Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Серпухов
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №16
_________ Кудряшова Е.А.
Приказ №____ от 01.09.2024 г.
Рабочая программа по математике
(базовый уровень)
4 класс
Составитель: Ефимако Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
высшей категории
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа осуществляется по УМК «Школа России», с использованием учебников: Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2017.
На изучение математики в 4 классе отводится 140 ч (4 ч в неделю,35 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними;
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала;
на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Регулятивные УУД:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Личностные результаты.
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека3;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений)4;
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трехзначных чисел, порядок следования чисел при счете; запись и чтение трехзначных чисел, представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия: устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число; единицы массы: грамм, килограмм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1–3 действия на сложение, вычитание.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена – количество – стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х : 4 = 9, 27 : х = 9; площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение и деление суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида: х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знаний взаимосвязи между результатами и компонентами действий.
тематическое планирование
№ п/п | название раздела | кол-во часов на изучение | количество |
К р. | П р. | пр-т |
Числа от 1 до 100 | 89 | | | |
| Сложение и вычитание | 7 | | | |
| Умножение и деление | 53 | 3 | 2 | |
| Внетабличное умножение и деление | 29 | | | 1 |
Числа от 1 до 1000 | 51 | | | |
| Нумерация | 12 | 1 | 1 | |
| Сложение и вычитание | 11 | | | |
| Умножение и деление | 14 | | | |
| Повторение и обобщение изученного материала | 15 | 1 | | |
Итого: | 140 | 5 | 3 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректи- рованные сроки прохождения |
Числа от 1 до 100. Нумерация ( 14ч) |
1 | Повторение. Нумерация чисел. | | . |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | | |
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | | |
6 | Свойства умножения. | | |
7 | Алгоритм письменного деления. | | |
8 | Приёмы письменного деления. | | |
9 | | |
10 | | |
11 | Диаграммы. | | |
12 | Что узнали. Чему научились. | | |
14 | Входная контрольная работа. | | |
15 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация ( 12 ч) |
13 | Класс единиц и класс тысяч. | | |
16 | Чтение многозначных чисел. | | |
17 | Запись многозначных чисел. | | |
18 | Разрядные слагаемые. | | |
19 | Сравнение чисел. | | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | | |
21 | Закрепление изученного материала. | | |
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | | |
23 | Странички для любознательных. | | |
30 | Наши проекты. | | |
26 | Контрольная работа по теме « Числа, которые больше 1000. Нумерация». | | |
27 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала.. | | |
Величины (11 ч) |
24 | Что узнали. Чему научились. Единицы длины. Километр. | | |
25 | Единицы длины. Закрепление изученного материала. | | |
28 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | | |
29 | Таблица единиц площади. | | |
31 | Измерение площади с помощью палетки. | | |
32 | Единицы массы. Тонна, центнер. | | |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам. | | |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | | |
35 | Век. Таблица единиц времени. | | |
36 | Что узнали. Чему научились. | | |
37 | Контрольная работа по теме «Величины». | | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч) |
38 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Устные и письменные приёмы вычислений. | | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | | |
41 | Нахождение нескольких долей целого. | | |
42 | Решение задач. | | |
43 | | |
44 | Сложение и вычитание величин. | | |
45 | Решение задач. | | |
46 | Что узнали. Чему научились. | | |
47 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | | |
48 | Что узнали. Чему научились. | | |
49 | Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание». | | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (77 ч) |
50 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Свойства умножения. | | |
51 | Письменные приемы умножения. | | |
52 | Письменные приемы умножения. | | |
53 | Умножения чисел, запись которых оканчивается нулями. | | |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого. | | |
55 | Деление с числами 1 и 0. | | |
56 | Письменные приемы деления. | | |
57 | Контрольная работа за 1 полугодие. | | |
58 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | | |
59 | Письменные приемы деления. | | |
60 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | | |
61 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | | |
62 | Письменные приемы деления. Решение задач. | | |
63 | Закрепление изученного материала. | | |
64 | Что узнали . Чему научились. | | |
69 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | | |
70 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | | |
65 | Умножение и деление на однозначное число. | | |
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | | |
67 | Решение задач на движение. | | |
68 | | |
71 | | |
73 | Проверочная работа. | | |
72 | Странички для любознательных. Умножение числа на произведение. | | |
74 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
75 | | |
76 | | |
77 | