ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского родного языка, а также подходы к отбору содержания, характеристику основных содержательных линий, место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной язык (русский)».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные результаты по родному языку (русскому) за каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по выделенным содержательным линиям, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы.
Примерная рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального общего образования подготовлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 г. № 21-НП, зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022 № 5053), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык (русский)»
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)», ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.
Примерная рабочая программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Государственном образовательном стандарте начального общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» по годам обучения в соответствии с ГОС НОО; Примерной основной образовательной программой начального общего образования Примерной программой воспитания;
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела / темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов / тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Донецкой Народной Республики Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, Донецкой Народной Республики; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ГОС НОО, Примерной основной образовательной программе начального общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 118 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 и 3 классах, 17 часов в 4 классе.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока.
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России, Донецкой Народной Республики и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии. (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа
множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
Резерв учебного времени — 2 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — Донецкой Народной Республике, России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Донецкой Народной Республики, Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, Донецкой Народной Республики;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей республики и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео , графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха / неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
— проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (на тему) | В том числе на: | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Практические работы | Контрольные работы |
| Русский язык: прошлое и настоящее | 25 ч. | 2 | 1 | |
| Секреты речи и текста. | 5 ч. | 2 | 1 | |
| Язык в действии. | 15 ч. | 1 | - | |
| Секреты речи и текста. | 22ч. | 11 | 1 | |
| Повторение. | 1ч. | - | - | |
| Итого: | 68 | 16 | 3 | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | В том числе на: | Дата изучения |
Практи ческие работы | Контроль ные работы |
| Русский язык: прошлое и настоящее (25 ч.) |
| Где путь прямой-там не езди по кривой. Россказни. | 1 | | | |
| Где путь прямой-там не езди по кривой. Россказни. Русские пословицы и поговорки. | 1 | | | |
| Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношения между людьми | 1 | | | |
| Входной контроль. Текст под диктовку. | 1 | | 1 | |
| Что и как могут рассказать слова о природе. Говорящие» слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. | 1 | | | |
| Лексические единицы с национально культурной семантикой, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений) Пословицы и поговорки. | 1 | | | |
| Местные и диалектные слова: почему одно явление получает разные названия? Лексическая сочетаемость слов | 1 | | | |
| Сошлись два друга – мороз и вьюга. Слова, называющие природные явления. | 1 | | | |
| Образные названия. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены природные явления (3 ч) | 1 | | | |
| Сошлись два друга – мороз и вьюга. Лексическое значение слов: иней, изморозь, куржак | 1 | | | |
| Ветер без крыльев лает. Образные названия ветра. | 1 | | | |
| Ветер без крыльев лает. Слова, называющие природные явления. | 1 | | | |
| Какой лес без чудес? Образные названия растений. | 1 | | | |
| Какой лес без чудес? Восстановление пропущенных слов в тексте. | 1 | | | |
| Дело мастера боится. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. | 1 | | | |
| Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей, например: плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. | 1 | | | |
| Историзмы и архаизмы профессий. | 1 | | | |
| Пословицы и поговорке по теме. | 1 | | | |
| Заиграйте мои гусли… Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры. | 1 | | | |
| Заиграйте мои гусли… Лексическое значение слова. | 1 | | | |
| Что не город, то норов… Названия и сведения о старинных русских городах, их происхождении. | 1 | | | |
| Что не город, то норов…Герб города. | 1 | | | |
| Что не город, то норов… Составление устного рассказа о городе по составленному плану. | 1 | 1 | | |
| Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения. | 1 | | | |
| У земли – ясно солнце, у человека – слово. Сравнения, эпитеты в устной и письменной форме. | 1 | 1 | | |
Секреты речи и текста. (5 ч.) |
| Проектные задания. «Откуда в языке это слово?» | 1 | | | |
| Проектные задания. «Откуда в языке это слово?» Сбор информации. | 1 | | | |
| Проектные задания. «Откуда в языке это слово?» Оформление проекта. | 1 | | | |
| Презентация проектных работ. | 1 | 1 | | |
| Презентация проектных работ. | 1 | 1 | | |
Язык в действии. (15 ч.) |
| Для чего нужны суффиксы? Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка | 1 | | | |
| Для чего нужны суффиксы? Образование родственных имен существительных с помощью суффиксов. | 1 | | | |
| Для чего нужны суффиксы? Составление устного рассказа по картине. | 1 | | | |
| Особенности рода имен существительных в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. | 1 | | | |
| Особенности рода имен существительных в русском языке. Род имен существительных в других языках. | 1 | | | |
| Особенности рода имен существительных в русском языке. | 1 | | | |
| Все ли и мена существительные могут изменятся по числам? Существительные, имеющие только форму единственного числа. | 1 | | | |
| Все ли и мена существительные могут изменятся по числам? Существительные, имеющие только форму множественного числа | 1 | | | |
| Все ли и мена существительные могут изменятся по числам? Выполнение упражнений. | 1 | | | |
| Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных. | 1 | | | |
| Как изменяются имена существительные во множественном числе? Форма родительного падежа множественного числа. | 1 | | | |
| Как изменяются имена существительные во множественном числе? Несклоняемые имена существительные. | 1 | | | |
| Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов. | 1 | | | |
| Зачем в русском языке такие разные предлоги? Замена имен существительных с предлогами местоимениями | 1 | | | |
| Творческая проверочная работа. «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка?» | 1 | | 1 | |
Секреты речи и текста. (22ч.) |
| Работа над ошибками. Создаем тексты-рассуждения. Характерные признаки текста-рассуждения. | 1 | | | |
| Создаем тексты-рассуждения. Структура текста-рассуждения. | 1 | | | |
| Создаем тексты-рассуждения. Аргументы текста-рассуждения. | 1 | | | |
| Создаем тексты-рассуждения. Составляем продолжение текста. | 1 | 1 | | |
| Развитие речи. Изложение текста-рассуждения по тексту «Вот чудеса-то!» по Ю.Дмитриеву. | 1 | 1 | | |
| Развитие речи. Редактирование текста изложения «Вот чудеса-то!» по Ю.Дмитриеву. | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Восстановление последовательности абзацев в тексте К. Паустовского | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Восстановление последовательности предложений в тексте Г.Скребицкого «Белая шубка» | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Восстановление порядка предложений в тексте Г.Скребицкого «Весенний дождик» | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Редактирование текста Г.Скребицкого «Весна» | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Порядок предложений в тексте | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Редактирование текста Д.Шеварова «Осень» | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Редактирование текста М.Пришвина 1«Лесная колокольня» | 1 | 1 | | |
| Учимся редактировать тексты. Упражнения в редактировании текстов | 1 | 1 | | |
| Проверочная работа. «Редактирование текстов». | 1 | | 1 | |
| Создаем тексты-повествования. Структура текста-рассуждения. | 1 | | | |
| Создаем тексты-повествования о путешествии по городам. | 1 | | | |
| Создаем тексты-повествования. Создание мини-доклада о народном промысле. «Дымковская игрушка». | 1 | | | |
| Создаем тексты-повествования об участии мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 | | | |
| Итоговый творческий проект за курс 3-го класса. | 1 | 1 | | |
| Представление проектных заданий по теме: «Секреты речи и текста». | 1 | 1 | | |
| Мини-сочинение «Как понять смысл пословицы» | 1 | | | |
Повторение. (1 ч.) |
| Повторение по теме: «Типы текстов» | 1 | | | |
| Итого: | 68 | 16 | 3 | |
12