Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО ___________ Машкова Е.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Родной язык (русский)»
ФГОС
Класс: 8А
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы - 1 полугодие 2020 /2021 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 16 ч/год; 1 ч/неделю
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по УМК Ладыженской Т.А. «Программа по русскому языку для 5- 9 классов общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2017г.
На основе учебника: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» М. «Просвещение», 2017г
Рабочую программу составила Матвеева Н.Н.,
учитель __русского языка и литературы __высшей__ категории
2020 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку авторов Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Программа по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2017г. и Программы по русскому языку на основе учебника для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. ( М. « Просвещение», 2017.)
Курс родного языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
понимание информации;
владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;
способность извлекать информацию из различных источников;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
2
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии родного языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей; лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка;
3. Содержание учебного предмета.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Разделы учебника «Русский язык 8 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Программа 8 класса включает следующие разделы:
1. Язык и культура. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи, в словах иностранного происхождения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Нормы построения словосочетаний по типу согласования. Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Эффективные приёмы слушания. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
4. Повторение и систематизация изученного в 8 классе
В программу включен перечень необходимых видов работ, а именно: различные виды опроса, работ по развитию речи .
Рабочая программа рассчитана на 16 часов (из расчета 1 час в неделю).
4.Тематическое планирование
8 класс (16 часов) 1 полугодие
№ тема осн.ч. р/р итог
Язык и общение 4 4
Культура речи 4 4
Речь. Речевая деятельность. Текст. 4 2 6
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 2 2
Итого 14 2 16
Развитие речи
1. Сочинение в жанре письма другу (подруге).
2. Итоговая контрольная работа
4
5. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1.Учебно-методическая литература:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Программа по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2017г.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. «Рабочая программа по русскому языку. 8 класс». ФГОС, М. «Вако». 2017г.
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» М. «Просвещение», 2017г.
4. Антонова С.В., Гулякова Т.И. « Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 8 класс». М. « Вентана-Граф», 2014г.
5. Гольдин З.Д. « Русский язык в таблицах 5-11 классы». М., 2007г.
6. Францман Е.К. «Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы» М. « Просвещение», 2006г.
7. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка». М. « Просвещение», 2000г.
8. «Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык». М. «Аванта+», 1998г.
2. Мультимедийные пособия:
1. Диск «Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
2. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
3. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».. Образовательные электронные ресурсы
3. Интернет – ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
4. Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2. Аудиоцентр.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Экран проекционный
6. Использованная литература
1. Купалова А.Ю. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». Москва. Издательство «Дрофа».2015г.
2. Скобликова Е.С. «Обобщающая работа по орфографии». Москва. Издательство «Дрофа». 2014г.
3. Львова С.И. «Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы». М. «Вентана-Граф», 2014г.
4. Панов М.В. «Занимательная орфография». – М. « Образ», 2014г.
5.Крысин Л.П. « Толковый словарь иноязычных слов». М. « Просвещение», 1998г.
6.Крысин Л.П. «Школьный словарь иностранных слов». – М. «Просвещение», 1997г.
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. «Современный русский язык». М. « Международные отношения», 1994г.
8. Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку». М. «Вако», 2015.
5
Приложение № 1
к рабочей программе
по родному языку (русскому)
8 класс
Календарно – тематическое планирование
8 класс 16 часов ( 1 час в неделю) 1 полугодие
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Язык и общение. Исконно русская лексика. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость Культура речи. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи, в словах иностранного происхождения. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речь. Речевая деятельность. Текст. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Структура аргументации: тезис, аргумент. Правила эффективной аргументации. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат Р/р Сочинение в жанре письма другу (подруге). Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии . Итоговая контрольная работа. Повторение изученного в 6 классе | 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 | | |
Итого 16 6