СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло-

и топливоснабжения

 

«профессиональный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения»


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Чапаевский химико-технологический техникум»




УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

ГБПОУ «ЧХТТ»

________Е.В. Первухина

01.06.2017г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло-

и топливоснабжения


«профессиональный цикл»

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
















ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией химических дисциплин

Протокол №10

Председатель ПЦК

_____________ Л.П.Мамкова

­­­­­­­29.05.2017г.


Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование




Составитель: Болонова Е.В., преподаватель ГБПОУ «ЧХТТ»


Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБПОУ «ЧХТТ»

Содержательная экспертиза: Лабушева А.А., преподаватель ГБПОУ «ЧХТТ»




Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 823.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формиро­ванию примерных программ профессиональных модулей начального профессио­нального и среднего профессионального образования на основе федеральных госу­дарственных образовательных стандартов начального профессионального и средне­го профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.





СОДЕРЖАНИЕ


Название разделов

стр

1

Паспорт программы профессионального модуля.

4

2

Результаты освоения профессионального модуля

8

3

Структура и содержание профессионального модуля

9

4

Условия реализации профессионального модуля

29

5

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

34

6

Лист изменений: и дополнений, внесенных в рабочую программу

37

7 Приложение 1 38










1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло-

и топливоснабжения

1.1 Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - явля­ется частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «ЧХТТ» по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование базового уровня подготовки, разработанной в соот­ветствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Рабочая программа составлена для очной формы обу­чения.

1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:

Базовая часть

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и со­ответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освое­ния профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-безопасной эксплуатации: теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов;

-контроля и управления: режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; системами автоматического регулирования процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;

-организации процессов: бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей; выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии;

-чтения, составления и расчета принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения;

-оформления технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

уметь:

-выполнять: безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

-техническое освидетельствование теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

-автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии; тепловой и аэродинамический расчет котельных агрегатов;

-гидравлический и механический расчет газопроводов и тепловых сетей;

-тепловой расчет тепловых сетей;

-расчет тепловых принципиальных схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения;

-выбор по данным расчета тепловых схем основного и вспомогательного оборудования;

-составлять: принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов, котельных и тепловых электростанций (ТЭС), схемы тепловых сетей и систем топливоснабжения; техническую документацию процесса эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

знать:

устройство, принцип действия и характеристики: основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; гидравлических машин, тепловых двигателей; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;

-правила: устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением; технической эксплуатации тепловых энергоустановок; безопасности систем газораспределения и газопотребления; охраны труда; ведения технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и тепловых сетей;

-методики: теплового и аэродинамического расчета котельных агрегатов; гидравлического и механического расчета тепловых сетей и газопроводов; теплового расчета тепловых сетей;

-разработки и расчета принципиальных тепловых схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; выбора по данным расчета тепловых схем основного и вспомогательного оборудования тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения;

-проведения гидравлических испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

-основные положения: федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; требований нормативных документов (СНиП, ГОСТ, СП) к теплотехническому оборудованию и системам тепло- и топливоснабжения;

-основные направления: развития энергосберегающих технологий; повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и производстве тепловой энергии.


Вариативная часть – не предусмотрено


1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего) .

466

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

310

Курсовой проект

30

Учебная практика

-

Производственная практика

180

Самостоятельная работа студента (всего)-в том числе:

156

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Работа со справочными материалами, инструкциями, правилами технической эксплуатации, нормативно-техническими, руководящими и технологическими документами.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов.

Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах.

Подготовка к лабораторным работам, занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов практическим занятиям, подготовка к их защите.

Выполнение расчетно-графических работ.


Итоговая аттестация в форме

4 семестр – экзамен

6 семестр - экзамен

6 семестр - квалификационный экзамен















































2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

ПК 2

Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

ПК 3

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения


В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):


Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

OК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения»

3.1 Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1-3

МДК 01.01.01

Измерительная техника теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

39








26








22







-







13







-







-







-







ПК 1-3

МДК 01.01.02

Водоподготовка

39





26




14





-





13




-





-





-





ПК 1-3

МДК 01.01.03

Эксплуатация котельных установок

42

28

24

-

14

-

-

-

ПК 1-3

МДК 01.01.04

Эксплуатация систем теплоснабжения

42

28

22

-

14

-

-

-

ПК 1-3

МДК 01.01.05

Теплотехническое оборудование, расчет, выбор, эксплуатация

51







30







16







-







15







-







-







-







ПК 1-3

МДК 01.01.06

Эксплуатация систем топливоснабжения


45







30






22






-






15






-






-






-






ПК 1-3

МДК 01.01.07

Тепловые двигатели

85





56





10





30





29





20





-





-





ПК 1-3

МДК 01.01.08

Эксплуатация систем автоматики, управления сигнализации теплоэнергетических процессов




45













30













14













-













15













-













-













-













ПК 1-3

МДК 01.01.09

Расчет и выбор оборудования теплоэнергетических установок

39







30







26







-






15






-






-






-






ПК 1-3

МДК 01.01.10

Эксплуатация оборудования теплоэнергетических установок, теплопотребляющего оборудования и тепловых сетей


39











26











20











-











13











-










-










-









ПК 1- 3

ПП.01 Производственная практика (по профилю специальности), часов

180


180



Всего:

646

310

190

30

156

30


180
























3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 01.01 Эксплуатация расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения





466


МДК 01.01.01 Измерительная техника теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения



Содержание

4

1

Значение приборов теплотехнического контроля для надежной и экономичной эксплуатации теплотехнического оборудования. Государственная система промышленных приборов и средств автоматизации.

