МБОУ «Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рузаевского района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ___________ /Соловьёва О.В./ «____» ____________2017 г | Согласована Заместитель директора по УВР ______________ Сорокина Н.В. «____»____________2017 г. | Утверждена Директор МБОУ «Арх-Голицынская ООШ» ________________ Михалкина Е.В. «____»______________2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса физики
в 8 классе
Составитель: Марченкова А.А.
2017г.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования и и авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Программы для общеобразовательных учреждений).
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Арх.-Голицынская ООШ» на изучение учебного предмета «Физика» в 8 классе отводится 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты Личностные результаты:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ
Тепловые явления (13 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Фронтальная лабораторная работа
Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра.
Электрические явления (26 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Фронтальные лабораторные работы
№ 3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№4 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№5 Регулирование силы тока реостатом.
№6 Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
№7 Измерение работы и мощности электрического тока в лампе
Электромагнитные явления (6 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Фронтальные лабораторные работы
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (10 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Фронтальные лабораторные работы
Получение изображения при помощи линзы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на |
Теория | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Тепловые явления | 13 | 11 | 1 | 1 |
| Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 12 | 10 | 1 | 1 |
| Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра» | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
3 | Электрические явления | 26 | 20 | 5 | 1 |
| Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках» | Контрольная работа №3 по теме "Электрические явления" |
Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» |
Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в электрической лампе» |
4 | Электромагнитные явления | 6 | 3 | 2 | 1 |
| Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные явления» |
Лабораторная работа №9 «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)» |
5 | Световые явления | 10 | 8 | 1 | 1 |
| Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы» | Контрольная работа №5 по теме «Световые явления». |
6 | Повторение | 1 | 1 | 0 | 0 |
| Итого | 68 | 53 | 10 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Тепловые явления |
1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | 1 | | |
2 | Способы изменения внутренней энергии тела | 1 | | |
3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 | | |
4 | Конвекция. | 1 | | |
5 | Излучение. Тест. | 1 | | |
6 | Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | | |
7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты | 1 | | |
8 | Удельная теплоёмкость | 1 | | |
9 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | | |
10 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | | |
11 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | | |
12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | | |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | 1 | | |
Изменение агрегатных состояний вещества |
14 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | | |
15 | Удельная теплота плавления. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. | 1 | | |
16 | Решение задач. | 1 | | |
17 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара | 1 | | |
18 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | | |
19 | Решение задач. Тест. | 1 | | |
20 | Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. | 1 | | |
21 | Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра». | 1 | | |
22 | Превращение энергии в механических и тепловых процессах. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | 1 | | |
23 | КПД теплового двигателя. Тест. | 1 | | |
24 | Повторение материала темы «Тепловые явления». | 1 | | |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 | | |
Электрические явления |
26 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | 1 | | |
27 | Электроскоп. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон | 1 | | |
28 | Строение атома. Тест. | 1 | | |
29 | Объяснение электрических явлений. | 1 | | |
30 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | | |
31 | Электрическая цепь и её составные части. | 1 | | |
32 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | | |
33 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 | | |
34 | Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках». | 1 | | |
35 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | | |
36 | Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | | |
37 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления | 1 | | |
38 | Закон Ома для участка цепи | 1 | | |
39 | Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | | |
40 | Решение задач. | 1 | | |
41 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Решение задач. | 1 | | |
42 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | | |
43 | Последовательное соединение проводников. С.р. | 1 | | |
44 | Параллельное соединение проводников. | 1 | | |
45 | Решение задач. | 1 | | |
46 | Работа электрического тока. Самостоятельная работа. | 1 | | |
47 | Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике | 1 | | |
48 | Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в электрической лампе». | 1 | | |
49 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | | | |
50 | Повторение материала темы «Электрические явления». | 1 | | |
51 | Контрольная работа №3 по теме "Электрические явления". | 1 | | |
Электромагнитные явления |
52 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | | |
53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | 1 | | |
54 | Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | | |
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | | |
56 | Электродвигатель. Лабораторная работа №9 «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)». | 1 | | |
57 | Устройство электроизмерительных приборов. Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитные явления». | 1 | | |
Световые явления |
58 | Свет. Источники света. Распространение света. | 1 | | |
59 | Отражение света. Закон отражения. | 1 | | |
60 | Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. | 1 | | |
61 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | | |
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | | |
63 | Построение изображений в тонких линзах. | 1 | | |
64 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы». | 1 | | |
65 | Оптические приборы. Разложение белого света на цвета. | 1 | | |
66 | Повторение по теме «Световые явления». | 1 | | |
67 | Контрольная работа №5 по теме «Световые явления». | 1 | | |
68 | Повторение. | 1 | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесённые в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УВР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |