СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа русский язык 4 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 4 класс УМК "Школа России"»

20


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Новодраченинская СОШ»

_____ О.В. Доблер


«27 » августа 2020 г.




«Утверждено»

Директор МКОУ

«Новодраченинская СОШ»

_____________А.Е. Гавшин

Приказ № 133

от « 31» августа 2020 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык» для 4 класса

начального общего образования

на 2021/2022 учебный год



Составитель:

Трушина Екатерина Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории






с. Новодраченино 2021



I. Пояснительная записка

Программа по русскому языку разработана на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык» (Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы М.: Просвещение, 2014); на основе Положения о рабочей программе учебного предмета, курса.

В 4 классе на изучение русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю). В календарном учебном графике 35 недель, добавлено 5 резервных уроков.



II. Планируемые образовательные результаты


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

  • Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • •приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Учащийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Учащийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

учащийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Учащийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Учащийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Учащийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Учащийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключикключика, замочек — замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы нес глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек, -ик;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж)при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.



III. Содержание учебного предмета


Содержание учебного предмета «Русский язык» в 4 классе полностью соответствует авторской программе.


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Повторение

11

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

21

4

Имя существительное

39

5

Имя прилагательное

30

6

Местоимения. Личные местоимения

8

7

Глагол

34

8

Повторение

18


Итого

170 ч+5 резервных часов










IV.Тематическое планирование учебного предмета


п/п

Название темы урока

Кол-во часов


Повторение

11


Наша речь и наш язык

1

1.

Диалогическая и монологическая речь. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

1


Текст

3

2.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

1

3.

Развитие речи. Подробное изложение повествова­тельного текста.

1

4.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

1


Предложение

3

5.

Виды предложений по цели выска­зывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

1

6.

Знаки препинания в конце предложения.

1

7

Знаки препинания в конце предложения.

1


Обращение

1

8

Предложение с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.

1


Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

2

9.

Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

1

10

Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений. Разбор предложения по членам.

1


Словосочетание

1

11.

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам. Проверочная работа.

1


Предложение

9


Однородные члены предложения

5

12.

Представление о предложениях с однородными членами.

1

13.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

1

14.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.Запятая между однородными чле­нами предложения, соединёнными союзами.

1

15.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными чле­нами предложения, соединёнными союзами.

1

16.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картиныИ. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

1


Простые и сложные предложения

4

17.

Различение простых и сложных предложений.

1

18.

Различение сложного предложения и простого предложения с однородны­ми членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.

1

19.

Проверочная работа.

1

20.

Развитие речи. Письменное изложение повествова­тельного текста по самостоятельно составленному плану.

1


Слово в языке и речи 

21


Лексическое значение слова

4

21.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

22.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах.

1

23.

Наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

1

24.

Развитие речи. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употребленными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

1


Состав слова

9


Значимые части слова

3

25.

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

26.

Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса –ся), основы.

1

27.

Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование состава слова по определенной схеме.

1


Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

4

28.

Правописание слов с безударным гласным в корне, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.

1

29.

Правописание слов с безударным гласным в корне, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.

1

30.

Правописание двойных согласных в словах.

1

31.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек.

1


Правописание слов с разделительным твёрдым(Ъ) и мягким (Ь) знаками

2

32.

Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками. Работа с орфографическим словарем. Контрольный диктант.

1

33.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления.

1


Части речи

8


Повторение и углубление представлений о частях речи

4

34.

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

1

35.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

1

36.


Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

1

37

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

1


Наречие (общее представление)


38.

Наречие. Значение и употребление в речи.

1

39.

Наречие. Значение и употребление в речи.

1

40.

Проверочная работа.

1

41.

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

1


Имя существительное

39


Изменение по падежам

5

42.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного.

1

43.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного.

1

44.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного.

1

45.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного.

1

46

Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

1


Три склонения имён существительных

8

47.

1-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

1

48.

1-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

1

49.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

1

50.

2-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

1

51.

2-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

1

52.

3-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

1

53.

3-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

1

54.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

18

55.

Способы проверки безударных падеж­ных окончаний имён существитель­ных.

1

56.

Именительный и винительный па­дежи имён существительных.

1

57.

Родительный падеж.

1

58.

Родительный падеж.

1

59.

Именительный, родительный и вини­тельный падежи одушевленных имен существительных.

1

60.

Дательный падеж.

1

61.

Дательный падеж.

1

62.

Дательный падеж.

1

63.

Творительный падеж.

1

64.

Творительный падеж. Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и Ц.

1

65.

Предложный падеж.

1

66.

Предложный падеж.

1

67.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

68.

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

69.

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

70.

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

71.

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

72.

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

1


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

6

73.

Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе.

1

74.

Именительный падеж.

1

75.

Родительный падеж.

1

76.

Родительный падеж.

1

77.

Винительный падеж одушевленных имен существительных.

1

78.

Дательный, творительный, предложный падежи.Контрольный диктант.

1


Обобщение знаний об имени существительном

79.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

80.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. Проект «Говорите правильно!»

1


Имя прилагательное

30


Повторение и углубление представлений об имени прилагательном

4

81.

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.

1

82.

Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). Начальная форма имен прилагательных.

1

83.

Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). Начальная форма имен прилагательных.

1

84.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

1


Изменение по падежам имён прилагательных

1

85.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».

1


Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

9

86.

Именительный падеж.

1

87.

Родительный падеж.

1

88.

Дательный падеж.

1

89.

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

90.

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

91.

Творительный и предложный падежи.

1

92.

Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1

93.

Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1

94.

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1


Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

6

95.

Склонение имен прилагательных женского рода.

1

96.

Именительный и винительный падежи.

1

97.


Именительный и винительный падежи.

1

98.

Родительный, дательный, творительный падежи.

1

99.

Родительный, дательный, творительный падежи.

1

100.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка).

1


Склонение имён прилагательных во множественном числе

6

101.

Окончания имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

1

102.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».

1

103.

Именительный и винительный падежи.

1

104.

Родительный и предложный падежи.

1

105.

Дательный и творительный падежи.

1

106.

Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи.

1


Обобщение знаний об имени прилагательном

4

107.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имен прилагательных.

1

108.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имен прилагательных.

1

109.

Контрольный диктант.

1

110.

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1


Местоимение

8


Личные местоимения (повторение и углубление представлений о личных местоимениях)

2

111.

Роль личных местоимений в речи.

1

112.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

1


Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

6

113.

Склонение личных местоимений 1 и 2 –го лица единственного и множественного числа.

1

114.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

115.

Окончание личных местоимений в косвенных формах.

1

116.

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

1

117.

Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа.

1

118.

Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

1


Глагол

34


Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи

2

119.

Значение глаголов в языке и речи.

1

120.

Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

1


Неопределённая форма глагола

5

121.

Неопределенная форма глагола.

1

122.

Неопределенная форма глагола.

1

123.

Неопределенная форма глагола.

1

124.

Неопределенная форма глагола.

1

125.

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

1


Спряжение глагола

5

126.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лица и числа глаголов.

1

127

Глаголы, которые не употребляются в форме 1- го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить).

1

128.

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

129.

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

130.


Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана « Весна. Большая вода».

1


1и 2 спряжение глаголов

2

131.

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

1

132.

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

1


Правописание глаголов

11


Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

8

133.

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

134.

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

1

135.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

136.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

137.

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

1

138.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

139.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

140.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1


Правописание возвратных глаголов

3

141.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах.

1

142.

Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах.

1

143.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

1


Правописание глаголов в прошедшем времени

3

144.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

1

145.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

1

146.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

1


Обобщение по теме «Глагол»

6

147.

Морфологический разбор глаголов.

1

148.

Морфологический разбор глаголов.

1

149.

Морфологический разбор глаголов.

1

150.

Морфологический разбор глаголов.

1

151.

Контрольный диктант.

1

152.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1


Повторение

18

153.

Повторение.

1

154.

Повторение.

1

155.

Повторение.

1

156.

Повторение.

1

157.

Повторение.

1

158.

Повторение.

1

159.

Повторение.

1

160.

Повторение.

1

161.

Повторение.

1

162.

Повторение.

1

163.

Повторение.

1

164.

Повторение.

1

165.

Повторение.

1

166.

Повторение.

1

167.

Повторение.

1

168.

Повторение.

1

169.

Повторение.

1

170.

Повторение.

1

171-175

Резервные уроки.

5

















Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Класс

Учитель

Дата и тема по рабочей учебной программе

Дата и тема с учетом корректировки

Причина корректировки

Форма корректировки

Согласование с курирующим заместителем директора