2


2

2

Назначение дистанционных передач. Виды дистанционных передач, их элементы.

2


3

Лабораторные работы

8


1

Изучение работы и поверка градуировки жидкостного термометра.

2


2

Поверка и изучения пружинных манометров.

2


3

Измерение расхода воздуха.

2


4

Изучение и поверка дроссельного расходомера с дистанционной передачей.

2



Практические занятия

14

1

Определение абсолютной и относительной погрешности

2




2

Поверка мембранного тягонапоромера


2



3

Поверка логометра

2


4

Поверка электронного моста

2


5

Устройство и работа переносного потенциометра

2


6

Поверка термоэлектрического милливольтметра

2




7

Измерение температуры оптическим пирометром

2



Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям, подготовка к их защите.

13

Ознакомление с контрольными, рабочими, лабораторными приборами, принципами определения точности приборов.

Изучение магнитно-модуляционных, электросиловых и пневмосиловых тензопреобразователей. Изучение вторичных приборов, применяемых для данных преобразователей.

Изучение пирометров частичного излучения – оптические, фотоэлектрические, пирометров полного излучения, спектрального отношения. Ознакомление с технически ми требованиями, методами установки, условий эксплуатации для измерения температуры.

Ознакомление с современными методами измерения, используемые в новейших теплотехнических процессах.

Ознакомление со щитами управления во время экскурсии на промышленную котельную.

Чтение профессиональных функциональных схем, нахождение на них приборов контроля и изображение их на своих схемах.

МДК 01.01.02

Водоподготовка

Содержание

12

1

Система водоснабжения. Тепловые схемы котельных. Наименование потоков воды. Показатели качества воды. Атмосферная, поверхностная, подземная, морская воды. Примеси присутствующие в различных видах вод. Качество природных вод. Преимущества и недостатки использования различных видов воды. Источники поступления примесей в природные воды.

2


2

2

Виды фильтрования. Величины, характеризующие процесс фильтрования. Естественные и искусственные виды применяемых загрузок. Виды промывок осветлительных фильтров. Виды используемых дренажно-распределительных систем осветлительных фильтров. Вертикальные и горизонтальные фильтры; напорные и безнапорные, однослойные и двухслойные; однопоточные и двухпоточные фильтры. Конструктивные элементы осветлительных фильтров. Схемы механической очистки воды.


2


2

3

Виды применяемых реагентов для снижения щелочности и умягчения воды. Диапазоны их использования в зависимости от качества воды и от требования к умягченной воде. Схемы и аппаратура установок для умягчения воды. Осветлители, применяемые для умягчения воды осаждением; конструкции принцип действия. Вихревые реакторы; конструкции; принцип действия.

Выбор метода осаждения для умягчения исходной воды.

Определение качества воды после определенной стадии обработки.

2


2

4

Факторы, влияющие на качество пара. Пути поступления загрязнений. Схемы установок для обезмасливания пара и конденсата; конструкция и принцип работы аппарата по обезжелезиванию конденсата.

Обезжелезивание конденсата путем фильтрования через слой целлюлозы.

2


2

5

Понятие накипи и отложения. Состав, структура и физические свойства накипи и отложений. Условия образования различных видов отложений на внутренней поверхности барабанных котлов и теплообменников. Основные способы удаления отложений. Предпусковая химическая очистка смонтированного оборудования. Эксплуатационная очистка. Методы консервации котлов.

2


2

6

Механизм и условия протекания коррозионных процессов. Виды коррозии. Влияние внутренних и внешних факторов на скорость коррозии. Коррозия тракта питательной воды. Коррозия котельных агрегатов во время их эксплуатации и «стояночная» коррозия. Коррозия тепловых сетей. Предотвращение различных видов отложений. Очистка внутренних поверхностей котлов и тракта питательной воды.

2


2

Лабораторные работы

6


1

Определение жесткости и щелочности исходной воды.

2


2

Проведение пробной коагуляции. Расчет дозы коагулянта по данным анализа.

2


3

Определение содержания растворенного в воде кислорода.

2


Практические занятия

8

1

Расчет механических, осветлительных и ионообменных фильтров

2


2

Заполнение оперативной документации по обслуживанию оборудования химводоочистки

2


3

Проектирование водоподготовительных установок. Выбор и составление схемы водоподготовки

2


4

Расчет качества воды после отдельных стадий ее обработки



2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям, подготовка к их защите.

Изучение качества поверхностных и подземных вод своего региона.

Выявление отличия в работе и конструкции однокамерных и двухкамерных осветлительных фильтров.

Изучение качественного состава реагентов, используемых для умягчения воды.

Составление развернутой рабочей схемы полного обессоливания воды, с указанием и обозначением основных трубопроводов и регенерационного хозяйства.

Виды декарбонизаторов, их достоинства и недостатки. Химические закономерности образования отложений и накипи. Составление плана водоподготовки.


