СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ТО "Береста"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа творческого объединения "Береста".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ТО "Береста"»



РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № __ «__» августа 2019г.

Председатель МС

_________/________________


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № __

« ___» августа 2019г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ____________

_________/__________________/

Приказ от __________г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/__________________/

« » августа 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


«Береста»






























20__ /20__ учебный год

Программа творческого объединения «Береста» разработана на основе требований:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373); национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ _______

- календарным учебным графиком МБОУ_________ на 2019/2020 учебный год;

- планом дополнительного образования МБОУ_____________ на 2019/2020 учебный год.

Творческое объединение «Береста» входит в общекультурное направление.

Организация процесса обучения

В детское объединение принимаются  дети, достигшие возраста девяти лет, но не позже достижения ими возраста пятнадцати лет.

Прием осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей,  независимо от места их проживания. Специальных требований при наборе детей не предъявляется.

Программа рассчитана на детей 9-14 лет.

Режим занятий:

Занятия  организуются 1 раз в неделю по 2 часа и составляют 72 часов  в год (36 недель).

Срок реализации настоящей программы один год.


  1. Результаты освоения программы творческого объединения дополнительного образования;

Личностные результаты:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

  • проявление дисциплинированности и творческих способностей;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

  • организовывать своё рабочее место (под руководством педагога); выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий; с помощью педагога анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

  • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания; решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную практическую деятельность.

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

  • различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;

  • выявлять особенности оформления и обработки; наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать материалы по их свойствам;

  • конструировать изделия природных материалов.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • рассказывать о технологии выполнения работ из о природных материалах;

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.






Результаты  освоения содержания программы творческого объединения «Береста»

Дети должны знать:

  • правила  безопасной организации труда;

  • основные свойства природных материалов;

  • приемы заготовки, хранения и  экономного расходования бересты;

  • приемы обработки различных природных материалов;

  • основные законы композиции;

  • технологические приемы работы с берестой и природным материалом;

уметь:

  • освоить простейшие приемы работы с природным материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация из бересты);

  • самостоятельно составлять эскизы, применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, конструирование из бересты).


































  1. Содержание программы

Введение (2ч)

     Основные теоретические сведения

Единство эстетического и функционального начал при формировании предметной среды, окружающей человека. Влияние традиций, образа жизни и благосостояния населения на развитие художественных ремесел. Художественная обработка бересты как составная часть декоративно-прикладного искусства.

Охрана труда. Инструктаж по ОТ.

     Практическая работа

Организация рабочего места.

Раздел I. Азбука берестяной пластики. (14ч)

     Основные теоретические сведения

Знакомство с берестой-материалом для выполнения бытовых, декоративных изделий. Береза белоствольная - символ России-матушки. «География» берестяных изделий. Исторические корни промысла плетения из бересты. Современное состояние этого промысла. Правила заготовки бересты. Сроки и места заготовки. Обработка и хранение бересты. Приемы обработки и правила хранения бересты..

     Практическая работа

Плетение коврика из цветной бумаги. Плетение корзинки - туеска из бумаги.

     Варианты объектов труда.

Коврика из цветной бумаги. Корзинка – туесок из бумаги.2

Раздел II. Композиция и творчество(54 ч.)

Основы рисунка и композиции (19 ч.)

      Основные теоретические сведения

Передача цветом и тоном бересты линии силуэта и пространства.

Многообразие оттенков бересты. Аппликация из бересты. Основы рисунка и композиции. Передача состояния и настроения в цветовом решении аппликации. Сказочные мотивы в аппликации. Обзор выставки. Передача состояния и настроения в цветовом решении аппликации. Композиционное построение рисунка - эскиза в «треугольнике». Знакомство с технологией аппликационных работ с берестой. Работа над созданием эскиза с использованием характерных элементов. Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты.

     Практическая работа

Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты.

     Варианты объектов труда.

