Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
(базовый уровень)
для 3 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9», утверждённая приказом №67/1 от 31 августа 2015 года;
Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1-4 классы (УМК «Школа России»), под ред. Кузина В.С. Издательство «Дрофа». Москва.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 33 ч в год (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
В связи с особенностями обучающихся с ЗПР в базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида предусмотрена дополнительная каникулярная неделя, поэтому в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР в ходе обучения ИЗО, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий и предметов;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.);
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
Учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.
Учащиеся должны использовать в своей практической деятельности:
- творчески применять простейшие приемы народной росписи;
- цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев;
- своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Рисование с натуры рисунок, живопись | 10 | 6 | |
2 | Рисование на темы | 8 | 11 | Уменьшение количества часов по учебному плану. |
3 | Декоративная работа | 7 | 9 |
4 | Лепка | 3 | 3 |
5 | Аппликация | 2 | 2 |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | 2 |
| ИТОГО | 34 | 33 |
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры рисунок, живопись(6 ч в течение учебного года)
1.1 «Осенние листья сложной формы».
1.2 «Русская матрёшка в осеннем уборе».
1.3 «Дары осеннего сада и огорода».
1.4 Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка».
1.5 «Орудия труда человека».
1.6 «Ветка вербы».
Рисование на темы (11 ч в течение учебного года)
2.1 «Прощаемся с тёплым летом».
2.2-2.3 Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Рисование сказочных сюжетов.
2.4 «В сказочном подводном царстве».
2.5 «Труд людей зимой».
2.6 «Городские и сельские стройки».
2.7 «Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Рисование выбранного сюжета
2.8-2.9 «Полёт на другую планету».
2.10-2.11 «Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод». Рисование выбранного сюжета.
2.12 «Пусть всегда будет солнце».
Декоративная работа (9 ч в течение учебного года)
«Мы осенью готовимся к зиме».
«Сказочный букет».
«Готовим наряд для сказочной ёлки».
3.4«Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок».
3.5-3.6 Красота в умелых руках «Весёлые игрушки».
3.7 «Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке».
3.8 «Русская матрёшка в осеннем уборе». Декоративное работа.
3.9 «Русская матрёшка в осеннем уборе». Декоративное работа.
Лепка (3 часа в течение учебного года)
4.1 Лепка сложных по форме листьев деревьев.
4.2 «Домашние животные».
4.3 «Терем – расписной».
Аппликация (2 часа в течение учебного года)
5.1 Карнавальный костюм (маска).
5.2 Составление сюжетной аппликации на тему «Мой любимый цветок»
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (2 ч в течение учебного года)
6.1 «Сказка в произведениях русских художников». Иллюстрирование русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
6.2 «Весна в произведениях русских художников». Составление сюжетной аппликации на тему «Мой любимый цветок»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Мажирина М.В./
« 29» августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от « 30 » августа 2017г.
Руководитель ШМО _____________ /Щербакова С.А./