МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Архангельской области
«Вельский индустриально – экономический колледж»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально – экономический колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ
для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Вельск
2
019 г.
Программа учебной дисциплины Психология разработана на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 44.02. 01 Дошкольное образование, включена в основную образовательную программу подготовки специалистов среднего звена.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Автор: Сульжицкая Галина Петровна, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии дошкольной педагогики Протокол №___ от «___» __________ 2019 г. Председатель _____________ Г.П.Сульжицкая |
3
Содержание
1. Паспорт рабочей учебной дисциплины…..………………..…..…4
2. Структура и содержание учебной дисциплины….……..……...5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины.....9
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины…………………………………………………………………....11
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .......................................................................13
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ...............................................................................................................16
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации педагогического профиля, переподготовке по специальности «Дошкольное образования».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: блок общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять знания психологии при решении педагогических задач;
– выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
– основы психологии личности;
– закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
– возрастную периодизацию;
– возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
– особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
– групповую динамику;
– понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
– основы психологии творчества.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов; самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие основы психологии | | 19 | |
Тема 1.1. Психология как наука | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1. | Особенности психологии как науки. Связь психологии с педагогической наукой и практикой. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Предмет и задачи психологии. Основные методы изучения психики. |
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительной таблицы «Отличительные особенности психики животных и человека». Составление схемы «Психические явления». | 4 | |
Тема 1.2. Развитие психологии | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. | Основные направления западной психологии. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. |
2. | Развитие отечественной психологии. Философско-религиозное и естественно-научное направление. Культурно-историческая концепция. Психология индивидуальных различий. | 1 |
Практические занятия Сообщения на тему «Этапы развития психологии как науки». Примерные вопросы: «Развитие психологии в период античности», «Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения», «Развитие психологии в новое время». | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию на тему «Этапы развития психологии как науки». | 4 | |
Раздел 2. Основы психологии личности | | 25 | |
Тема 2.1. Введение в психологию личности | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1. | Общее представление о личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Формирование и развитие личности. Критерии сформировавшейся личности. Направленность личности. |
2. | Самосознание личности. «Я-концепция». | | 2 |
Практические занятия Проведение круглого стола «Теории личности» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений к круглому столу. | 4 | |
Тема 2.2. Свойства личности | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1. | Свойства личности. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Психологические характеристики темперамента. Характер. Черты характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Способности. Общие и специальные способности. |
Практические занятия Исследование своего типа темперамента. Диагностика способностей детей дошкольного или школьного возраста». | 4 | |
7
| Самостоятельная работа обучающихся. Конспектирование вопроса «Типы темперамента» (Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 464 с.). Подготовка эссе. Примерные темы: «Направленность личности педагога», «Развитие личности педагога», «Я-концепция педагога» | 4 | |
Раздел 3. Закономерности психического развития человека как субъекта образоват. процесса, личности и индив-сти | | 29 | |
Тема 3.1. Возрастная периодизация | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Общая характеристика возрастного развития. Понятие возраста, онтогенеза. Возрастные периодизации. |
Самостоятельная работа обучающихся Составление тезисов по теме «Движущие силы психического развития» Составление таблицы «Основные положения теорий психического развития» | 4 | |
Тема 3. 2. Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании | 1 | Возрастные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании. Краткая характеристика возрастных периодов жизни человека. Период новорожденности. Период младенчества. Период раннего детства. Дошкольный возрастной период. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития. |
2. | Психологические особенности половых различий. Типологические и индивидуальные особенности обучающихся. Учет свойств темперамента в обучении и воспитании. Психологические основы реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании. | 3 |
Практические занятия Диагностика индивидуально-типологических и личностных особенностей детей дошкольного (младшего школьного) возраста. Составление психолого-педагогической характеристики детей дошкольного (младшего школьного) возраста. Разработка индивидуальных маршрутов психического развития детей дошкольного (младшего школьного) возраста. | 7 | |
Самостоятельная работа обучающихся Пополнение педагогической копилки вариантами шаблонов психолого-педагогической характеристики ребенка Составление индивидуального маршрута развития коммуникативной, познавательной, игровой деятельности ребенка | 4 | |
Раздел 4. Особенности общения и группового поведения в дошколь-ном и школьном возрасте | | 25 | |
Тема 4.1. Общение детей дошкольного и школьного возраста в группе | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. | Развитие общения на разных возрастных этапах. Роль общения в психическом развитии человека. Понятие и виды общения. Общение детей со сверстниками и взрослыми на разных возрастных этапах. |
Практическое занятие Решение психолого-педагогических задач по теме «Общение детей в дошкольном и школьном возрасте». | 2 | |
8
| Самостоятельная работа обучающихся Диагностика коммуникативных умений детей. | 2 | |
Тема 4.2. Поведение детей дошкольного и школьного возраста в группе | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. | Малая группа как социально-психологический феномен. Групповая динамика. Особенности группового поведения в дошкольном и школьном возрасте. |
Практическое занятие Решение психолого-педагогических задач по теме «Групповое поведение детей в дошкольном и школьном возрасте». | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников. | 2 | |
Тема 4.3. Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и девиантного поведения | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1. | Понятие и причины социальной дезадаптации и девиантного поведения. Типология и причины детско-подростковой социальной дезадаптации и девиации. |