Аппликация из бересты , сухих материалов по темам: «Гости из леса», «Лесная ярмарка», «Сказочный человечек», «Волшебное превращение – изготовление фигур сказочных животных».

Самостоятельное выполнение работы (20.ч)

Практическая работа

  Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Аппликация крупных и мелких деталей из бересты, штрихование черной тушью.

Общественное приложение результатов деятельности ( 2 ч.)



Плетение из бересты. (15 ч.)

Основные теоретические сведения

Технология плетения из бересты. Приёмы изготовления изделий. Бусы. Серёжки. Кулон



Практические работы

Бусы. Серёжки. Кулон

Экскурсии, выставки, конкурсы(4ч.)

Основные теоретические сведения

История возникновения историко-архитектурного комплекса "Теремок" ОГБУК "Смоленский государственный музей-заповедник". Роль М.К. Тенишевой в сохранении культурного наследия нашего народа. Итоговое занятие. Выставка. Награждение. Конкурс «Делай, как мы. Делай лучше нас!»



Формы организации деятельности по реализации программы

Одной из традиционных форм работы является занятие, которое состоит из  теоретической и практической части.

Теоретическая часть занятий предполагает изучение истории и культуры. Детям даются теоретические знания по краеведению, декоративно – прикладному творчеству, дизайну. Теоретические занятия  состоят из бесед, встреч с местными историками краеведами, просмотра презентаций и видеоматериалов по изучаемым темам.

Практическая часть занятий состоит  самостоятельной работы детей, экскурсий в музеи и выставочный зал.

На практических занятиях дети знакомиться с различными техниками декоративно-прикладного искусства, приобретают знания, умения, навыки самостоятельной работы с природным материалом.

Через все занятия проходят извечные мотивы народного творчества. Народные мотивы помогают превратить эти занятия в источник радости творчества, познания красоты и народной мудрости.

Структура кружковых занятий предполагает ориентацию ребенка на творческий поиск путем разнообразных методических форм:

      • -экскурсий,

      • -посещение музеев,

      • -бесед, просмотра презентаций;

      • -изучение художественного наследия,

      • -прослушивание музыкальных произведений,

      • -практических работ по аппликации и плетению,

      • -самостоятельных и коллективных работ,

      • -общественная реализация результатов деятельности (участие в ярмарках и выставках, демонстрация своего мастерства на конкурсах и т. д.)

Занятия  носят   интеллектуально-творческий характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;

  • работа с ножницами;

  • аппликация из природного материала ;

  • аппликация плоская и объёмная.





Результативность освоения программы

Для определения уровня знаний, умений и навыков детей используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения, а так же степень выраженности оцениваемых качеств.

Результативность освоения детьми данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • самоконтроль.

        Основными критериями оценки работ детей являются:

  • самостоятельность в работе;

  • внешний вид изделия: аккуратность и качество исполнения, трудоемкость, цветовое решение, композиционное решение);

  • креативность.

Формы подведения итогов реализации программы.

Практическим результатом на каждом этапе является создание ребенком собственных работ, сначала простых, потом более сложных.

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ребенка.

О результатах детей можно судить по выставкам работ,  ежегодному участию в  выставках и конкурсах различного уровня.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок.

Постепенно создавая работы и ребята, и педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный, личностно-ориентированный подход к детям.

На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:

- оценка педагога;

- совместная оценка ребенка и педагога;

- самооценка.















  1. Тематическое планирование


Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Экскурсии, конкурсы, выставки

1

Азбука берестяной пластики.

14

8

5

1


1 .Вводное занятие

2

1


1


2 Правила техники безопасной работы.

2

2




3.Знакомство с берестой-материалом для выполнения бытовых, декоративных изделий.

10

5

5


2

Композиция и творчество

54

4

47

3


1 .Основы рисунка и композиции

19

3

15

1


2.Самостятельное выполнение работы:

20


20



• Панно «Золотая рыбка»

9


9



• Панно по выбору

9


9



3.Общественное приложение результатов деятельности.