13

МДК 01.01.03 Эксплуатация котельных установок

Содержание

4

1

Классификация органического топлива. Элементарный состав топлива. Понятие о расчетных массах топлива, пересчет топлива с одной массы на другую. Технические характеристики органического топлива, удельная теплота сгорания топлива. Условное топливо. Материальный баланс горения органического топлива.

2


2

2

Классификация топочных устройств. Слоевые механические топки. Факельные топки для сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива. Вихревые топки.

2


2

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия


24


1

Определение объемов воздуха и продуктов сгорания при сжигании 1 нм3 газообразного топлива.

2


2

Расчет энтальпии воздуха и уходящих дымовых газов. Построение HQ-диаграммы.

2


3

Определение тепловых потерь и КПД, расчет часового расхода топлива.

2


4

Изучение конструкции топок по чертежам.

2


5

Тепловой расчет факельной топки.

2


6

Изучение конструкции внутрибарабанных сепарационных и промывочных устройств по чертежам, составление схемы ступенчатого испарения.

2


7

Изучение компоновок и конструкций пароперегревателей, экономайзеров и воздухоподогревателей по чертежам.

2


8

Тепловой расчет различных типов поверхностей нагрева.


2


9

Изучение компоновок и конструктивных особенностей паровых и водогрейных котлов по чертежам.

2

10

Изучение конструкций тягодутьевых машин различных типов. Расчет аэродинамичес-кого сопротивления газовоздушного тракта. Выбор тягодутьевых машин.


2


11

Ознакомление с тепловыми схемами и компоновкой оборудования котельных.

2


12

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выбор высоты дымовой трубы.

2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов практическим занятиям, подготовка к их защите.

Энергосберегающие мероприятия для повышения КПД котельной установки. Буквенно-цифровые обозначения различных трубопроводов котельной установки по ГОСТам. Основные элементы конструкции тягодутьевых машин. Импульсная очистка поверхностей нагрева. Механическая система золошлакоудаления. Обозначение оборудования котельной установки в тепловых схемах по ГОСТу. Конструкция оборудования, встречающегося в схемах.

14






МДК 01.01.04 Эксплуатация систем теплоснабжения

Содержание

6

1

Классификация систем теплоснабжения. Схемы присоединения потребителей к тепловым сетям.

2


2

2

Типы теплоприготовительных установок для водяных и паровых систем. Необходимое оборудование для тепловых пунктов, назначение и устройство элеватора.

2


2

3

Трубопроводы для тепловых сетей. Изоляционные материалы и их покрытие. Опоры и компенсаторы для тепловых сетей. Камеры для подземных теплопроводов.

2


3

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

22


1

Определение тепловых нагрузок по укрупненным показателям.

2


2

Определение годовых расходов теплоты и теплоносителя.

2


3

Построение годовых графиков теплопотребления.

2


4

Построение графиков расхода теплоты по продолжительности стояния температур наружного воздуха

2


5

Расчет и построение температурных графиков центрального регулирования для однородной нагрузки.

2


6

Расчет нагрузок на подвижные опоры и определение расстояния между опорами.

2


7

Расчет нагрузок на неподвижные опоры

2


8

Расчет гидравлических параметров для тепловых сетей.

2


9

Анализ пьезометрического графика двухтрубной водяной сети.

2


10

Определение толщины тепловой изоляции.

2


11

Определение потерь теплоты трубопроводом тепловой сети.

2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов к практическим занятиям, подготовка к их защите.

Выполнение расчетно-графических работ. Изучение схем тепловых пунктов, схем присоединения абонентских вводов к тепловым сетям. Изучение строительных конструкций тепловых сетей. Изучение конструкций и параметров насосов, оборудования насосных подстанций. Подготовка сообщений, докладов по повышению надежности тепловых сетей и об авариях и методах предотвращения аварий в тепловых сетях.

14

МДК 01.01.05 Теплотех-ническое оборудование, расчет, выбор, эксплуатация

Содержание

14

1

Классификация теплообменных установок и теплообменных аппаратов.

2


2

2

Теплоносители, их характеристики и область применения.

2


2

3

Основные направления и перспективы развития теплотехнического оборудования.

2


3

4

Назначение и виды рекуперативных теплообменных аппаратов непрерывного и периодического действия, область их применения.

2


2

5

Принцип и устройство теплообменных аппаратов: "труба в трубе", секционного трубчатого, пластинчатого, спирального, змеевикового, оросительного, кожухотрубчатого, калорифера.

2


2

6

Назначение и виды смешивающих аппаратов, область их применения. Основы расчета теплообменников.

2


2

7

Назначение и основные виды теплообменников с химическими превращениями. Область их применения.

2


2

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

16



1

Изучение конструкций рекуперативных теплообменных аппаратов непрерывного действия

2


2

Расчет и выбор пароводяного поверхностного теплообменника

2


3

Расчет и выбор водоводяного поверхностного теплообменника

2


4

Изучение конструкции смешивающих теплообменников

2


5

Расчет и построение процесса сушки в диаграмме h-d

2


6

Изучение конструкций сушильных установок различных типов

2


7

Изучение конструкций конденсатоотводчиков и правил их эксплуатации.

2


8

Изучение конструкции ректификационных установок.

