Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской
муниципального образования Тихорецкий район
имени героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина
УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол
от 31 августа 2019 года № 1
Председатель педсовета
_______Н. И. Лобацкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Уровень образования (класс) основное общее образование (1-3 классы)
Количество часов: всего -102; интенсив.
Учитель Решетова Светлана Сергеевна.
Рабочая программа разработана на основе программы к курсу «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
1.Пояснительная записка
Правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут ему вырасти здоровым и успешным.
Осознавая роль правильного питания в поддержании здоровья подрастающего поколения, компания «Нестле Россия» в 1999 году приняла решение о создании и внедрении специальной обучающей программы для детей и подростков — «Разговор о правильном питании».
Программа была разработана на основе программы к курсу «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы он трудом не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно его использовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человек питается, зависят его здоровье, настроение, трудоспособность. К сожалению, в большинстве случаев интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказывается вредным для постаревшего организма. Французскому физиологу Брайт - Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке – культуре питания – необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек ещё не приобрёл болезней от неумеренного питания. Питание в школе выполняет оздоровительную роль и приучает детей к строгому режиму, закрепляя гигиенические навыки рационального приёма пищи. У некоторых родителей сформировалось негативное отношение к школьному питанию, поэтому они дают детям с собой бутерброды. Однако еда всухомятку, даже и высококачественная, менее полезна, чем горячая пища. Школьникам необходимо прививать навыки культурной еды, правильного поведения за столом.
Умение есть аккуратно и красиво – одно из качеств культурного человека. Это важно как с эстетических позиций, так и с гигиенических, поскольку еда, принятая « с чувством, с толком, расстановкой», усваивается лучше. Ребёнок за едой не должен спешить, отвлекаться, ему следует внушить важность тщательного пережёвывания пищи: чем больше она измельчена, тем лучше переваривается и усваивается. Навыки культурного приёма пищи вырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которым их учат. Пример аккуратной еды, правильного поведения за столом родителей – весьма эффективное средство обучения школьников.
В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Реализация программы «Разговор о правильном питании» способствует воспитанию у учащихся культуры здорового питания.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Программа состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании»
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья»
3 модуль: «Формула правильного питания»
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания.
1 модуль "Разговор о правильном питании" разнообразие питания:
1. "Самые полезные продукты",
2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
3. "Где найти витамины весной",
4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
5. "Каждому овощу свое время"; гигиена питания: "Как правильно есть"; режим питания: "Удивительные превращения пирожка"; рацион питания:
1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
2. "Плох обед, если хлеба нет",
3. "Полдник. Время есть булочки",
4. "Пора ужинать",
5. "Если хочется пить"; культура питания:
1. "На вкус и цвет товарищей нет",
2. "День рождения Зелибобы".
2 модуль "Две недели в лагере здоровья" разнообразие питания:
1. "Из чего состоит наша пища",
2. "Что нужно есть в разное время года",
3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом"; гигиена питания и приготовление пищи: 1. "Где и как готовят пищу",
2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен"; этикет:
1. "Как правильно накрыть стол",
2. "Как правильно вести себя за столом"; рацион питания:
1. "Молоко и молочные продукты",
2. "Блюда из зерна",
3. "Какую пищу можно найти в лесу",
4. "Что и как приготовить из рыбы",
5. "Дары моря"; традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного питания" рациональное питание как часть здорового образа жизни:
1. "Здоровье - это здорово";
2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны", режим питания: "Режим питания", адекватность питания: "Энергия пищи", гигиена питания и приготовление пищи:
1. "Где и как мы едим",
2. "Ты готовишь себе и друзьям"; потребительская культура: "Ты - покупатель"; традиции и культура питания:
1. "Кухни разных народов",
2. "Кулинарное путешествие",
3. "Как питались на Руси и в России",
4. "Необычное кулинарное путешествие".
Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты. Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Данная программа будет реализована интенсивом.