2



2


4.Плетение из бересты.

15

1

14



• Бусы

7

1

6



• Сережки.

6


6



• Кулон.

2


2


3

Экскурсии, выставки, конкурсы

4



4


1. Экскурсия во Фленово

2



1


2.Итоговое занятие. Выставка работ. Награждение.

1



1


З. Конкурс «Делай, как мы. Делай лучше нас!»

2



2


ИТОГО:

72

12

52

8













Календарно-тематическое планирование

творческого объединения «Береста»


Общее количество часов на курс по учебному плану ____ часов.

По 2 часа_ в неделю. Всего учебных недель ____.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.





п/п/



ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Форма проведения занятия

Дата проведения занятия

План.

Факт.

1. Азбука берестяной пластики (14)


1. Вводное занятие ( 2 ч.)


1

1.Организационное занятие. Экскурсия по школе, в школьный музей.

Экскурсия



2

2.Планы и задачи на 2019 /2020 уч. год. Требования к занятиям, к кружковцам.

Теоретич. зан



2. Правила техники безопасной работы (2 ч.)

2


3

1.Правила техники безопасной работы . Инструктаж по ОТ при работе с берестой.

Теоретич. зан



4

2.Организация рабочего места. Инструктаж по ОТ при работе с ножницами и клеем.

Теоретич. и практич. занятие



3. Знакомство с берестой-материалом для выполнения бытовых, декоративных изделий. (10 ч.)


5

1.Знакомство с берестой-материалом для выполнения бытовых, декоративных изделий.

Практическое занятие



6

2 Береза белоствольная - символ России-матушки. (Литературно -музыкальная композиция). Подготовка.


Теоретич. занятие



7

3 Береза белоствольная - символ России-матушки. (Литературно - музыкальная композиция). Выступление.


Теоретич. занятие



8

4 «География» берестяных изделий. Исторические корни промысла плетения из бересты.


Теоретич. заняти



9

5 Современное состояние берестяного промысла.

Теоретич. заняте



10

6 Плетение коврика из цветной бумаги.

Практич. занятие.



11

7 Плетение корзинки - туеска из бумаги.

Практич. занятие.


12

8 Правила заготовки бересты. Сроки и места заготовки.

Теоретич. занятие


13

9 Обработка и хранение бересты.

Практич. занятие


14

10Приемы обработки и правила хранения бересты.


Практич. занятие


2. Композиция и творчество (56 ч.)

1. Основы рисунка и композиции (19 ч.)

15

1 Многообразие оттенков бересты. Аппликация из бересты.

Практическое занятие



16

2 Основы рисунка и композиции.

Теоретич. зан



17

3 Передача цветом и тоном бересты линии силуэта и пространства.

Практическое занятие



18

4 Передача цветом и тоном бересты линии силуэта и пространства.

Практическое занятие



19

5 Передача состояния и настроения в цветовом решении аппликации.

Практическое занятие



20

6 Передача состояния и настроения в цветовом решении аппликации.

Практическое занятие



21

7 Сказочные мотивы в аппликации. Обзор выставки

Экскурсия



22

8 Композиционное построение рисунка - эскиза в «треугольнике».

Теоретич. зан



23

9 Композиционное построение рисунка - эскиза в «треугольнике».

Практическое занятие



24

10 Знакомство с технологией аппликационных работ с берестой.

Теоретич. зан



25

11 Работа над созданием эскиза с использованием характерных элементов

Практическое занятие



26

12 Перевод рисунка на кальку.

Практическое занятие



27

13 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



28

14 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



29

15 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



30

16 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



31

17 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



32

18 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



33

19 Индивидуальная работа по выполнению всех операций по аппликации из бересты с каждым кружковцем.

Практическое занятие



2. Самостоятельное выполнение работы( 20 ч.).

Панно «Золотая рыбка»( 9 ч.)

