Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
(базовый уровень)
для 11 класса
Составитель
Назарова Е.В., учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по учебному предмету « География» для 11 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345».
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 29.08. 2014 года № 111
Учебный план для государственных образовательных организаций Московской области, подведомстенных Министерству образования Московской области, муниципальных образовательных организаций в Московской области и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы среднего общего образования, на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом министра образования Московской области от 22.05.2019 года №1744;
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;
а также на основе:
Авторской программы: Максаковский В.П. (Программы общеобразовательных учреждений. География. 11 классы
Предметная линия учебников Максаковский В.П. Учебник для 10-11класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2014.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение учебного предмета «География» в 11 классе отводится 34 часа за год обучения (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.
В программу внесены следующие изменения (по отношению к авторской программе):
№ Темы | Название раздела / темы | Кол-во часов по авторскойпрог-рамме | Кол-во часов по рабочей программе | Причины изменения |
1. | Зарубежная Азия | 10 | 9 | в связи с изучением хозяйства регионов в разделе «География отраслей мирового хозяйства» |
2. | Северная Америка | 6 | 5 |
3. | Латинская Америка | 4 | 3 |
4. | Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) | 5 | 4 | в связи с увеличением времени на изучение регионов |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;
традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета «География» для 11 класса
34 часа (1 час в неделю)
Тема 1. Зарубежная Европа (6 часов)
1.Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Европы : состав, политическая карта, природно-ресурсный потенциал (как один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты региона в новейшее время.Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации.)
2.Население.Хозяйство Зарубежной Европы ( численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населения региона: однонациональные, двунациональные и многонациональные государства. Обострение межнациональных отношений. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда).
3.Промышленность Зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.
4.Сельское хозяйство Зарубежной Европы( три главных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.) Транспорт. Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград. Наука и финансы, отдых и туризм, экологические проблемы. Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.
5.Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов с выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения. Четыре субрегиона зарубежной Европы.
6.Субрегионы и страны. Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Образование ФРГ в 1949 г. Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Население: численность, демографическая ситуация, размещение. Место ФРГ в мировом хозяйстве. Промышленность ФРГ: уровень развития, основные отрасли специализации. Сельское хозяйство: отраслевая структура и размещение. Особенности транспортной сети. Высокий уровень развития непроизводственной сферы. Внешние экономические связи. Особенности территориальной структуры хозяйства ФРГ. Направления региональной политики.
Практическая работа
№1 (итоговая): Составление сравнительной экономико-географической характеристики (ЭГХ) двух стран Зарубежной Европы.
Просмотреть материал части I учебника и темы 6 во II части, а также таблицы «Приложений» и вписать в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Использовать их для более полной характеристики этой страны.
Проектные задания
1. Используя материал учебника и атласа, а также дополнительные источники информации, включая Интернет и ГИС, разработать проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы с единой транспортной системой СНГ. Привести доказательства в защиту своего проекта.
2. Составить проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия в этом регионе.
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия (9 часов)
1.Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Азии как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3) глубинное положение. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в Зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан и др.) субрегиона. Природные условия и ресурсы Зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства; недостаточная обеспеченность пахотными землями и источниками водоснабжения.
2.Население Зарубежной Азии (регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах Зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трёх мировых религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги внешних миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский) тип города. Особенности сельского расселения.
3.Хозяйство Зарубежной Азии. Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических культур, пастбищного животноводства.
Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии.
4.Китайская Народная Республика. Экономико-географическое положение. Население Китая. Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Китай – первая страна мира по численности населения. Демографическая политика и её результаты; переход от демографического взрыва к третьей фазе демографического перехода. Возрастно-половой состав населения. Этнический состав населения. Особенности размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна древней культуры.
5.Хозяйство Китая. Китайское « экономическое чудо». Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни.
Промышленность Китая. Успехи и проблемы топливно-энергетического комплекса. Быстрое развитие металлургического комплекса, мировой рекорд по выплавки стали. Преобразования в машиностроительном комплексе Китая, успехи автомобильной промышленности. Традиции лёгкой промышленности.Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур. Главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Районы экстенсивного скотоводства. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры.Транспорт Китая. Особое значение железнодорожного транспорта; сооружение новых магистралей и высокоскоростных железных дорог. Быстрый рост морских перевозок, главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в международном туризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами (СЭЗ). Центральная и Западная зоны.
6.Япония. Территория ,границы, население. ЭГП. Стабильность численности населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины такого демографического перехода. Однородный национальный состав населения, культурные традиции. Религиозный состав населения Японии. Высокая средняя плотность населения. Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.
7.Хозяйство Японии на пути в 21век. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна.
Промышленность – этапы развития. Этап развития энергоёмких и металлоёмких производств при увеличении импорта топлива и сырья. Этап ориентации на наукоёмкие отрасли. Главные промышленные центры Японии и их специализация.
Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение рыболовства.
Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних экономических связей. Структура и география экспорта и импорта Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.
8.Индия – крупнейшая развивающая страна мира.. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Индия в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.
Население. Быстрый рост населения Индии и его причины. Особенности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав населения Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения. Особенности урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации.
Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в супердержаву знаний. Сильное отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за чертой бедности.
Промышленность Индии: особенности её отраслевой структуры и географии. Главные новостройки («полюса роста») в тяжёлой промышленности Индии. Главные отрасли лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелёной революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом. Зарождение первых трёх мегалополисов Индии.
9.Комплексная характеристика Австралии и Океании. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Океания. Особенности государственного строя. Основные черты населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города Австралии.
Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами страны. Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в населении и хозяйстве Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Проектные задания
1. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Пекину.
2. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой стране.
Тема 3. Африка (4 часа)
1.Африка «Визитная карточка» региона. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.
Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Особенности государственного строя: преобладание президентских республик.
Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Волна национальных революций в Северной Африке в 2011 г. Организация Африканского единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми. Оценка земельных и агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства. Процессы опустынивания и обезлесения в Африке.
Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.
2. Экономика Африки. Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности. Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку.
3.Субрегионы Африки: Северная Африка. Деление Африки на два субрегиона: Северную и Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.
4. Тропическая Африка. Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.
Проектные задания
1. Изучив дополнительные источники информации, разбейтесь на мини-группы для сравнения проектов переброски речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе.
2. Осуществите поиск дополнительной информации о транспорте Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на мини-группы, разработайте два-три проекта строительства трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе.
Тема 4. Северная Америка (5 часов)
Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.
1.Общая экономико-географическая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и
морские границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная система в США.
Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Белое, афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних миграций населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения.
2.Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов экономического роста; финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль американских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном производстве. Ведущие отрасли горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Постадийная специализация в сельском хозяйстве США. Особенности транспортной системы США. Переход к постиндустриальному обществу.
Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие на эту структуру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалополисах США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.
География промышленности США. Природные ресурсы для развития промышленности США; увеличение зависимости от импорта. Основные черты географии топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной металлургии, машиностроительной, химической и текстильной промышленности США. Понятие о четырёх промышленных поясах.
География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли. Отрасли, определяющие профиль растениеводства в США. Отрасли, определяющие профиль животноводства в США. Сельскохозяйственные районы (пояса) США.
География транспорта США, её конфигурация. Главные транспортные магистрали и узлы. Развитие отдельных видов транспорта.
Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские районы, национальные парки.
Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды.
3.Макрорегионы США: Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго.
4. Макроргегионы Юга ( город Атланта). Макрорегионы Запада ( города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.)
5.Канада. Социально-экономическая характеристика .Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.
Практическая работа №2 (итоговая): Составление картосхемы производственных связей стран Северной Америки.
Проектные задания
1.На основе материалов учебника и дополнительных источников информации (литература, Интернет, ГИС, ГЛОНАСС), разработать индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями этой страны. Провести коллективную презентацию подготовленных проектов и выбрать лучший из них.
Тема 5. Латинская Америка (3 часа)
1.Латинская Америка. «Визитная карточка» региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения.
Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.
Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.
2.Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
3. Экономико-географическая характеристика Бразилии. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.
Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.
Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные новостройки.
Практическая работа
№3: (итоговая): Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки.
Тема 6. Россия в современном мире (3 часа)
Геополитическое положение России. Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.
Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.
Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная поло-возрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.
Россия в мировой экономике. Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.
Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.
Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
3.Россия в международных экономических отношениях ( мировой торговле и мировых финансовых связях.)
Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное
положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.
Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.
Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.
Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».
Проектные задания
1.Используя учебник и дополнительные источники информации, составить проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоения которого намечается во втором десятилетии XXI в.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (4 часа)
Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации.
Приоритетные глобальные проблемы.
1.Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения, этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.
Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды. Возникновение международного терроризма и его распространение. Террористические организации. Меры борьбы с международным терроризмом.
Экологическая проблема. Причины её возникновения и масштабы воздействия на географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружающей среды. Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по охране биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.
Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран. Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической проблемы.
2.Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы. Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.
Преодоление отсталости развивающихся стран. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь – социально-экономические преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран.Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.Взаимосвязь глобальных проблем.
3.Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и некоторых западных
ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании его с научно-техническим прогрессом.
4.Стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.
