Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2016г. № |
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
(базовый уровень)
для 2 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева И.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с требованиями
базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9» на 2016-2017 учебный год;
на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.,
Головановой М.В. «Литературное чтение» (УМК «Школа России») 2011 год без изменений.
Во 2 классе на изучение «Литературного чтения» отводится 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
Обучающиеся должны уметь:
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Содержание учебного предмета
Вводный урок по курсу литературного чтения - 1ч
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете – 4ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.
«О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщений.
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно – познавательных текстов.
Устное народное творчество - 14ч
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль - собиратель пословиц русского народа.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы
Загадки - малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Русские народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказки.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказки.
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказки.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисунку.
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисунку.
Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисунку.
Русская народная сказка «Гуси - лебеди». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.
Русская народная сказка «Гуси - лебеди». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Герои сказки.
Викторина по сказкам. Использование приёма звукозаписи при создании кумулятивной сказки. Рассказывание сказки по плану.
Люблю природу русскую. Осень - 8ч
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Настроение. Интонация стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Осенние картины природы.
Лирические стихотворения К. Бальмонта и А. Плещеева. Настроение. Интонация стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Осенние картины природы. Сравнение.
А. Фет «Ласточки пропали…». Настроение. Интонация стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Осенние картины природы.
Лирические стихотворения А. Толстого и С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Осенние картины природы. Сравнение.
Лирические стихотворения В. Брюсова и И. Токмаковой. Настроение. Интонация стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Осенние картины природы. Сравнение.
В. Берестов «Хитрые грибы». Научно – популярный текст «Грибы». Сравнение художественного и научно – популярного текстов.
М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.
Русские писатели - 14ч
А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.
А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. Картины родной природы. Настроение стихотворения. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев произведения.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев произведения.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев произведения. Краткий пересказ.
И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Нравственный смысл басни. Сравнение басни и сказки.
И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Структура и модель басни. Герои басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни. Соотнесение пословицы со смыслом басни.
Л.Н. Толстой «Филипок». Герои произведения. Характеристика героев произведения. Подробный пересказ.
Л.Н. Толстой «Филипок». Герои произведения. Характеристика героев произведения. Подробный пересказ.
Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; «Котёнок». Нравственный смысл басни. Герои произведения. Характеристика героев произведения. Подробный пересказ.
Весёлые стихи И. Токмаковой и Ю. Могутина. Настроение. Интонация стихотворений. Выразительное чтение стихотворений.
О братьях наших меньших - 12ч
Знакомство с названием раздела. Научно – популярный текст Н. Сладкова «Они и мы».
Весёлые стихи о животных А. Шибаева. Заголовок и настроение стихотворения.
Весёлые стихи о животных Б. Заходера и И. Пивоваровой. Заголовок и настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении.
Весёлые стихи о животных В. Берестова. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герои стихотворения. Характер героев.
М. Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев.
М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев.
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Б. Житков «Храбрый утёнок». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
В. Бианки «Музыкант». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
В. Бианки «Сова». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков.
В. Бианки «Сова». Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Из детских журналов - 9ч
Знакомство с названием раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.
Д. Хармс «Игра». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Выразительное чтение на основе ритма.
Д. Хармс «Вы знаете?..» Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». Заголовок. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Д. Хармс «Что это было?» Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Выразительное чтение на основе ритма.
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Ю. Владимиров «Чудаки». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
А. Введенский «Учёный Петя». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение.
А. Введенский «Лошадка». Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Выразительное чтение.
Люблю природу русскую. Зима - 9ч
Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.
Лирические стихотворения о первом снеге И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
С. Есенин «Поёт зима – аукает». Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
С. Есенин «Берёза». Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Выразительное чтение.
Русская народная сказка «Два Мороза». Герои произведения. Главная мысль произведения. Характеристика героев.
Русская народная сказка «Два Мороза». Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Краткий пересказ текста.
С. Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, С. Дрожжина, А. Прокофьева. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Писатели детям - 16ч
Знакомство с названием раздела. К. Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения. Выразительное чтение.
К. Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения. Рифма.
К. Чуковский «Радость». Настроение стихотворения. Рифма. Выразительное чтение.
К. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.
К. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.
С. Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Заголовок. Содержание и сравнение произведений.
С. Михалков «Мой щенок». Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. Деление текста на части.
А. Барто «Верёвочка». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
А. Барто «Вовка – добрая душа». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
Н. Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.
Н. Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.
Юмористический рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Составление плана текста.
Н. Носов «На горке». Составление плана текста.
Н. Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.
Я и мои друзья - 10ч
Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно – этические представления.
Стихи о дружбе и друзьях Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно – этические представления.
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей.
Ю. Ермолаев «Два пирожных». Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей.
В. Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа. Смысл названия рассказа.
В. Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
В. Осеева «Хорошее». Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
В. Осеева «Почему?» Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.
В. Осеева «Почему?» Смысл названия рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
Обобщение по разделу: «Я и мои друзья».
Люблю природу русскую. Весна - 9ч
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева о весне. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны.
Лирические стихотворения А. Плещеева о весне. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны.
А. Блок «На лугу». Слово как средство создания весенней картины природы.
С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» Слово как средство создания весенней картины природы.
И. Бунин «Матери». Настроение стихотворения. Выразительное чтение.
А. Плещеев «В бурю». Слово как средство создания весенней картины природы. Выразительное чтение.
Е. Благинина «Посидим в тишине». Слово как средство создания весенней картины природы. Выразительное чтение.
Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» Слово как средство создания весенней картины природы. Выразительное чтение.
И в шутку и всерьёз - 14ч
Знакомство с названием раздела. С. Васильев «Белая берёза». Выразительное чтение стихотворений.
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Анализ заголовка. Выразительное чтение стихотворений.
Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха». Анализ заголовка. Выразительное чтение песенок.
Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха». Авторское отношение к читателю. Выразительное чтение песенок.
Э. Успенский «Чебурашка». Герой авторского стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» Сравнение героев стихотворений. Выразительное чтение стихотворений.
Весёлые стихи Э. Успенского. Ритм стихотворений. Выразительное чтение стихотворений.
Весёлые стихи В. Берестова. Ритм стихотворений. Выразительное чтение стихотворений.
Весёлые стихи И. Токмаковой. Ритм стихотворений. Выразительное чтение стихотворений.
Г. Остер «Будем знакомы». Герои юмористического рассказа. Отношение к героям юмористического рассказа.
Г. Остер «Будем знакомы». Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
В. Драгунский «Тайное становится явным». Отношение к героям юмористического рассказа. Составление плана.
В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов.
Обобщение по разделу: «И в шутку и всерьёз».
Литература зарубежных стран - 12ч
Знакомство с названием раздела. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» в переводе Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Английские народные песенки в переводе С. Маршака, К. Чуковского. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Французские и немецкие народные песенки в переводе Н. Гернет и С. Гиппиус, В. Викторова. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Составление плана.
Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Составление плана.
Ш. Перро «Кот в сапогах». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.
Ш. Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Э. Хогарт «Мафин и паук». Герои сказки. Составление плана сказки для подробного пересказа.
Э. Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Резерв
Резерв
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В./
«30» августа 2016г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./