2.Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, курса. В результате изучения всех без исключения предметов, а также курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; установка на здоровый образ жизни; Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
3.Содержание программы
Таблица распределения часов 1 модуля "Разговор о правильном питании" разнообразие питания: (1 год обучения)
№ п.п | Темы разделов |
1 | Разнообразие питания |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи. |
3 | Этикет |
4 | Рацион питания |
5 | Из истории русской кухни. |
| |
1.Разнообразие питания
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своѐ время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья». Просмотр фильма из проекта «Поедем поедим»
Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».
2. Гигиена питания и приготовление пищи
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всѐ ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель. Молоко и молочные продукты. Какую пользу приносят молочные продукты для растущего организма. Проект «Реклама молочной продукции» Откуда в магазин попадает молоко.
3.Этикет
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи. Составление и разгадывание кроссворда «Напитки». Люди каких профессий работают на ферме и какую работу выполняют.
Проект «Вода-Это жизнь!»
4. Рацион питания
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день. Орехи. Какие орехи растут в нашем регионе.Из каких продуктов собрать походный рюкзак.
Вода и другие полезные напитки.Какую воду нельзя пить и использовать для приготовления пищи. Составление недельного меню.Спортивный конкурс «Венок из пословиц».Составление кроссворда «виды спорта».Проект «Мы за чаем не скучаем».Подведение итогов года. Тест.
5.Из истории русской кухни
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания; навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни; умение определять полезные продукты питания.
знание о структуре ежедневного рациона питания; навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания. Традиционные блюда нашего региона.Игра-проект «Кулинарный глобус».
Кулинарная история. Истории из литературных произведений.
3.1 Содержание программы
Таблица распределения часов 2 модуля "Две недели в лагере здоровья" разнообразие питания: (2 год обучения)
№ п.п | Темы разделов |
1. | Из чего состоит наша пища |
2. | Что нужно есть в разное время года |
3. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом |
4. | Как правильно накрыть стол |
5. | Молоко и молочные продукты |
6. | Блюда из зерна |
7. | Какую пищу можно найти в лесу |
8. | Что и как можно приготовить из рыбы |
9. | Дары моря |
10. | Кулинарное путешествие по России. |
11. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. |
12. | Как правильно вести себя за столом. |
Давайте познакомимся(2ч.)
Продукты зеленого, желтого и красного стола Проект «Откуда мы родом. Любимое блюдо моего народа (семьи)»
Из чего состоит наша пища(1ч.)
Жиры, белки, углеводы
Что нужно есть в разное время года (2ч.)
Меню жаркого летнего дня Меню холодного зимнего дня. Здоровье в порядке – спасибо зарядке
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.(1ч.)
Командные соревнования. Составляем меню для спортсменов (работа в группах)
Где и как готовят пищу. (2ч.)
Экскурсия в школьную столовую. Наши помощники на кухне. Наши помощники на кухне
Как правильно накрыть стол(6ч.)
Предметный урок «Чайный стол»
Украшения для обеденного стола «Изготавливаем
украшения из салфеток»
Молоко и молочные продукты (2ч.)
Экскурсия на молочный комбинат Как молоко попало к нам на стол.» Урок-разгадывание кроссворда. Выставка рисунков и поделок «Молочные продукты
Блюда из зерна (3ч.)
Путешествие зернышка Виртуальная экскурсия на хлебобулочный комбинат
Предметный урок «Лепим из соленого теста»
Какую пищу можно найти в лесу(2ч.)
Урок – игра «Съедобное несъедобное». Урок-соревнование «Идем в поход»
Что и как можно приготовить из рыбы(2ч.)
Урок-соревнование «Ловись рыбка большая и маленькая» Урок-проект «Чем полезна рыба»
Дары моря (2ч.)
Морские обитатели. Виртуальная экскурсия в океанариум
Кулинарное путешествие по России.(2ч.)
Кулинарное путешествие по России. Проект «Национальные блюда северных народов России» Проект «Национальные блюда южных народов России»
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.(2ч.)