2. | Предупреждение социальной дезадаптации и девиантного поведения детей и подростков. Ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция социальной дезадаптации и девиантного поведения детей и подростков. | | 2 |
Практическое занятие Анализ и решение педагогических ситуаций, раскрывающих проявления социальной дезадаптации, девиации и определение причин их возникновения у детей и подростков. | 3 | |
Самостоятельная работа Составление рекомендаций для родителей детей с девиантным поведением. Подбор методов диагностики социальной дезадаптации и девиантного поведения. Диагностика девиантного поведения ребенка. | 4 | |
Раздел 5. Основы психологии творчества | | 22 | |
Тема 5.1. Введение в психологию творчества | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Предмет и методы психологии творчества. Виды творчества. Природа творчества. Творчество как процесс, как продукт, как интегральная характеристика личности. |
2. | Психологически особенности творческой личности. Связь полушарий головного мозга с творческими способностями. Творческий потенциал личности. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Эссе «Творчество в профессиональной деятельности педагога» | 4 | |
Тема 5.2. Творчество детей дошкольного и школьного возраста | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Психофизиологические особенности детского возраста как предпосылки творчества. Психологические особенности детского творчества. Факторы и условия развития творческих способностей детей |
2. | Психология детского художественного творчества. Музыка в детском творчестве. Словесное творчество. Игра и творчество. | 1 |
Практические занятия Подготовка конспекта занятия с детьми дошкольного или школьного возраста, направленного на развитие творческих способностей. Анализ продуктов детского творчества. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор игр и упражнений для развития креативности у детей (дошкольного или школьного возраста). | 4 | |
Всего: | 120 | |
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
– рабочие места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины;
– наглядные материалы (схемы, таблицы, образцы продуктов детского творчества, технологические карты, рекомендованные учебно-методические пособия и др.);
– комплект диагностических методик (методы диагностики личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы и т.д.).
Технические средства обучения: компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, электронная интерактивная доска, компакт диски и другие носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010.
2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Дополнительные источники:
1. Баженов В.Г.Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2008.
3. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
5. Ефремова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2006.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2009.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб, 2009.
10
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие – М.: Сфера, 2009.
9. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменалогия развития. – М.: Академия, 2009.
11. Николаева Е.Н. Психология детского творчества. – СПб.: Питер, 2010.
12. Николаенко Н.Н. Психология творчества. – СПб.: Речь, 2007.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, МГППУ, 2009.
14. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
15. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
16. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.
17. Сущенко С.А. Социальная психология / С.А. Сущенко, Т.В. Плотникова, И.И. Сидоркин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 345 с.
18. Андреева Г.М.Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.
Отечественные журналы: периодическая печать по профилю образования.
Интернет – ресурсы:
1. Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/
2. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта.
URL: http:/standart.edu.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL:
http://school-collection.edu.ru/
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. URL:
http://window.edu.ru/
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: – применять знания психологии при решении педагогических задач | Собеседование.. |
– выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников | Практическое задание |
Должен знать: – особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– основы психологии личности | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– возрастную периодизацию | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
12
– групповую динамику | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. |
– основы психологии творчества | Тестирование. Контрольная работа. Собеседование. Коллоквиум. Эссе. Кейс. |
13
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод обучения | Деятельность обучающихся | Эффективность метода |
Объяснительно-иллюстративное обучение | Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности | Низкая |
Монологический метод | Наблюдение, слушание, запоминание; мысленное участие в решении учебной проблемы; выполнение действий по образцу | Низкая |
Показательный метод | Отработка умений постановки вопроса. | Низкая |
Программированное обучение | Поэтапное освоение учебного материала с активным самоконтролем. | Удовлетвлетв |
Алгоритмизированное обучение | Работа с алгоритмами усвоения знаний, алгоритмами профессиональной деятельности. | Удовлетвлетв |
Диалоговый метод | Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем. | Средняя |
Алгоритмический метод | Восприятие инструктажа по выполнению задания. Усвоение алгоритма и образца действий. Выполнение задания | Средняя |
Программированный метод | Восприятие инструктажа по усвоению учебного материала. Усвоение блоков информации с программированным самоконтролем знаний. | Средняя |
14
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий | Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя» | Средняя |
Проблемный метод | Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач | Высокая |
Эвристический | Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы; Поиск путей решения проблем; Выдвижение и обоснование гипотез; Решение проблем | Высокая |
Исследовательский метод | Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации. Решение проблем | Высокая |
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Формы контроля | Его назначение | Специфика |
входной | определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала | устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. |
текущий | позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность | осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. |
промежуточная аттестация | оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции | осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по дисциплинам (МДК) кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей. |
16
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Заболевания | Способы создания безбарьерной среды в ходе учебного занятия |
ДЦП | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени | Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре |
Заболевание кишечника болезнь Крона | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре |
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит | Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре |
S-талассемия ср.ст.тяж | Освобождение от занятий по физической культуре |
Сахарный диабет | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре |