Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО ___________ Машкова Е.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Русский язык»
ФГОС
Класс: 7 А
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2019 /2020 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 105 ч/год; 3 ч/неделю
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по УМК Ладыженской Т.А. «Программа по русскому языку для 5- 9 классов общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2016г.
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс» М. «Просвещение», 2016г
Рабочую программу составила Матвеева Н.Н.,
учитель __русского языка и литературы __высшей__ категории
2019 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку авторов Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Программа по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2016г. и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. ( М. « Просвещение», 2016.)
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности ;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию ;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
понимание информации;
владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;
способность извлекать информацию из различных источников;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по 2 другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей; лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции русского языка;
3. Содержание учебного предмета.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Разделы учебника «Русский язык 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Программа 7 класса включает следующие разделы:
1. Язык как развивающееся явление
2. Повторение изученного в 5 - 6 классах
3. Тексты и стили
4. Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния
5. Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Междометие
6. Повторение и систематизация изученного в 5- 7 классах
В программу включен перечень необходимых видов работ, а именно: различные виды опроса, диктантов (контрольных, словарных, предупредительных, объяснительных, выборочных, свободных), работ по развитию речи (изложений и сочинений). Рабочая программа рассчитана на 105 часов (из расчета 3 часа в неделю). 3
4.Тематическое планирование
7 класс (105 часов)
№ тема осн.ч. к/р р/р итог
1.Русский язык как развивающееся явление 1 1
2.Повторение изученного в 5 - 6 классах 6 1 7
3.Тексты и стили 2 2
4.Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие 13 2 2 17 Деепричастие 6 2 4 12
Наречие 13 2 15
Категория состояния 1 3 4
5.Служебные части речи
Предлог 5 2 7
Союз 7 2 4 13
Частица 7 2 3 12
Междометие 3 1 4
6.Повторение и систематизация изученного в 5- 7 кл. 7 1 3 11
Итого 69 15 21 105
Развитие речи
1. Текстоведение. Составление диалога. Виды диалогов.
2. Стили литературного языка.
3-4. Сочинение. Описание внешности человека.
5-6. Подготовка к сочинению по картине . Анализ и работа над ошибками.
7-8. Сжатое изложение.
9-11. Сочинение – рассуждение. Сложный план.
12-13. Выборочное изложение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
14-15. Сочинение – рассуждение.
16-18. Изложение – рассуждение.
19.Текст. Виды текста. Редактирование текста.
20. Стили речи.
21. Лексика и фразеология. Анализ текста.
Контрольные работы
1. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме "Повторение".
2. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме "Причастие".
3. Контрольный тест №1 по теме "Правописание причастий".
4. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме "Орфография. ".
5. Контрольный тест №2 по теме "Правописание деепричастий".
6. Контрольный тест №3 по теме "Пунктуация в простых осложненных предложениях".
7. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме "Наречие".
8. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме "Морфология и синтаксис".
9. Контрольный тест №4 по теме "Правописание предлогов".
10. Контрольный тест №5 по теме "Правописание союзов".
11. Контрольный диктант №6 по теме "Самостоятельные части речи".
12. Контрольный тест №6 по теме "Правописание частиц".
13. Всероссийская проверочная работа
14. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме "Междометие".
15. Административная контрольная работа. 4
5. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1.Учебно-методическая литература:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Программа по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы». М. «Просвещение», 2016г.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. «Рабочая программа по русскому языку. 7 класс». ФГОС, М. «Вако». 2016г.
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс» М. «Просвещение», 2016г.
4. Антонова С.В., Гулякова Т.И. « Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 7 класс». М. « Вентана-Граф», 2013г.
5. Гольдин З.Д. « Русский язык в таблицах 5-11 классы». М., 2007г.
6. Францман Е.К. «Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы» М. « Просвещение», 2006г.
7. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка». М. « Просвещение», 2000г.
8. «Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык». М. «Аванта+», 1998г.
2. Мультимедийные пособия:
1. Диск «Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
2. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
3. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».. Образовательные электронные ресурсы
3. Интернет – ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
4. Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2. Аудиоцентр.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Экран проекционный
6. Использованная литература
1. Купалова А.Ю. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». Москва. Издательство «Дрофа».2013г.
2. Скобликова Е.С. «Обобщающая работа по орфографии». Москва. Издательство «Дрофа». 2013г.
3. Львова С.И. «Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы». М. «Вентана-Граф», 2011г.
4. Панов М.В. «Занимательная орфография». – М. « Образ», 2011г.
5.Крысин Л.П. « Толковый словарь иноязычных слов». М. « Просвещение», 1998г.
6.Крысин Л.П. «Школьный словарь иностранных слов». – М. «Просвещение», 1997г.
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. «Современный русский язык». М. « Международные отношения», 1994г.
8. Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку». М. «Вако», 2014.
5
Приложение № 1
к рабочей программе
по русскому языку
7 класс
Календарно-тематическое планирование
7 класс 105 часов (3 часа в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 | 1 четверть Русский язык как развивающееся явление. Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. Повторение Анализ диктанта. Работа над ошибками. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология т орфография. Морфологический разбор слова. Тексты и стили. Р/р Текст. Составление диалога. Виды диалогов. Р/р Стили литературного языка. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Причастие как часть речи. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Р/р Сочинение. Описание внешности человека. Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. Действительные и страдательные причастия. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Гласные перед –н- в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий. Правописание кратких страдательных причастий. Контрольный диктант №2 с грамматическим Заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание не с причастиями | 24 1 7 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 17/14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | |
2 четверть Причастие (продолжение). Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Контрольное тестирование №1 по теме «Причастие». Анализ тестирования. Работа над ошибками. Деепричастие. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот Раздельное написание не с деепричастиями. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием. Орфография Анализ диктанта. Работа над ошибками. Деепричастия несовершенного и совершенного вида Р/р Сочинение по картине Р/р Анализ работы. Работа над ошибками. Контрольное тестирование №2 по теме «Деепричастие». Анализ тестирования. Работа над ошибками. Р/р Сжатое изложение. Р/р Анализ изложения. Работа над ошибками. Наречие. Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий Слитное и раздельное написание не с наречиями. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Контрольное тестирование №3 по теме «Пунктуация в простых осложненных предл.». Анализ тестирования. Работа над ошибками. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. 3 четверть Наречие (продолжение). Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Правописание наречий с приставками. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. Наречие. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Р/р Подготовка к сочинению – рассуждению по картине. Сложный план. Р/р Написание сочинения – рассуждения. Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками Служебные части речи. Предлог. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием. Морфология и синтаксис. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Контрольное тестирование №4 по теме «Предлог». Анализ тестирования. Работа над ошибками. Союз. Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Р/р Выборочное изложение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Р/р Анализ изложений. Работа над ошибками. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Контрольное тестирование №5 по теме «Союз» Анализ тестирования. Работа над ошибками. Слитное написание союзов также, зато, чтобы. Р/р Сочинение – рассуждение. Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием. Самостоятельные части речи. Анализ диктанта. Работа над ошибками. 4 четверть Частица. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие и смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Контрольное тестирование №6 по теме «Частица». Анализ тестирования. Работа над ошибками. Отрицательные частицы не и ни. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. Всероссийская проверочная работа Анализ работы. Работа над ошибками. Р/р Подготовка к изложению – рассуждению. Р/р Написание изложения – рассуждения. Р/р Анализ изложений. Работа над ошибками. Междометие. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием. Междометие. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение и систематизация изученного в 5 -7 классах. Разделы науки о русском языке. Р/р Текст. Виды текста. Редактирование текста. Р/р Стили речи. Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Р/р Лексика и фразеология. Анализ текста. Правописание причастий. Правописание деепричастий. Правописание производных предлогов. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Административная контрольная работа Анализ работы. Работа над ошибками | 24 3 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15/9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | |
Итого 105
9