Мастер-класс «Украшаем блюда» Соревнование команд «Юные поварята»
Как правильно вести себя за столом.(4ч.)
Правила поведения в общественном месте. Ролевая игра «Идем в кафе»
Правила поведения на пикнике. Пикник в лесу. Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». Заключительное занятие "День рождения Зелибобы"
3.1 Содержание программы
Таблица распределения часов 3 модуля "Формула правильного питания" рациональное питание как часть здорового образа жизни:
(3 год обучения)
№ п.п | Темы разделов |
1. | Здоровье – это здорово |
2. | Продукты разные нужны, блюда разные важны |
3. | Режим питания |
4. | Энергия пищи |
5. | Где и как мы едим |
6. | Ты – покупатель |
7. | Ты готовишь себе и друзьям |
Здоровье – это здорово (5 ч.)
Основные составляющие здоровья.Как влияет на здоровье характер человека Как влияют наши привычки на здоровье. Проект «Интересные факты о здоровье и питании» Подводим итоги «Мой образ жизни»
Продукты разные нужны, блюда разные важны (6ч.)
Повторение «Продукты зеленого, желтого, красного стола». Белки. Жиры. Углеводы. Витамины и микроэлементы Проект «Составляем меню с учетом содержания белков, жиров и углеводов»
Режим питания (3ч.)
Что такое пищевая тарелка. Значение воды в питании человека. Творческий проект «Напитки».
Энергия пищи (3ч.)
Для чего мы едим? Кулинарные пристрастия литературных героев.Что такое калорийность пищи.Как меняются энергетические затраты людей разного возраста ипрофессий.
Где и как мы едим (5ч.)
Где можно вкусно поесть? Повторение «Какие правила питания я выполняю дома». Урок- ролевая игра «Идем в кафе» правила питания в общественном месте .Идем на пикник. Как правильно собрать рюкзак. Викторина «Питаемся вне дома».Ролевая игра «Вечеринка у друзей». Правила этикета.
Ты – покупатель (6ч.)
Виртуальная экскурсия «Какие бывают магазины». Правила поведения в магазине. Как ориентироваться в магазине Ролевая игра «Где искать товар?».
Предметный урок «О чем рассказала упаковка». Советы юному покупателю. Урок-закрепление полученных знаний по теме «Ты - покупатель». Ролевая игра «Магазин»
Ты готовишь себе и друзьям (6ч.)
Наши помощники на кухне. Кулинарные секреты. Что такое фуршет и этикет? Мастер-класс «Украшаем бутерброды». Мастер-класс «Любимое блюдо моей семьи». Итоговое занятие «Конкурс кулинаров»
4.Тематическое планирование
Номер раздела | Раздел | Кол-во часов | Темы (с указанием разделов основного содержания программы) | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
1 год |
| | | | | Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учатся быть самостоятельными. Учатся нести ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями. Учатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Учатся находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления. работать на результат, бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями. Учатся в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из них. |
1. | Разнообразие питания | 4 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
Из чего состоит наша пища | 1 |
Полезные и вредные привычки | 1 |
Самые полезные продукты | 1 |
3. | Этикет | 4 | Как правильно есть. Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол | 1 |
Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. | 1 |
Правила поведения в гостях. | 1 |
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи. | 1 |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | 6 | Удивительное превращение пирожка | 1 |
Твой режим питания | 1 |
Из чего варят каши | 1 |
Как сделать кашу вкусной | 1 |
Плох обед, коли хлеба нет | 1 |
Хлеб всему голова | 1 |
5 | Из истории русской кухни | 2 | Полдник | 1 |
| | | Время есть булочки | 1 |
Пора ужинать | 1 |
4. | Рацион питания | 5 | Почему полезно есть рыбу | 1 |
Мясо и мясные блюда | 1 |
Где найти витамины зимой и весной урожая | 1 |
Всякому овощу – свое время отличное настроение Праздник | 1 |
Как утолить жажду | 1 |
1. | Разнообразие питания | 1 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | 1 |
