Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56
Рабочая программа
социального педагога
МБДОУ детского сада № 56
на 2021 – 2022 учебный год
Разработала:
Орехова Н.В.,
социальный педагог
г. Новочеркасск
2021 г.
Содержание
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы
Цель и задачи деятельности социального педагога
Функции социального педагога ДОУ
Основные направления работы социального педагога ДОУ
Работа с кадрами
Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников
Работа с детьми
Работа с документацией
Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков
Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы
Используемая литература
Приложения
Приложение 1. План работы социального педагога на учебный год
Приложение 2. План работы с родителями воспитанников МБДОУ
Приложение 3. Темы консультаций (Оформление родительских уголков и стендов, дистанционный материал)
Приложение 4. Планы работы на месяц.
Пояснительная записка.
В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое дошкольное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
проблемы, связанные с дезадаптации детей в социальной среде;
проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в ДОУ;
проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, педагогов, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, детского сада, в связи, с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – сотрудник детского сада, который создаёт условия для социального саморазвития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей в соответствии с действующим законодательством, на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.
Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
- знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Профессиональная деятельность социального педагога реализуется только в рамках государственной социальной политики, в соответствии с нормативно-правовыми документами, локальными актами МБДОУ детского сада № 56
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 года;
Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Закон РФ от 29.12.2012г. №293-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон РФ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
Устав МБДОУ детского сада № 56
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
роль защитника интересов и законных прав ребенка;
роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Рабочая программа направлена на:
- создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;
- создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовку к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа социального педагога рассчитана на 1 год.
Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 56
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МО РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Декларация прав ребёнка
Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 года
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Цель и задачи деятельности социального педагога
Цель: создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе «педагоги-дети-родители», для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:
- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
-вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов Среды социального развития;
- повышения уровня компетентности родителей.
Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ, привлечению к сотрудничеству в вопросах социальной адаптации и развития детей.
Изучать особенности личности воспитанников, их микросреды и условия их жизни.
Выявлять интересы и потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений, своевременно оказывать социальную помощь и поддержку.
Выступать посредником между организацией, воспитанниками, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, педагогами, родителями, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также электронные образовательные ресурсы.
Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах социально-личностного развития воспитанников и взаимодействия с семьями.
Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении.
Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.
Функции социального педагога
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.
Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.
Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников.
Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:
адаптация ребенка к дошкольному учреждению;
развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;
работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;
работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;
формирование социально принимаемого поведения детей;
включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;
особенности социализации детей в ДОУ;
особенности организации досуга дошкольников и др.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Основные направления работы социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с родителями социально опасных семей.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
5.1. Работа с кадрами
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Формы работы - консультации; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы» с родителями и без, работа по запросам.
Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия детского сада в лице социального педагога с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально-благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение уровня родительской компетентности;
- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование, индивидуальные беседы, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.
- знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
- информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте, в официальной группе ДОУ в социальной сети «ОК», «Инстаграм».
- образование родителей: организация «школы для родителей» (семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
- совместная деятельность: привлечение родителей к организации выставок, конкурсов; создание семейных объединений, сетевым мероприятиям, флешмобам, семейных праздников, прогулок, экскурсий; привлечение к участию в детской исследовательской и проектной деятельности; составление плана взаимодействия семьи и детского сада в вопросам воспитания, развития и обучения детей; сопровождение и поддержание семьи в реализации воспитательных воздействий; знакомство родителей с Конвенцией о защите прав детей; обозначить позицию МБДОУ, как защитника прав воспитанников.
Работа с детьми
- участие в организации досуга детей;
- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию.
Формы работы: интервьюирование; театрализованные постановки по защите прав ребенка; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, центр эстетического воспитания, эколого-биологический центр и т.п.).
5.4 Работа с документацией
- составление паспорта семьи (по группам, обобщающий по детскому саду), формирование информационного банка данных по работе с семьей;
- разработка перспективного и текущего плана работы;
- подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога.
6. Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков.
1. Информационно-аналитический блок:
- информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях;
- изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях;
- оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
2. Практический блок (работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей):
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- социализация личности ребенка;
- коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
3. Контрольно-оценочный блок:
- анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный) по взаимодействию с родителями и детьми.
7. Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы.
Успешная социализация воспитанников ДОУ.
Гражданское самосознание и общественная позиция родителей воспитанников ДОУ.
Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов ДОУ, направленной на успешную социализацию детей.
Повышение коммуникативных способностей детей, как одного из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей.
Осознание родителями (законными представителями) воспитанников приоритетности родительского права в вопросах воспитания детей.
Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг.
Создание условий для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников МБДОУ.
Создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители.
Создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
8. Использованная литература.
Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер, О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 288 с.
Федосеева И.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования: правовой и управленческий аспекты. Вып. 1: метод. Ред / сост. И.Ф. Федосеева (и др.). - Архангельск: изд. АО ИИППК РО, 2012. – 102с.
ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155)
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании РФ» (гл.1, ст.2)
Интернет-ресурсы (http://nsportal.ru/detskiy-sad).
План работы социального педагога на 2021-2022 учебный год по направлениям № | Направления деятельности и работы | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
Работа с документацией |
1 | Составление Рабочей программы, перспективного плана работы на 2021-2022 учебный год по блокам: - работа с документацией - работа с педагогами - работа с родителями и семьями воспитанников - работа с детьми | сентябрь | |
2 | Составление и утверждение графика работы, плана работы на месяц | ежемесячно | |
3 | Составление социальных паспортов групп, сбор информации, анкетирование | сентябрь | |
4 | Составление социального паспорта ДОУ на 2021-2022 учебный год на основе анкетирования родителей и базы данных | сентябрь-октябрь | |
5 | Составление перспективного плана работы на 2021- 2022 учебный год: - плана работы с проблемными семьями, семьями в социально опасном положении | сентябрь-октябрь | |
6 | Выявление категорий семей, входящих в группу социального риска, неблагополучных семей | в течение года | |
7 | Оформление и ведение документации по межведомственному взаимодействию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении | в течение года | |
8 | Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу: -полная семья, -неполная семья, -многодетная семья, - малообеспеченная семья, - неблагополучная семья. Коррекция социального паспорта | в течение года | |
9 | Систематический патронаж в случае выявления неблагополучия | по мере необходимости | |
10 | Ведение журналов консультаций с педагогами и родителями | в течение года | |
11 | Анализ работы социального педагога: - декабрь (выявление недоработок, корректировка плана) - май (анализ деятельности, определение направлений на следующий учебный год) | декабрь, май | |
Информационно-профилактическая деятельность. Работа с родителями и семьями воспитанников. |
1 | Консультации, наглядная информация и памятки для родителей: - «Как научить ребенка дружить» - «Как правильно общаться с ребенком» - «Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду» - «Стоит ли отдавать ребенка в центры раннего развития?» - «Игрушки и развитие ребенка» - «Вредные привычки родителей» - «Говорите ребенку больше добрых слов» - «Что такое семейные традиции» - «Как вести себя с упрямым ребенком» - «Будущему первокласснику» - «Как провести выходные с семьей» - «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - «Мой ребенок часто стал употреблять в речи выражение «Я не хочу» и др. | в течение года | |
2 | Помощь в подготовке и проведении мероприятий (по запросам администрации, педагогов, родителей). | в течение года | |
3 | Участие в родительских собраниях - социальная служба ДОУ - итоги работы за 2021-2022 учебный год | в течение года сентябрь январь май | |
6 | Индивидуальная работа с родителями (по запросам родителей и по мере необходимости) | в течение года | |
Работа с неблагополучными семьями |
1 | Выявление неблагополучных семей, постановка на внутренний контроль учет | в течение года | |
2 | Патронаж семей | в течение года | |
2 | Оказание консультативной помощи семье через обследование жизненных условий с составлением актов | в течение года | |
3 | Работа с семьями, дети которых длительное время не посещают детский сад | в течение года | |
4 | Взаимодействие в работе с педиатрами | по мере необходимости | |
5 | Индивидуально-консультативная помощь | в течение года | |
6 | Исследование межличностных отношений детей и родителей | в течение года | |
7 | Анкетирование родителей: - «Взаимоотношения в семье» - «Какой вы родитель?» -«Родительское отношение к детям» Опросники: «Я – как родитель», «Портрет моего ребёнка») | сентябрь октябрь ноябрь | |
Работа с малообеспеченными, неполными, многодетными семьями |
1 | Контроль и постановка на внутренний контроль | сентябрь-май | |
2 | Посещение на дому | по мере необходимости | |
3 | Оказание социально-педагогической помощи: -через консультирование родителей и педагогов -через органы социальной защиты | по мере необходимости | |
Работа по повышению правовой культуры |
1 | Изучение формирования правового сознания родителей: - анкетирование «Есть ли у вашего ребенка права?» Консультации -«Как мы нарушаем права ребенка?» -«Воспитание в семье: правила и традиции» оформление стенда рисунков «Права детей», «Толерантное отношение к другим детям» и т.д. | в течение года | |
2 | Знакомство детей с их правами через занятия, игровую деятельность, развлечения, праздничные мероприятия, развлекательные и познавательные игры | в течение года | |
3 | Праздничное мероприятие, посвященное международному Дню защиты детей | июнь | |
Работа с детьми |
1 | Контроль посещаемости ДОУ детьми, стоящими на внутреннем учете | в течение года | |
2 | Мероприятия, в рамках Декады инвалидов «Протяни руку дружбы», «Помогая другим, помогаешь себе» - | декабрь | |
3 | Акция к всемирному Дню Здоровья | апрель | |
Консультативная работа. Работа с педагогами. |