2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов к практическим занятиям, подготовка к их защите. Расчетно-графические построения. Изучение правил установки конденсатоотводчиков.

Изучение схем теплообменных аппаратов. Изучение конструкций установок. Изучение систем сбора и возврата конденсата.

17

МДК 01.01.06 Эксплуатация систем топливоснабжения






Содержание

8

1

Структура и динамика развития топливно-энергетического комплекса. Основные виды твердого топлива. Основные характеристики топлива. Получение данного вида топлива. Состав твердого топлива. Характеристика каждого компонента.

2


3

2

Тихоходная шаровая барабанная мельница. Быстроходная молотковая мельница. Циклон. Сепаратор. Питатель пыли.

2


2

3

Классификация газов. Основные характеристики и свойства газов: температура воспламенения, теплотворная способность, газовая постоянная, вязкость, влажность, температура горения, пределы воспламенения.

2


2

4

Компрессорные и газораспределительные станции. Неравномерность газопотребления и методы ее выравнивания.

2


2

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

22


1

Подбор и расчет регулятора давления

2


2.

Подбор предохранительных запорных клапанов и предохранительных сбросных клапанов

2


3.

Расчет волосяного фильтра

2


4.

Расчет продуктов сгорания и объемов воздуха

2


5.

Определение рабочей теплоты сгорания и плотности газа


2


6.

Расчет газопровода низкого давления


2


7.

Гидравлический расчет газопроводов среднего и высокого давления

2


8.

Расчет тупиковых схем газопровода

2


9.

Расчет газопровода на подводке к котлу

2



Экзамен


10.

Расчет газовой горелки

2


11

Экскурсия на котельную

2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов к практическим занятиям, подготовка к их защите. Изучение схем пылеприготовления, их построение, описание. Ознакомление с устройством и особенностями эксплуатации мазутных горелок, используемых в теплоэнергетике.

15

МДК 01.01.07

Тепловые двигатели

Содержание

16

1

Преобразование энергии пара в паровых турбинах. Основные элементы турбин. Основные потери энергии пара в турбинах. Схема устройства и принцип действия простейшей паровой турбины. Работа пара в соплах и на рабочих лопатках. Типы сопел, их выбор

2


2

2

Виды турбин и их использование. Классификация турбин по мощности и давлению пара. Одноступенчатые турбины и их использование.

2


2

3

Многоступенчатые активные турбины со ступенями скорости и ступенями давления. Рабочий процесс в турбинах и изображение его в осях h-s.

2


2

4

Конструкции современных турбин, их применение в энергетике. Основные детали турбин, их назначение.

2


3

5

Назначение систем регулирования и защиты паровых турбин, их разновидности.

Классификация систем регулирования: дроссельное, сопловое, обводное. Сравнение систем регулирования и их применение.

2


2

6

Регуляторы прямого и непрямого действия. Синхронизаторы. Виды защит для паровых турбин. Автомат безопасности.

2


2

7

Расход пара на турбину. Режимные карты турбин. Назначение конденсационной установки и масляной системы, их основное оборудование.

2


2

8

Схемы конденсационной установки и масляной системы. Устройство конденсаторов, пароэжекторных установок, насосов. Переохлаждение конденсата и его влияние на работу конденсатора. Расход охлаждающей воды. Качество масла для масляной системы.

2


2

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

10



1

Изучение устройства паровой турбины.

2


2

Построение рабочего процесса паровой турбины и его расчет в h-s диаграмме.

2


3

Определение устройства газовой турбины

2


4

Расчет подогревателей высокого давления.

2


5

Расчет деаэратора и подогревателей низкого давления.


2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), написание рефератов.

Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических заданий, отчетов и подготовка к их защите. Решение упражнений и задач; изучение устройств паровых и газовых турбин; изучение схем регулирования паровых и газовых турбин; изучение устройства и схем регулирования двигателей внутреннего сгорания; изучение графиков нагрузок и тепловых схем ТЭС.

9




МДК 01.01.08 Эксплуатация систем автоматики, управления сигнализации теплоэнергетических процессов

Содержание

16

1

Основные понятия и определения САР. Структурные схемы автоматического регулирования.

2


2

2

Элементы схемы: объект регулирования, измерительное устройство, задающее устройство, исполнительный механизм, регулирующий орган.

2


2

3

Классификация автоматических регуляторов по роду регулируемой величины, по использованию и виду посторонних источников энергии, по характеру действия, по характеру воздействия на регулирующий орган.

2


2

4

Классификация систем автоматического регулирования по характеру изменения задающего воздействия, по принципу регулирования.

2


2

5

Самонастраивающие и несамонастраивающие системы.

2


2

6

Магнитные пускатели и тиристорные усилители.

2


2

7

Блоки управления.

2


2

8

Исполнительные механизмы. Регулирующие органы.

2


3

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

14


1.

Показатели качества регулирования

2


2

Изучение исполнительных устройств и органов регулирования

2


3.

Изучение функциональных схем автоматического регулирования барабанных паровых котлов.

2


4.

Изучение функциональных схем автоматического регулирования вспомогательного оборудования котлов.

2


5


Изучение функциональных схем автоматического регулирования водоподогревательной установки.

2


6

Изучение функциональных схем автоматического регулирования водоподготовительной установки.