3. | Этикет | 2 | На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов | 1 |
На вкус и цвет товарищей нет | 1 |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | 5 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 1 |
Всѐ ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? | 1 |
Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты. | 1 |
Каждому овощу – свое время | 1 |
Народные праздники, их меню. | 1 |
3. | Этикет | 2 | Как правильно накрыть стол. | 1 |
Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом | 1 |
5 | Из истории русской кухни | 3 | Щи да каша – пища наша | 1 |
| | | Что готовили наши прабабушки | 1 |
| | | Итоговое занятие «Здоровое питание | 1 |
2 год |
| Давайте познакомимся | 2 | Продукты зеленого, желтого и красного стола | | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих; выделение существенных признаков и их синтез. Получат представления о предметах кухонного оборудования, представления об основных правилах гигиены, которые надо соблюдать на кухне, узнают как менялась со временем кухонная утварь, как хранили раньше и хранят Познакомятся с понятием «этикет», научатся накрывать стол для чаепития, обеда, продолжат формирование понятия «гигиена», научатся складывать салфетки для украшения стола Познакомятся с понятием «этикет», научатся накрывать стол для чаепития, обеда, продолжат формирование понятия «гигиена», научатся складывать салфетки для украшения стола Расширяют представления о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона, знакомятся с производством молочных продуктов, узнают о том, люди каких профессий принимают участие в получении молочных продуктов Расширяют знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, видах хлебобулочных изделий, их производстве, людях разных профессий, принимающих участие в изготовлении хлеба Получат представление о дикорастущих растениях как источнике полезных веществ, возможности включения их в рацион питания, повторят понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды, научатся их различать Расширят представление об ассортименте рыбных блюд, их полезности, узнают о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу, продолжат формирование навыков правильного поведения в походе Расширят представление о морских съедобных растениях |
| | | Проект «Откуда мы родом. Любимое блюдо моего народа (семьи)» | |
| Из чего состоит наша пища | 1 | Жиры, белки, углеводы | 1 |
| Что нужно есть в разное время года | 2 | Меню жаркого летнего дня Меню холодного зимнего дня | 1 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке | 1 |
| Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 6 | Командные соревнования. | 1 |
Составляем меню для спортсменов (работа в группах) | 1 |
Где и как готовят пищу. | 1 |
Экскурсия в школьную столовую 2. | 1 |
| Как правильно накрыть стол | 2 | Наши помощники на кухне | 1 |
Наши помощники на кухне | 1 |
| Молоко и молочные продукты | 3 | Предметный урок «Чайный стол» | 1 |
Украшения для обеденного стола «Изготавливаем украшения из салфеток» | 1 |
Экскурсия на молочный комбинат | 1 |
| Блюда из зерна | 3 | Как молоко попало к нам на стол.» | 1 |
Урок-разгадывание кроссворда. Выставка рисунков и поделок «Молочные продукты | 1 |
Путешествие зернышка | 1 |
Экскурсия на хлебобулочный комбинат | 1 |
| | | Предметный урок «Лепим из соленого теста» | 1 |
| Какую пищу можно найти в лесу | 2 | Урок – игра «Съедобное несъедобное» | 1 |
| Что и как можно приготовить из рыбы | 2 | Урок-соревнование «Идем в поход» | 1 |
Урок-соревнование «Ловись рыбка большая и маленькая» | 1 |
Урок-проект «Чем полезна рыба» | 1 |
| Дары моря | 2 | Морские обитатели | 1 |
Виртуальная экскурсия в океанариум | 1 |
| Кулинарное путешествие по России. | 3 | Кулинарное путешествие по России. | 1 |
Проект «Национальные блюда северных народов России» | 1 |
Проект «Национальные блюда южных народов России» | 1 |
| Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 2 | Мастер-класс «Украшаем блюда» | 1 |
