежных средств.

Содержание учебного материала

2


1.

Анализ отчёта о движении денежных средств.

2

ПК 4.4; 4.6

ОК 1-11

Тема 2.8 Бюджетирование и

управление денежными

потоками

Содержание учебного материала

2


1.

Основы финансового менеджмента.

2

ПК 4.4-4.7

ОК 1-11


2.

Составление сметы, кассового плана. Составление финансовой части бизнес-плана.

3.

Документы по бюджетированию и управлению денежными потоками.

Дифференцированный зачёт

2

ПК 4.4-4.7

ОК 1-11

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 04.02.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с Интернет-ресурсами.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление

практических работ, отчётов и подготовка к их защите.

Решение задач по анализу бух. баланса.

Анализ форм бухгалтерской отчётности.

31


Тематика домашних заданий

  1. Поиск и обработка информации (по заданию).

  2. Подготовка докладов и рефератов по темам.

  3. Задачи по различным темам.

  4. Конспектирование учебников и учебных пособий.

  5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов повышения эффективности работы организации.

Учебная практика

Виды работ

  1. Оценка показателей имущества и обязательств в бухгалтерском учете и отчетности.

  2. Содержание отчета о прибылях и убытках, движении денежных средств, капитала, пояснительной записки к годовому отчету.

  3. Содержание приложения к бухгалтерскому балансу.

  4. «Заполнение форм годовой и квартальной отчетности»

  5. Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

  6. Ответственность за нарушение порядка представления отчетности и искажение отчетных данных.

  7. Составление агрегированного баланса.

  8. Анализ имущества.

  9. Анализ источников формирования имущества.

  10. Анализ финансовой устойчивости организации.

  11. Расчёт коэффициентов финансовой устойчивости.

  12. Группировка активов и пассивов.

  13. Составление платёжного баланса.

  14. Расчёт коэффициентов ликвидности.

  15. Рейтинговая оценка организации.

  16. Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации.

  17. Анализ деловой активности организации.

  18. Расчёт показателей эффективности выявленных резервов.

72


Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Характеристика организации.

  2. Составление бухгалтерской отчётности.

  3. Составление налоговой отчётности.

  4. Составление статистической отчётности.

  5. Основные показатели работы организации и их анализ.

  6. Анализ финансового состояния организации.

  7. Выявление резервов повышения эффективности работы организации.

36



Всего

413



Тематический план учебной практики УП.04 по ПМ.04

Разделы (этапы) учебной практики

Виды работ

Объем часов

Тема 1. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Заполнить журнал хозяйственных операций за апрель, май, июнь. Составить оборотно-сальдовую ведомость за апрель, май, июнь.

Заполнить формы бухгалтерской отчетности организации: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет об изменениях капитала», «Отчет о движении денежных средств», «Оформление пояснений к балансу и отчету о прибылях и убытках».

Сформированные формы бухгалтерской отчетности за 2 квл. текущий год

12

ТЕМА 2. СОСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ


Заполнить декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квл. текущего года.

расчет сумму налога на имущество, заполнить декларацию по налогу на имущество за текущий год.

Расчет налога на прибыль, заполнить налоговую декларацию на прибыль.

Расчет налога, заполнить декларацию по транспортному налогу.

Определите сумму налога на землю, Заполнить декларацию по земельному налогу


12

ТЕМА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ


Начислить страховые взносы во внебюджетные фонды.

составление отчѐтности по страховым взносам в Пенсионный фонд; -составление отчѐтности по страховым взносам в Фонд социального страхования

6

ТЕМА 4. СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ,

ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ









составление статистической отчѐтности.

6

Тема 5.

Анализ бухгалтерского баланса


Содержание

24

Составить агрегированный баланс и провести анализ структуры бухгалтерского баланса.

Провести анализ имущества организации.

6

Провести анализ источников формирования имущества.

Определить тип финансовой устойчивости организации.

Выполнить расчёт коэффициентов финансовой устойчивости.

6

Выполнить группировку статей баланса (активов и пассивов).

Составить платёжный баланс.

6

Выполнить расчёт коэффициентов ликвидности.

Провести анализ платежеспособности и кредитоспособности организации.

Определить рейтинговую оценку организации.

6

Тема 6.

Анализ «Отчёта о прибылях и убытках»

Содержание

6

Рассчитать показатели, характеризующие эффективность управления; оборачиваемость средств; доходность организации.

Сделать вывод о показателях деловой активности организации.

6

Заключение.

Выявление резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание

4

Сделать заключение о финансовом состоянии организации.

Выявить резервы повышения эффективности работы организации.

4

Дифференцированный зачёт

2

Итого:

72


Тематический план производственной практики ПП.04 по ПМ.04

Разделы (этапы) учебной практики

Виды работ

Объем часов

Основные принципы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

Ознакомиться с учетной политикой организации в части основных правил оценки статей бухгалтерской отчетности. Проанализировать основополагающие допущения и качественные характеристики, предусмотренные в учетной политике организации.

6

Этапы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ознакомиться учетными процедурами перед составлением промежуточной отчетности, с составом промежуточной отчетности, сроками и адресами ее представления. Принять участие в проведении годовой инвентаризации перед составлением годовой отчетности. Выяснить какие оценочные резервы и обязательства формируются в данной организации. По возможности приложить расчеты. Познакомиться с порядком и последовательностью закрытия счетов учета издержек организации, финансовых результатов, с реформацией баланса. Ознакомиться с составом годовой отчетности организации, сроками и адресами ее представления. На основании оборотной ведомости по счетам за год (оборотный баланс) самостоятельно составить бухгалтерский баланс. Скопировать и приложить к отчету по практике бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

6

Составление налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, налоговых деклараций по страховым взносам и форм статистической отчетности

Ознакомиться с формами налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

форму налоговой декларации по страховым взносам и инструкцию по ее заполнению;

форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

6

Основные показатели работы организации и их анализ.

Содержание

6

Выбрать основные показатели работы организации за последние 3 года и провести их анализ: производства и реализации продукции, оснащённости основными производственными фондами, материально-производственного обеспечения, трудовых ресурсов, производительности труда, заработной платы, себестоимости, выручки, прибыли и нескольких видов рентабельности.


Анализ финансового состояния организации.

Содержание

6

Провести анализ бухгалтерской (финансовой) отчётности организации


Заключение.

Выявление резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание

4

Сделать заключение о финансовом состоянии организации.

Выявить резервы повышения эффективности работы организации.


Дифференцированный зачёт

2

Итого:

36

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Экономика, бухгалтерский учет и менеджмент», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»


Оборудование учебного кабинета «Экономика, бухгалтерский учет и менеджмент»

Стенды:

    1. Требования безопасности при работе с компьютером;

    2. Журнально - ордерная форма ведения учета;

    3. Принципы учета основных хозяйственных объектов;

    4. План - счетов бухгалтерского учета;

    5. Финансово-хозяйственная деятельность;

    6. Схема записи на счетах;

    7. Требования к уровню подготовки выпускника;

    8. График работы кабинета;

    9. Готовься к экзаменам;

    10. Пишем реферат;

    11. Новое в законодательстве

Технические средства обучения:

  1. РМ преподавателя (1 шт.): Монитор (Samsung 78BDF), системный блок

(SUNRISE), клавиатура (Genius), мышь (Genius), колонки (Genius), CD-R (LG 52X), DVD-R/CD-RW (Rewritable), принтер (EPSON EMP-S1H),

проектор (EPSON EMP-S1H), сканер (BENQ 5550), наушники (SVEN AP-830)

  1. РМ студента (10 шт.): Монитор (Samsung 78BDF), системный блок

(SUNRISE), клавиатура (Genius), мышь (Genius), CD-R (LG 52X),

наушники (SVEN AP-830)

  1. Интерактивная доска

  2. Сервер

  3. Бесперебойник: Back-UPS CS 500

  4. Сетевойадаптер: D-Link DES 1024D Cat.5e







Оборудование учебного кабинета «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места для обучающихся; Наглядные и технические средства обучения:

  • ноутбуки, модем, ММП;

  • видеофильмы;

  • мультимедийные презентации;

  • микрокалькуляторы;

  • стенды;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект инструкционных карт;

  • бланки форм бухгалтерской (финансовой) отчётности;

  • таблицы;

  • карточки с заданиями.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


4.2.1. Основные источники:


  1. Брыкова Н.В. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Н. В. Брыкова. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.240 с.

  2. Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета на предприятиях торговли (3-е изд., испр.) учебник. - М.: Академия, 2015. - 144 с.

  3. Брыкова Н.В. Составление и использование бухгалтерской отчетности (для СПО). Учебник. Кнорус, 2020. – 266 с. – (Среднее профессиональное образование).

  4. Иванова Н.В. Бухгалтерский учет (9-е изд., испр.) учебник. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

  5. С.М. Пястолов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ –14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 384 с.

  6. Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник/ – Изд. 6-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование).

Периодические издания:


Газеты:

  1. Лесная газета.

  2. Экономика и жизнь.

  3. Финансовая газета.


Журналы:

  1. Бухгалтерский учёт.

  2. Главбух.

  3. Практический бухгалтерский учёт.


4.2.2. Дополнительные источники:


  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"


  1. План счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н)


  1. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н(ред. от 06.04.2015)"Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"


  1. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н(ред. от 08.11.2010)"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"


  1. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (ред. от 25.10.2010)"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"


  1. Алексеева Г.И., Богомолец С.Р., Сафонова И.В . Бухгалтерский учет Учебник / Под ред. С.Р.Богомолец. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия",


2013.


  1. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: Учебник / В.М.


Богаченко - 3-е изд., испр. - Р на Д.: 2015.


  1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: практикум / В.М.


Богаченко, Н.А. Кириллова- 3-е изд., испр. - Р на Д.: 2015. — 398 с.


  1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / В.М.


Богаченко, Н.А. Кириллова- 3-е изд., испр. - Р на Д.: 2015. — 510 с.


  1. Г.В. Савицкая. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник/ – Инфра-М, 2016. – 608 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).


  1. Н.П. Любушин. Экономический анализ/ - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 441 с.


  1. А.М. Фридман. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник/ – Инфра-М, 2019. – 264 с. – (Среднее профессиональное образование).


4.2.3. Интернет-ресурсы:


  1. Бухгалтерия-онлайн: www.buhonline.ru

  2. Интернет-ресурс для бухгалтера: www.buh.ru

  3. Справочно-правовая система ГАРАНТ: www.garant-park.ru

  4. Справочно-правовая система Консультант Плюс: www.consultant.ru

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» – Режим доступа: http://biblioclub.ru/

  1. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://institutiones.com/

  2. Пособие. Финансовый анализ на предприятии. [Электронный ресурс]. –

  3. Режим доступа – http://www.dist-cons.ru/modules/fap/index.html

  4. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://www.gks.ru/


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Занятия должны проводиться в оснащённых кабинетах. При работе над докладами, рефератами, практическими занятиями обучающимся оказываются консультации. Обязательным условием допуска к учебной и производственной практикам в рамках профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчётности» является полное освоение учебного материала.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практики, которые проводятся концентрированно.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчётности» и специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой –

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов. В качестве форм и методов текущего контроля используются домашние контрольные работы, практические занятия, тестирование, презентации проектов и др.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по ППССЗ.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательной организацией созданы комплексы оценочных средств (КОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, задачники, практикумы, учебно-методические пособия и др. Данные КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов.

Планируемые формы и методы контроля и оценки результатов обучения предусматривают у обучающихся анализ сформированности общих и профессиональных компетенций, знаний и умений


Формы промежуточной аттестации


по ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

(в соответствии с рабочим планом учебного процесса)


Профессиональный модуль, элементы модуля

Формы промежуточной аттестации

МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Защита курсовой работы – 2 семестр 3 курс

Экзамен по МДК 04.01. – 2 семестр 3 курс

МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

Дифференцированный зачёт по МДК 04.02. – 2 семестр 3 курс

УП.04 Учебная практика

Комплексный дифференцированный зачет

2 семестр 3 курс

ПП.04 Производственная практика

ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экзамен (квалификационный)




Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

Полное и четкое определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации в соответствии ФЗ № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» ; Уверенное, обоснованное и точное отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период в соответствии с приказом Министра финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н ; Квалифицированное владение методами и способами обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период; Правильное составление шахматной таблицы и оборотно-- сальдовой ведомости; Достоверное и оперативное определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

Текущий контроль в форме устного и письменного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования.

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Экспертная оценка при защите отчётов по практическим работам.

Наблюдение за ролью обучающихся на учебной и производственной практиках.

Экзамен по МДК. 04.01.

Квалификационный экзамен по модулю.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки;

Четкое соблюдение требований к бухгалтерской отчетности организации в соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете»; Полная и грамотная группировка и перенос обобщенной учетной информации из оборотно- сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности в соответствии с требованием законодательства [6-8]; Полное и необходимое отражение изменений в учетной поли- тике в целях бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008; Точное соблюдение сроков представления бухгалтерской отчетности ; Правильное внесение исправлений в бухгалтерскую от- четность в случае выявления не- правильного отражения хозяйственных операций в соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» ;

Текущий контроль в форме устного и письменного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования.