2


7

Изучение структурных схем автоматических защит барабанных паровых котлов.

Контрольная работа по темам IV семестра.

2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), написание рефератов Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических заданий, отчетов и подготовка к их защите. Изучение конструкции и принципа действия регуляторов, построение их структурных схем. Регуляторы непрерывного действия, импульсные и релейные. Принцип действия, сравнительная оценка и применяемость регуляторов. Выбор типа регуляторов и определение параметров его настройки. Изучение современных средств регулирования, применяемых при эксплуатации модернизированного оборудования, с применением ЭВМ и других новейших вспомогательных средств. Системы регулирования типа «Контур», «Каскад-2», микропроцессорный контролер типа Р-130, агрегатный комплекс систем регулирования. Элементы систем промышленной пневмоавтоматики и гидроавтоматики. Изучение усилителей задающих устройств, используемых в современных регуляторах. Изучение характеристик различных регулирующих органов с анализом качества регулирования каждого из них. Чтение функциональных схем автоматизации. Ознакомление с новейшей системой регулирования современной отрасли энергетики. Работа с технической документацией. Анализ условий работы САР и определение причин нарушения их работы. Подбор деталей и узлов САР с использованием технической литературы.

15


МДК 01.01.09 Расчет и выбор оборудования теплоэнергетических установок



Содержание

4


1

Требования СНиП II-З5-76 «Котельные установки» к проектированию котельных, к расчетам тепловых нагрузок для характерных режимов работы котельных: максимального зимнего, наиболее холодного месяца, летнего. Классификация потребителей по надежности теплоснабжения и котельных по надежности отпуска теплоты.

2


2

2

Общие принципы разработки расчетных технологических и тепловых схем котельных с паровыми и водогрейными котлами. Условные обозначения оборудования на схемах.

2


2

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

26


1.

Определение расходов тепла

2


2.

Разработка тепловой схемы отопительной котельной.

2


3.

Разработка тепловой схемы производственной котельной.

2


4.

Выбор основного оборудования.

2


5.

Расчет и выбор тягодутьевых машин

2


6.

Расчет и выбор вспомогательного оборудования котельной.

2


7.

Составление схемы умягчения исходной воды.

2


8.

Составление схемы мазутного хозяйства

2


9.

Составление схемы газового хозяйства

2


10.

Расчет высоты дымовой трубы.

2


11.

Составление компоновки оборудования котельной

2


12

Составление схемы тепловых пунктов

2


13

Составление схем выпарных, сушильных, холодильных установок.

2


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа со справочными материалами, инструкциями, правилами технической эксплуатации, нормативно-техническими, руководящими и технологическими документами.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Сточные воды котельных установок, их химический состав. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в водоемах. Методы снижения концентрации вредных веществ в сточных водах.

Расчет установок для очистки сточных вод от нефтепродуктов, грубодисперсных смесей, солей, кислот, щелочей. Выбор оборудования очистных сооружений по справочной литературе.

Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов.


13



МДК.01.01.10 Эксплуатация оборудования теплоэнергетических установок, теплопотребляющего оборудования и тепловых сетей

Содержание



6


1

Эксплуатация оборудования для приема и складирования твердого топлива. Эксплуатация ленточных конвейеров, дробилок, грохотов, магнитных сепараторов и других элементов топливоподачи. Эксплуатация оборудования систем пылеприготовления с молотковыми и шаровыми барабанными мельницами.

2


2

2

Эксплуатация паровых и водогрейных котлов, работающих на различных видах топлива. Подготовка к растопке, растопка парового котла, включение в паровую магистраль, обслуживание котла во время работы, плановые и аварийные остановы котлоагрегата.

2


2

3

Эксплуатация тепловых сетей. Требования правил Госэнергонадзора России к трубопроводам пара и горячей воды. Классификация трубопроводов по параметрам рабочей среды. Требования правил Госэнергонадзора. России по безопасной эксплуатации тепловых сетей. Основные виды и причины повреждений трубопроводов, способы их устранения. Защита тепловых сетей от коррозии.

2


2

Лабораторные работы

Не

предусмо

трено


Практические занятия

20


1

Пуск и останов пылеприготовительных установок, регулирование их работы

2


2

Пуск и останов топок, работающих на жидком топливе, регулирование работы мазутных форсунок

2


3

Пуск и останов топок, работающих на газе, регулирование работы газовых горелок.

2


4

Пуск, включение в работу, обслуживание во время работы и останов парового котла.

2


5

Пуск, обслуживание во время работы и останов водогрейного котла

2


6

Пуск, останов и обслуживание во время работы насосов, вентиляторов, дымососов.

2


7

Изучение напорных характеристик центробежных машин

2


8

Пуск, обслуживание во время работы и останов водоподготовительной установки.

2


9

Пуск, обслуживание во время работы и останов паропровода.

2


10

Пуск, обслуживание во время работы и останов водяной тепловой сети


2



Экзамен


Самостоятельная работа обучающегося

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа со справочными материалами, инструкциями, правилами технической эксплуатации, нормативно-техническими, руководящими и технологическими документами.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов. Контроль и учет работы оборудования энергетического цеха, изучение документов по учету и отчетности. Изучение документов по приему и сдачи смены дежурным персоналом энергоцеха; документов, заполняемых дежурным персоналом. Причины взрывов в топках котлов, работающих на различных видах топлива, меры по предупреждению взрывов. Мероприятия для повышения экономичности работы котлов.