Учебный процесс по изучению географии организуется в классно - урочной системе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом основного содержания курса.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Виды и формы контроля
1.Предварительный- уровень знаний школьников, общая эрудиция(тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, проекты);
2.Текущий – освоение учебного материала по теме (устные опросы. Географические диктанты, практические работы, самостоятельные работы, викторины);
3.Итоговый – контроль выполнения поставленных задач ( тестовые задания, зачет)
Формы организации образовательного процесса
- Классно-урочная система;
- Основная форма организации учебного процесса –урок;
Формы: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-исследование, практикум, групповая форма, закрепление (обобщение), зачет, практическая работа.
Календарно - тематический план
учебного предмета «География» для 11 класса
на 2019 – 2020 учебный год.
34 часа (1 час в неделю)
№ урока по порядку | № урока в раз-деле, теме | Тема урока Практическая работа | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Тема 1. Зарубежная Европа – 6 ч. |
| 1 | Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Европы: состав, политическая карта, природно-ресурсный потенциал. | 02.09-06.09 | |
| 2 | Население. Хозяйство Зарубежной Европы. | 09.09-13.09 | |
| 3 | Промышленность Зарубежной Европы. | 16.09-20.09 | |
| 4 | Сельское хозяйство. Транспорт. Наука и финансы, отдых и туризм, экологические проблемы. | 23.09-27.09 | |
| 5 | Географический рисунок расселения и хозяйства. | 30.09-04.10 | |
| 6 | Субрегионы и страны. ФРГ. №1. (итоговая): Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Зарубежной Европы (по выбору уч-ся) | 14.10-18.10 | |
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия – 9 часов |
7. | 1 | Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Азии. | 21.10-25.10 | |
8. | 2 | Население Зарубежной Азии. | 28.10-01.11 | |
9. | 3 | Хозяйство Зарубежной Азии. | 04.11-08.11 | |
10. | 4 | Китайская Народная Республика. Экономико - географическое положение. Население Китая. | 11.11-15.11 | |
11. | 5 | Хозяйство Китая. Китайское «экономическое чудо». | 25.11-29.11 | |
12. | 6 | Япония: территория, границы, население. | 02.12-06.12 | |
13. | 7 | Хозяйство Японии на пути в 21 век. | 09.12-13.12 | |
14. | 8 | Индия – крупнейшая развивающая страна мира. | 16.12-20.12 | |
15. | 9 | Комплексная характеристика Австралии и Океании | 23.12-27.12 | |
Тема 3. Африка – 4 часа |
16. | 1 | Африка. «Визитная карточка» региона. | 30.12-10.01 | |
17. | 2 | Экономика Африки. | 13.01-17.01 | |
18. | 3 | Субрегионы: Северная Африка. | 20.01-24.01 | |
19. | 4 | Тропическая Африка. ЮАР. | 27.01-31.01 | |
Тема 4. Северная Америка – 5 часов |
20. | 1 | Общая экономико - географическая характеристика США. | 03.02-07.02 | |
21. | 2 | Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. | 10.02-17.02 | |
22. | 3 | Макрорегионы США: Северо – Восток, Средний Запад. | 24.02-28.02 | |
23. | 4 | Макрорегионы США: Запад, Юг. №2 (итоговая): Составление производственных связей стран Северной Америки. | 02.03-06.03 | |
24 | 5 | Канада. Социально-экономическая характеристика. | 09.03-13.03 | |
Тема 5. Латинская Америка – 3 часа |
25. | 1 | Латинская Америка. «Визитная карточка» региона. | 16.03-20.03 | |
26. | 2 | Общая характеристика хозяйства Латинской Америки. №3. (итоговая): Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки | 23.03-27.03 | |
27. | 3 | Экономико-географическая характеристика Бразилии. | 30.03-03.04 | |
Тема 6. Россия в современном мире – 3 часа |
28. | 1 | Геополитическое положение России. | 13.04-17.04 | |
29. | 2 | Россия в мировой экономике. | 20.04-24.04 | |
30. | 3 | Россия в международных экономических отношениях. | 27.04-01.05 | |
Тема 7. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) – 4 часа |
31. | 1 | Глобальные проблемы: разоружения и сохранения мира, международного терроризма, экологическая, демографическая. | 04.05-08.05 | |
32. | 2 | Энергетическая, продовольственная, преодоление отсталости стран. | 11.05-15.05 | |
33. | 3 | Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. | 18.05-22.05 | |
34. | 4 | Стратегия устойчивого развития природы и общества. | 25.05-29.05 | |
Итого | часов | В том числе: | | |
уроков повторения | итоговых практических работ | |
По программе | 34 | | 3 | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ /Кочергина И.Н./
_____ августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол №__ от__ августа 2019 г.
Руководитель ШМО ________ / Лендова О.П./