34

1 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Эскиз

Практическое занятие



35

2 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Перевод на кальку

Практическое занятие



36

3 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Аппликация крупных деталей из бересты.

Практическое занятие



37

4 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Аппликация крупных деталей из бересты.

Практическое занятие



38

5 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Аппликация мелких деталей.

Практическое занятие



39

6Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Аппликация мелких деталей.

Практическое занятие



40

7Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Штрихование черной тушью.

Практическое занятие



41

8 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка». Штрихование черной тушью

Практическое занятие



42

9 Самостоятельное выполнение работы при соблюдении всех технологических процессов. Панно «Золотая рыбка»Покрытие лаком.

Практическое занятие



Панно по выбору. (9 +2 ч.)

43

1 Создание эскиза по выбору.

Практическое занятие



44

2 Аппликация из бересты. Панно по выбору, перевод на кальку.

Практическое занятие



45

3 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Аппликация крупных деталей из бересты.

Практическое занятие



46

4 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Аппликация крупных деталей из бересты

Практическое занятие



47

5 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Аппликация мелких деталей.

Практическое занятие



48

6 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Аппликация мелких деталей

Практическое занятие



49

7 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Штрихование черной тушью

Практическое занятие



50

8 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Штрихование черной тушью

Практическое занятие



51

9 Аппликация из бересты. Панно по выбору. Покрытие лаком.

Практическое занятие



Общественное приложение результатов деятельности (2 ч.)

52.

10 Общественное приложение результатов деятельности. Участие в конкурсах.

Участие в конкурсах.



53.

11 Общественное приложение результатов деятельности. Представление работ учащихся на общешкольном родительском собрании.

Выставка



Плетение из бересты. Женские аксессуары. (15 ч.)

54

.1 Плетение из бересты. Женские аксессуары.

Теоретич. занятие



55

2 Плетение из бересты. Бусы

Практическое занятие



56

3 Плетение из бересты. Бусы.

Практическое занятие



57

4 Плетение из бересты. Бусы.

Практическое занятие



58

5 Плетение из бересты. Бусы.

1

Практическое занятие



59

6 Плетение из бересты. Бусы.

Практическое занятие



60

7 Плетение из бересты. Бусы.

Практическое занятие




61

8 Плетение из бересты. Сережки.

Практическое занятие



62

9 Плетение из бересты. Сережки.

Практическое занятие



63

10.Плетение из бересты. Сережки.

Практическое занятие



64

11.Плетение из бересты. Сережки.

Практическое занятие



65

12.Плетение из бересты. Сережки.

Практическое занятие



66

13.Плетение из бересты. Сережки.

Практическое занятие



67

14.Плетение из бересты. Кулон.

Практическое занятие



68

15.Плетение из бересты. Кулон

Практическое занятие



Экскурсии, конкурсы;( 64ч.)

69

Экскурсия во Фленовский теремок

Экскурсия



70

Итоговое занятие. Выставка. Награждение

Выставка



71

Праздник «Делай, как мы. Делай лучше нас!»

Утренник



72

Праздник «Делай, как мы. Делай лучше нас!»

Утренник




ВСЕГО:



72часа































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

.

  1. И.Агапова, М.Давыдова, Аппликация. М.:ООО «ИКТЦ «Лада», 2009 г.

  2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.,1981 г.

  3. Добровольская В.Е., Каргин А.С. Традиционная культура Гороховецкого края: В 2-х томах. т.1.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004 г.

  4. Н.В.Дубровская. Аппликация из бересты.- М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008 г

  5. П.И. Уткин, Н.С. Скворцов "Народные художественные промыслы". М.: «Советский художник»,1983 г.

  6. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным; - М., 1990г.

  7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.:., 1996г.

  8. Уроки мастерства. Культура и традиции. 2001г.

  9. Машковцев В.П. Путешествие в Гороховец.-М.: ОАО «Типография Новости». 2003 г.

  10. О.Н.Маркелова. Поделки из природного материала.Волгоград «Учитель»,2009.