13


Примерная тематика курсовых проектов

Тепловой расчет парового (водогрейного) котла, работающего на твердом, жидком или газообразном топливе.

Расчет кожухотрубчатого теплообменника.

Теплоснабжение жилого микрорайона.



Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту

30

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по курсовому проектированию

Расчет и оформление курсового проекта по индивидуальным заданиям и темам.

20

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

-безопасная эксплуатация: теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов;

-контроль и управление: режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; системами автоматического регулирования процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;

-организация процессов: бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей; выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии;

-чтение, составление и расчет принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения;

-оформление технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

180



Всего

646




4. условия реализации программы МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы ПМ требует наличия учебного кабинета - эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, лаборатории - эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования.


Оборудование учебного кабинета эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения и рабочих мест кабинета:

- стенды по выполнению лабораторных и практических работ по темам профессионального модуля по водоподготовке, измерительной технике, методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий;

  • технические паспорта и каталоги средств измерений;

  • методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;

- наглядные пособия (макеты элементов оборудования, измерительной техники, плакаты, электронные диски с учебными фильмами, фотографиями по измерительной технике, химической подготовки воды);

- комплект учебно-методической документации.


Оборудование лаборатории эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования и рабочих мест лаборатории:

-наглядные пособия (макеты элементов теплотехнического оборудования, плакаты, электронные диски с учебными фильмами, фотографиями по обслуживанию и наладке теплоэнергетического оборудования и т.д.)

- комплект учебно-методической документации;

-программное обеспечение по моделированию рабочих ситуаций при обслуживании теплотехнического оборудования;

-инструкции по эксплуатации котельного оборудования;

-функциональные схемы теплотехнического контроля;

-режимные карты котлов;

-пусковые схемы теплотехнического оборудования;

-технологические и полные схемы котельного цеха;

- ведомости работы оборудования КТЦ.


Рабочие места по количеству студентов, с учетом выполнения работ бригадным методом по 3-4 человека.


Технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- компьютеры.


Реализация рабочей программы ПМ предполагает обязательную производственную

практику (по профилю специальности)

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- энергетические котлы различных типов;

- водогрейные котлы;

- вспомогательное оборудование котельной установки;

- оборудование пылеприготовительной установки (мельницы, сепараторы, циклоны);

- оборудование мазутной насосной и газораспределительного пункта;

- дымосос и дутьевой вентилятор;

- баковое хозяйство;

- оборудование технического водоснабжения (циркуляционные насосы, градирня);

- редукционно-охладительная установка;

- оборудование цеха водоподготовки (фильтры, осветители, испарители);

- пульт управления оборудования котельной установки;

- оборудование системы продувки котла;

- оборудование для выполнения опрессовки теплотехнического оборудования и трубопроводов;

- оборудование для выполнения химической промывки котла;

- теплотехническое оборудование;

-системы теплоснабжения, тепловые пункты;

- инструкции по эксплуатации теплотехнического оборудования;

- правила технической эксплуатации;

- правила техники безопасности;

- инструкции по пуску и останову котельного агрегата, систем теплоснабжения;

- инструкции по обслуживанию вспомогательного оборудования и систем;

- паспорт котла и вспомогательного оборудования;

- контрольно-измерительные приборы, средства дистанционного и автоматического управления, устройства технологических защит;

- протоколы испытаний, акты ревизий, ремонтов;

- технологические схемы;

- карты режимов;

- журнал противоаварийных тренировок;

- должностные инструкции оператора котельной и персонала по обслуживанию теплотехнического оборудования и тепловых сетей.



4.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники


Для преподавателей


  1. Боровков, В.М. Теплотехническое оборудование : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Боровков, А.А. Калютик. – М. : Издательский центр «Академия», 2018.

  2. Боровков, В.М. Изготовление и монтаж технологических трубопроводов: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / В.М. Боровков, А.А. Калютик. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  3. Гольцман В.А. Приборы контроля и средств автоматики тепловых процессов: учебное пособие для СПО – Москва «Высшая школа» 2015

  4. Иванова Г.М. Теплотехнические измерения и приборы : учебник для вузов / Г.М. Иванова, Н.Д. Кузнецов, В.С.Чистяков. – М.: Издательский дом МЭИ, 2015.

  5. Матюнин, В.М. Металловедение в теплоэнергетике: учебное пособие для вузов / В.М. Матюнин. – М. : Издательский дом МЭИ, 2016.

  6. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов. ПБ 1—574-03. – СПб.: Изд. ДЕАН, 2016.

  7. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. ПБ 03-576-03. – С.П. 2016.

  8. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации – М.: Издательство «Омега-Л», 2017.

  9. Шишмарев В.Ю. Измерительная техника: учебник для студ. Сред. проф. образования/ Шишмарев В.Ю. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  10. Шишмарев В.Ю. Средства измерений: учебник для студ. Сред. проф. образования/ Шишмарев В.Ю. –М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  11. Ящура, А.И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: справочник / А.И. Ящура.- М.: ЭНАС, 2014.

