РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущих первоклассников»
(для дошкольников - детей 6 – 7 лет)
Пояснительная записка.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
В.А.Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно, не ошеломляет лавиной впечатлений». Стратегическими линиями работы в рамках ДОУ выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжается работа по стратегическим линиям, развитие познавательного интереса, умения решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности, ролевой идентификации в различных учебных ситуациях.
«Школа будущих первоклассников» является переходом, «мостиком» от дошкольного к школьному обучению и воспитанию. В этот период у детей происходит активное осмысление окружающего мира, определяется место в этом мире, они впервые овладевают новым видом деятельности (учебной), круг их общения значительно расширяется. В образовательный процесс ребенок включается, имея определенный фундамент интеллектуального и социального развития. Насколько быстро и хорошо ребенок приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет усваивать новые знания, развивать свои способности и строить новые отношения – все это зависит от правильной организации адаптационного периода первоклассников к школе. Для успешного включения детей в новый вид деятельности им необходима определенная готовность: физическая, психологическая, познавательная. Поэтому содержание адаптационной программы предусматривает развитие собственной внутренней жизни ребенка на основе создания условий сохранения и совершенствования психического, физического и нравственного здоровья учащихся. В дошкольном и младшем школьном возрасте основным, ведущим видом деятельности является, несомненно, игровая деятельность. В основу программы положено сочетание игровой деятельности с другими видами деятельности: двигательной, коммуникативной, творческой. Это позволяет ребенку реализовать себя в новых для него условиях. Критерием адаптации является продвижение ребенка в каждом из видов деятельности.
Целью курса является формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Необходимо помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность и страх, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Школа будущих первоклассников» решает задачи общего развития ребёнка, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Учеба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребенка. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится все более значимой, ибо от ее решения, без преувеличения, зависят человеческие судьбы.
Готовность к школе сегодня рассматривается как комплексная характеристика, включающая в себя следующие компоненты:
психофизиологический (созревание организма)
педагогический (все, чему научили ребенка)
психологический (особенности развития и формирования)
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.).
Эмоционально-волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость).
Коммуникативная готовность (сформированность навыков общения, умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Мотивационная готовность
Диагностика психологической готовности проводится не для осуществления отбора в школу, а для профилактики нежелательного психического развития ребенка и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии.
Задачи данной программы:
Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения учащихся в новый вид деятельности.
Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
Знакомить с основными школьными правилами.
Формировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности.
Совершенствовать моторное развитие детей (тонкой ручной и артикуляционной моторики)
Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
Способствовать сохранению психического здоровья, эмоционального благополучия учеников.
Наша программа опирается на следующие принципы:
Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип школы. Это «адаптивная» школа, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Не ребенок для школы, а школа для ребенка!
Принцип развития. В нашем представлении основная задача школы – это развитие ребенка, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Развивающее образование ориентировано на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свои способности, но именно личность.
Принцип психологической комфортности. Сюда относится снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
Принцип образности мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные предметные знания занимают свое определенное место.
Принцип систематичности. С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и входить в общую систему непрерывного образования. Школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее.
Принцип смыслового отношения к миру. Важнейшей особенностью целостного развертывающегося знания является его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям.
Принцип обучения деятельности. Мы учим деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать, оценивать свои и чужие действия.
Принцип креативности. В соответствии со сказанным ранее, в школе необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решения не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений, навыков, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка.
Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в одну «эпоху человеческого развития, именуемую детством».
В психологии дошкольников и младших школьников много общего:
доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.)
анатомические и физиологические особенности;
приоритетное место в жизни младших школьников наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;
необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, если она не дает желаемого результата.
Задача школы, - опираясь на общие между этими возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.
«Школа для будущих первоклассников» работает 7 недель (по средам и субботам). Проводится три занятия по 25 минут. Перемены 10 минут с подвижными играми, экскурсиями по учреждению.
Перед поступлением в первый класс проводится комплексное обследование ребенка психологом и логопедом в присутствии родителей. На каждого ребенка заполняется речевая карта и составляется заключение психолого-педагогического обследования. По его результатам проводится беседа с родителями о степени готовности ребенка к школьному обучению. Психолог и логопед может предлагать родителям систему упражнений, при необходимости дополнительные развивающие занятия, рекомендовать консультации специалистов (психоневролога, логопеда, невропатолога).
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
- Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану, действовать по образцу и заданному правилу;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- формировать эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научиться:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 10 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
использовать элементарные приемы работы с бумагой (обрывание, сгибание, вырезывание), ножницами;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Содержание программы
Обучение грамоте и развитие речи (7 ч).
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.
Подготовка к изучению математики (7 ч).
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из деталей по образцу.
Планируемые результаты.
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Знакомство с окружающим миром (6 ч).
Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Основное содержание.
Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.
Планируемые результаты.
К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:
- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных.
Владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.
Знать:
- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.
Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости.
Умелые ручки (13 часов).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Именно такую цель преследуют занятия раздела «Умелые ручки».
По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. В этом случае полезны задания по штриховке предметов, как вид работы, укрепляющий мускульную силу кисти руки и пальцев. Можно давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной.
Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются также лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование, поэтому такие задания включены в данный раздел. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д..
Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, так как попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.
Учусь общаться и учиться (7 часов).
Цель: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику);
2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает следующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Данную программу ведет педагог-психолог.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:
1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика «10 картинок» (Определение уровня развития процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения).
Модификация: Методика для изучения и оценки моторной персеверации» (Определение уровня шаблонного повторения движения).
Методика «Нелепицы» (При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль).
Методика «Обведи контур» (Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления).
Методика «Сюжетные картинки» (Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла, развитию связной речи).
Тест «Классификация предметных картинок» (Определение способности к обобщениям).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
Содержание программы
Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:
1 часть – развитие мелкой моторики;
2 часть – развитие мышления;
3 часть – развитие речи;
4 часть – развитие памяти;
5 часть – развитие внимания;
6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.
1 «Развитие мелкой моторики».
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Задачи:
• Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
• Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
2 «Развитие мышления».
Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
Задачи:
• Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
• Развивать сообразительность, любознательность;
• Развивать мыслительные операции;
• Развивать логическое мышление;
• Учить выделять существенные признаки.
3 «Развитие речи».
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Задачи:
• Расширять и активизировать словарный запас;
• Пополнять запас знаний и сведений;
• Развивать воображение, фантазию;
• Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
4 «Развитие памяти».
Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Задачи:
• Развивать непроизвольную и произвольную память;
• Развить зрительную и слуховую память.
5 «Развитие внимания».
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка.
Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Задачи:
• Развивать сенсорное внимание:
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать моторно-двигательное внимание.
6 «Содействие становлению учебной мотивации».
Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.
Задачи:
• Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей);
• Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка, эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым);
• Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).
7 «Снятие эмоционального напряжения».
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу. Получат возможность научиться способам регуляции мышечного тонуса
Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога - СПб.: Издательский дом «Нева», 2001 – 224с
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению – Ярославль: Академия развития, 1996 - 208с.
Кушнир Н.Я., Максименко Н.М. Введение в школьную жизнь – Минск, 1995 - 190с.
Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу – М.: Школа-Пресс, 1997 - 96с.
Обухова ЛФ. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996 – 374с.
Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Просвещение, 1987 – 191с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 1997 – 235с.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития – М.: Просвещение, 1994 – 49с.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь– М.: Новая школа,1993 - 213с.
22. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию - М.: Новая школа, 1995 - 171с