| | Соревнование команд «Юные поварята» | 1 |
| Как правильно вести себя за столом. | 4 | Правила поведения в общественном месте. Ролевая игра «Идем в кафе» | 1 |
Правила поведения на пикнике. Пикник в лесу. | 1 |
Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | 1 |
| | | Заключительное занятие "День рождения Зелибобы" | 1 |
3 год |
| Здоровье – это здорово | 5 | Основные составляющие здоровья. | 1 | Предметные: узнают о значении здорового образа жизни, культуре питания как составляющей культуры здоровья, познакомятся с чертами характера человека, оказывающими влияние на его здоровье |
| | | Как влияет на здоровье характер человека | 1 |
| | | Как влияют наши привычки на здоровье. | 1 |
| | | Проект «Интересные факты о здоровье и питании» | 1 | Предметные: узнают, что разнообразие рациона – одно из условий рационального питания, регулярность питания – важное условие рационального питания, значение белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, познакомятся с продуктами, в которых они содержатся, научатся планировать свой рацион питания с учетом этих продуктов Личностные :готовность и умение анализировать свой рацион и рацион питания товарищей с точки зрения соответствия здоровому образу жизни |
| | | Подводим итоги «Мой образ жизни» | 1 |
| Продукты разные нужны, блюда разные важны | 6 | Повторение «Продукты зеленого, желтого, красного стола» | 1 |
| | | Белки | 1 |
| | | Жиры | 1 |
| | | Углеводы | 1 |
| | | Витамины и микроэлементы | 1 |
| | | Проект «Составляем меню с учетом содержания белков, жиров и углеводов» | 1 |
| Режим питания | 3 | Что такое пищевая тарелка | 1 | Предметные: развивать представление учащихся о роли режима питания, познакомить с понятием «пищевая тарелка», с вариантами организации режима питания Личностные: формировать готовность соблюдать режим питания, планировать свой день с учетом режимных моментов и правильному соотношению количества продуктов питания в день, развивать творческие способности, соблюдать правила поведения в общественных местах |
| | | Значение воды в питании человека | 1 |
| | | Творческий проект «Напитки» | 1 |
| Энергия пищи | 3 | Для чего мы едим? Кулинарные пристрастия литературных героев | 1 |
| | | Что такое калорийность пищи | 1 |
| | | Как меняются энергетические затраты людей разного возраста ипрофессий | 1 |
| Где и как мы едим | 5 | Где можно вкусно поесть? Повторение «Какие правила питания я выполняю дома» | 1 |
| | | Урок- ролевая игра «Идем в кафе» правила питания в общественном месте | 1 |
| | | Идем на пикник. Как правильно собрать рюкзак | 1 |
| | | Викторина «Питаемся вне дома» | 1 |
| | | Ролевая игра «Вечеринка у друзей». Правила тикета | 1 |
| Ты – покупатель | 6 | Виртуальная экскурсия «Какие бывают магазины» | 1 | Предметные: познакомятся с правилами гигиены и питания при приеме пищи вне дома, расширят представления о преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку», узнают о том, что такое срок годности продуктов. Личностные: научатся вести себя в общественном месте, в лесу, на экскурсии, в гостях, адекватно воспринимать просьбы, замечания и правила, предложенные другими, научатся предлагать свои правила, опираясь на интересы окружающих, учитывать их желания и точку зрения |
| | | Правила поведения в магазине | 1 |
| | | Как ориентироваться в магазине Ролевая игра «Где искать товар?» | 1 |
| | | Предметный урок «О чем рассказала упаковка» | 1 |
| | | Советы юному покупателю. | 1 |
| | | Урок-закрепление полученных знаний потеме «Ты - покупатель». Ролевая игра «Магазин» | 1 |
| Ты готовишь себе и друзьям | 6 | Кулинарные секреты | 1 |
| | | Что такое фуршет и этикет? | 1 |
| | | Мастер-класс «Украшаем бутерброды» | 1 |
| | | Мастер-класс «Любимое блюдо моей семьи» | 1 |
| | | Итоговое занятие «Конкурс кулинаров» | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов СОШ № 33 от 29 августа 2019 года № 1 ___________ Курская Н.Н. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Омельчук И.А. 30 августа 2019 года |