Для студентов


1.Александров, А.А., Григорьев Б.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара: Справочник. Рек. Гос. Службой стандартных справочных данных. ГСССД Р-776-98. – М.: Издательский дом МЭИ, 2017

2.Соколов Б.А. Устройство и эксплуатация паровых и водогрейных котлов малой и средней мощности: учеб. Пособие / Б.А.Соколов – М.: Издательский центр «Академия», 2015

3.Соколов Б.А. Паровые и водогрейные котлы малой и средней мощности: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Б.А.Соколов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015



Дополнительные источники


Для преподавателей


  1. Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения . В 3-х кн. Кн. 1: Выбор. Эксплуатация. Ремонт. М.: Машиностроение, 2013

  2. Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. В 3-х кн. Кн. 2: Производство. Испытания. Монтаж. М.: Машиностроение, 2013.

  3. Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. В 3-х кн. Кн. 3: Управление качеством. Технический контроль. Сертификация. М.: Машиностроение, 2013.

  4. Козин, В.Е., Левин, Т.А. Теплоснабжение М.: Высшая школа.2015

  5. Соколов, Е.Я.Теплофикация и тепловые сети. Учебник для вузов.—М.: Издательство МЭИ, 2015


Для студентов


  1. Основы современной энергетики: Курс лекций для менеджеров энергетических компаний. В двух частях / Под общей редакцией чл.-корр. РАН Е.В. Аметистова. – Часть 1. Трухний А.Д., Макаров А.А., Клименко В.В. Современная теплоэнергетика: -М.: Издательство МЭИ, 2013

  2. Теплотехническое оборудование и теплоснабжение промышленных предприятий: Учебник для техникумов/ Голубков Б.Н., Данилов О.Л., Зосимовский Л.В. и др.; Под ред. Б.Н.Голубкова -М.: Энергия, 2014

  3. Эстеркин, Р. И. Эксплуатация, наладка и испытание теплотехнического оборудования промышленных предприятий: Учебник для техникумов— Л.: Энергоатомиздат, 2015


Интернет-ресурсы

  1. Теплота - все для Теплотехника и Теплоэнергетика http:// www.teplota.org.ua

  2. Теплоэнергетическое оборудование http:// www.oborudka.ru

  3. Теплоэнергетика http://www.teploenergetika.info.


Журналы:

Тепловые электрические станции;

Теплоэнергетика;

Энергетик;

Энергосбережение;

Энергия;

Энергосбережение и водоподготовка





4.3 Общие требования к организации образовательного процесса


Освоение ПМ Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения производится в соответствии с учебном планом по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование и календарным графиком, утвер­жденным директором техникума.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвер­жденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает по­следовательное освоение МДК Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, включающих в себя как теорети­ческие, так и лабораторно-практические занятия.

Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин «Материаловедение», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Теоретические основы теплотехники и гидравлики».

Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).

При проведении лабораторных работ/практических занятий проводится деле­ние группы студентов на подгруппы, численностью не более 16 чел. Лаборатор­ные работы проводятся в специально оборудованной лаборатории эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования.

В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля зна­ний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых пред­ставляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее опре­деленных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практиче­ского материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно- методические комплексы (кейсы студентов).

С целью методического обеспечения прохождения производст­венной практики, выполнения курсового проект разрабатываются методические рекомендации для студентов.

При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополни­тельных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного ка­бинета или лаборатории.

При выполнении курсового проекта проводятся как групповые аудиторные кон­сультации, так и индивидуальные. Порядок организации и выполнения курсового проектирования определен в нормативном документе техникума (локальный акт).

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Нали­чие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обяза­тельным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,

обеспечивающих обучение по МДК:

- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» и специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;

- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;

- стажировка в профильных организациях.

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих проведение ЛПР:

- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» и специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;

- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;

- стажировка в профильных организациях.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство

практикой

Инженерно-педагогический состав:

дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Материаловедение», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Теоретические основы теплотехники и гидравлики.

Мастера:

- наличие 5-6 квалификационного разряда;

- обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года;

- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.









5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Определение последова-тельности технологического процесса по схемам котельного цеха, системы теплоснабжения, топливоподачи, мазутного и газового хозяйства.


Оценка самостоя-тельного выполнения практического зада-ния, результатов про-изводственной прак-тики и выполнения задания на квалифи-кационном экзамене

Соответствие тепловых расчетов паровых котлов и систем теплоснабжения с нормами технологического проектирования.

Оценка самостоятельного выполнения курсового проекта

Алгоритм действий по пуску и останову котла, систем тепло- и топливоснабжения в соответствии с инструкциями.

Оценка результатов выполнения практи-ческого задания и выполнения задания на квалификационном экзамене

2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Соответствие расстановки оборудования топливоподачи, пылеприготовления, мазутного и газового хозяйства нормам технологического проектирования.

Оценка самостоятельного выполнения практического задания

Переключения нагрузок котла в зависимости от режимной карты.

Наблюдение и анализ деятельности при прохождении практики

Определение последовательности приема, разгрузки и предварительной подготовки топлива к сжиганию в соответствии со схемой.