1 | Консультирование педагогов по улучшению взаимодействия с детьми и родителями: - «Современные формы взаимодействия с семьей» - «Формирование основ культурного поведения у детей дошкольного возраста» - «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в дошкольных образовательных учреждениях» - «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком» - «Определение социально опасного положения. – «Основные критерии при определении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении» | в течение года январь октябрь | |
2 | Помощь в проведении родительских собраний (по запросу педагогов) | в течение года | |
3 | Помощь в проведении групповых мероприятий, тематических праздников | в течение года | |
4 | Консультативные встречи в приемные часы | в течение года | |
Взаимодействие с социальными партнерами. Методическая работа |
1 | Изучение социально - педагогической литературы. | в течение года | |
2 | Взаимодействие c Отделом социально-правовой защиты УО Администрации города Новочеркасска | в течение года | |
Взаимодействие со специалистами |
1 | Совместный патронаж детей на дому | по мере необходимости | |
2 | Профилактическая работа с семьями социального риска | по мере необходимости | |
Взаимодействие с инспектором ОпДН |
1 | Совместный патронаж семей | по мере необходимости | |
2 | Обмен информацией о семьях, состоящих на профилактических учетах в субъектах профилактики | в течение года | |
Профилактические мероприятия |
1 | Акция по безопасности дорожного движения «Посмотри по сторонам! Возьми ребенка за руку!», «Детям знать положено правила дорожные», «Советы светофора для маленьких детей» | Сентябрь, май | |
План работы с родителями
социального педагога на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Вид деятельности | Сроки проведения |
1 | Оформление консультаций в родительские уголки, на стенд: - «Как научить ребенка дружить» - «Как правильно общаться с ребенком» - «Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду» - «Стоит ли отдавать ребенка в центры раннего развития?» - «Игрушки и развитие ребенка» - «Вредные привычки родителей» - «Говорите ребенку больше добрых слов» - «Что такое семейные традиции» - «Как вести себя с упрямым ребенком» - «Будущему первокласснику» - «Как провести выходные с семьей» - «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - «Мой ребенок часто стал употреблять в речи выражение «Я не хочу» и др. | в течение года (ежемесячно) |
2 | Индивидуальные и групповые беседы и консультации | в течение года |
3 | Составление индивидуального плана работы, консультирование, семей группы риска | в течение года |
4 | Общее родительское собрание: - Итоги сотрудничества за 2020-2021 учебный год | май |
5 | Родительские собрания в группах (по запросам педагогов) | в течение года |
6 | Анкетирование родителей (социальный паспорт) | сентябрь-октябрь |
7 | Анкетирование родителей по теме «Удовлетворённость педагогическим процессом» | апрель |
8 | Анкетирование родителей по теме «Здоровый образ жизни» | март |
11 | Памятки для родителей: - Права и обязанности родителей - Ответственность родителей - Поощрение и наказание дошкольников - Маленький воришка - Дети нуждаются в защите - Как знакомить ребёнка с историей семьи | в течение года |
12 | Индивидуальное консультирование и беседы (по запросам родителей) | в течение года |
Темы консультаций для родителей
Оформление родительских уголков
месяц группа | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
Ясли, Младшая группа | Договор сотрудничестве родителей с ДОУ | Права и обязанности родителей | Можно ли обсуждать при ребёнке его самого | Вредные привычки родителей | |
Средняя группа | Права и обязанности родителей | Вредные привычки родителей | Как ведут себя дети, когда родители ссорятся | Как влияют семейные конфликты на будущее семейное счастье детей | |
Старшая группа | Воспитание без крика | Воровство | Вредные привычки родителей | Дети и токсины | |
Подготовительная группа | Детская ложь | Воспитание без крика | Дети и токсины | Вредные привычки родителей | |
январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
Если ребёнок дерётся | Если ребёнок часто обманывает | Игрушка в жизни ребёнка | Права ребёнка | Заповеди | Методы профилактики конфликтов |
Как можно похвалить ребёнка | Как развивать у ребёнка чувство ответственности | Поговорим об агрессии | Неполная семья: особенности воспитания | Не поддавайтесь искушению | Если дети балуются |
Детская ложь | Права и обязанности родителей | Если ребёнок дерётся | Как влияют семейные конфликты на будущее семейное счастье детей | Как ведут себя дети, когда родители ссорятся | Наказывая, подумайте: зачем? |
Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста | Если ребёнок дерётся | Права и обязанности родителей | Как ведут себя дети, когда родители ссорятся | Как влияют семейные конфликты на будущее семейное счастье детей | Воровство |
Оформление папок-передвижек в группах
№ п\п | МЕСЯЦ | ТЕМА |
1 | сентябрь | Права и обязанности родителей |
2 | октябрь | Ответственность родителей |
3 | ноябрь | Права ребёнка в области образования |
4 | декабрь | Поощрение и наказание дошкольников |
5 | январь | Маленький воришка |
6 | февраль | Дети нуждаются в защите |
7 | март | Как знакомить ребёнка с историей семьи |
8 | июнь | Воздействие домашней атмосферы |