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Экспертная оценка при защите отчётов по практическим работам.

Наблюдение за ролью обучающихся на учебной и производственной практиках.

Экзамен по МДК. 04.01.

Квалификационный экзамен по модулю.

ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

Полно и правильно заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет в соответствии с действующей инструкцией по их заполнению; Полное и правильное заполнение форм отчетности по страховым взносам в бюджет в соответствии с действующими инструкциями по их заполнению; Полное и правильное заполнение формы статистической отчетности по данным бухгалтерской отчетности в соответствии с инструкцией по ее заполнению; В обязательном порядке соблюдение сроков представления налоговых деклараций и форм отчетности в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики; Оперативно осваивать заполнение новых форм налоговых деклараций и форм отчетности во внебюджетные фонды в соответствии с новыми инструкциями их заполнения; Оперативная и законная регистрация и перерегистрация организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах в соответствии с требованием НК РФ;

Текущий контроль в форме устного и письменного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования.

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Экспертная оценка при защите отчётов по практическим работам.

Наблюдение за ролью обучающихся на учебной и производственной практиках.

Экзамен по МДК. 04.01.

Квалификационный экзамен по модулю.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

  • проведение анализа работы подразделения и организации в целом;

  • оценивание результатов работы подразделения и организации в целом;

  • нахождение оптимального решения;

  • разработка мероприятий по совершенствованию деятельности подразделения и организации в целом.

Текущий контроль в форме устного и письменного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования.

Экспертная оценка результатов контрольной работы.

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Экспертная оценка при защите отчётов по практическим работам.

Наблюдение за ролью обучающихся на учебной и производственной практиках.

Дифференцированный зачёт по МДК. 04.02.

Квалификационный экзамен по модулю.

ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана

составление финансовой части бизнес-плана

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Дифференцированный зачёт по МДК. 04.02.

Квалификационный экзамен по модулю.

ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков

  • проведение анализа работы подразделения и организации в целом;

  • оценивание результатов работы подразделения и организации в целом;

  • нахождение оптимального решения;

  • разработка мероприятий по совершенствованию деятельности подразделения и организации в целом

Текущий контроль в форме устного и письменного опроса.

Экспертная оценка результатов тестирования.

Экспертная оценка результатов контрольной работы.

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Экспертная оценка при защите отчётов по практическим работам.

Наблюдение за ролью обучающихся на учебной и производственной практиках.

Дифференцированный зачёт по МДК. 04.02.

Квалификационный экзамен по модулю.

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков

проведение мониторинга устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

Экспертная оценка при защите отчётов по практическим работам.

Наблюдение за ролью обучающихся на учебной и производственной практиках.

Дифференцированный зачёт по МДК. 04.02.

Квалификационный экзамен по модулю.

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

  • обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения задач профессиональной деятельности;

  • адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы ПМ.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

  • демонстрация эффективного поиска необходимой информации;

  • демонстрация использования различных источников, включая электронные

Решение задач, подготовка докладов, рефератов, презентаций, курсовое проектирование, использование электронных источников.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

планирование организации самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Экспертное наблюдение и оценка во время занятий.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

демонстрация взаимодействия с обучающимися, преподавателями, руководством

Экспертное наблюдение и оценка во время занятий, учебной и производственной практиках.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

  • грамотность устной и письменной речи,

  • ясность формулирования и изложения мыслей

Экспертная оценка выполненных контрольных работ, сообщений, докладов, рефератов, устный опрос, наблюдение за речью обучающихся в группе.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

  • соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик;

  • проявление гражданско-патриотической позиции;

  • демонстрация осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы ПМ.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

  • эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик;

  • знание и использование ресурсосберегающих технологий в области телекоммуникаций

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы ПМ.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ведение здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы ПМ.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

применение информационно-коммуникационных технологий в составлении и анализе бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Экспертное наблюдение и оценка во время занятий, учебной и производственной практиках.

Экспертная оценка на практических занятиях, при защите курсовой работы.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

демонстрация чтения профессиональной документации на государственном и иностранном языках

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы ПМ.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

  • демонстрация основ финансовой грамотности;

  • демонстрация бизнес-планирования

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы ПМ.


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица):


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 – 100

80 – 89

70 – 79

менее 70

5

4

3

2

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля.


1