Оценка самостоятельного выполнения практических заданий

Управление работой систем теплоснабжения в соответствии с графиком тепловой нагрузки

Наблюдение и анализ деятельности при прохождении практики

3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Обслуживание котельного оборудования при проведении плановых противоаварийных тренировок в соответствии с нормативами времени и инструкциями по эксплуатации


Наблюдение и анализ деятельности при прохождении практики

Соответствие схем автоматичес-ких защит основного и вспомога-тельного оборудования их назна-чению.


Оценка самостоятельного выполнения практического задания и выполнения задания на квалификационном экзамене

По окончании данного модуля проводится экзамен (квалификационный)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


- проявление интереса к будущей профессии;





- грамотная постановка цели дальнейшего профессионального роста и развития

Интер­прета­ция ре­зуль­татов наблю­дений за дея­тельно­стью обу­чающе­гося в про­цессе освое­ния об­разова­тельной про­граммы;

оценка портфолио (результатов достижений);


2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество


- точность выбора и применения методов и способов решения профессио­нальных задач;

- точность оценки эффективности и каче­ства их выполнения


Наблю­дение, оценка деятельности на практических занятиях и лабораторных работах

3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


- правильность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач

Интер­прета­ция ре­зуль­татов наблю­дений за дея­тельно­стью обу­чающе­гося в про­цессе освое­ния об­разова­тельной про­граммы

4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.




- эффективность поиска необходи­мой информации,

использование различных ис­точников, включая электронные

Интер­прета­ция ре­зуль­татов наблю­дений за дея­тельно­стью обу­чающе­гося в про­цессе освое­ния об­разова­тельной про­граммы


5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


владение программными и программно-аппаратными и техническими средствами и устройствами, функционирующими на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена

Наблю­дение, оценка деятельности на практических занятиях и лабораторных работах

6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями


- скорость адаптации при взаимодействии обучающихся с преподавателями в ходе обучения

Наблю­дение за дея­тельно­стью обу­чающе­гося в про­цессе проведения лабораторных работ, деловых и ролевых игр, конференций, круглых столов, в нестандартных ситуациях

7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий



- организация работы подчиненных и контроля выполнения заданий

Наблю­дение за дея­тельно­стью обу­чающе­гося в про­цессе проведения лабораторных работ, деловых и ролевых игр, конференций, круглых столов, в нестандартных ситуациях, оценка портфолио

8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации



- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Анализ дея­тельно­сти обу­чающе­гося в про­цессе освое­ния об­разова­тельной про­граммы, оценка портфолио

9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности



- точность анализа инноваций в энергетике, использование современных технологий в профессиональной деятельности

Наблюдение, оценка портфолио: участие в научно-технических конференциях, научно-техническом творчестве, наличие дипломов, грамот)






6 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

  1. Введена контрольная работа по темам 5 семестра

29.05.2017г.

стр.12


Основание: требования ФГОС



Подпись лица внесшего изменения: Болонова Е.В.








































Приложение 1


Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения


п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые ОК и ПК

Принцип и устройство теплообменных аппаратов: "труба в трубе", секционного трубчатого, пластинчатого, спирального, змеевикового, оросительного, кожухотрубчатого, калорифера.

2

Мозговой штурм. Презентация. Проблемная лекция.

Сравнительные диаграммы.

ПК 1 ПК 2

ПК 3

ОК 1 ОК 2

ОК 3 ОК 4

ОК 5


Виды применяемых реагентов для снижения щелочности и умягчения воды. Диапазоны их использования в зависимости от качества воды и от требования к умягченной воде. Схемы и аппаратура установок для умягчения воды. Осветлители, применяемые для умягчения воды осаждением; конструкции принцип действия. Вихревые реакторы; конструкции; принцип действия.

Выбор метода осаждения для умягчения исходной воды.

Определение качества воды после определенной стадии обработки.

2

Кластер.

Метод проектов. Презентация. Проблемная лекция.


ПК 1 ПК 2

ПК 3

ОК 1 ОК 2

ОК 3 ОК 4

ОК 5


Классификация органического топлива. Элементарный состав топлива. Понятие о расчетных массах топлива, пересчет топлива с одной массы на другую. Технические характеристики органического топлива, удельная теплота сгорания топлива. Условное топливо. Материальный баланс горения органического топлива.

2

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Сравнительные диаграммы. Круглый стол. Презентация. Видеоконференция. Проблемная лекция.

ПК 1 ПК 2

ПК 3

ОК 1 ОК 2

ОК 3 ОК 4

ОК 5


Схемы конденсационной установки и масляной системы. Устройство конденсаторов, пароэжекторных установок, насосов. Переохлаждение конденсата и его влияние на работу конденсатора. Расход охлаждающей воды. Качество масла для масляной системы.

2

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.

Метод проектов. Презентация. Видеоконференция. Проблемная лекция. Баскет-метод.

ПК 1 ПК 2

ПК 3

ОК 1 ОК 2

ОК 3 ОК 4

ОК 5


Структура и динамика развития топливно-энергетического комплекса. Основные виды твердого топлива. Основные характеристики топлива. Получение данного вида топлива. Состав твердого топлива. Характеристика каждого компонента.


2

Мозговой штурм. Презентация. Проблемная лекция.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ.

Кейс-технология

ПК 1 ПК 2

ПК 3

ОК 1 ОК 2

ОК 3 ОК 4

ОК 5



3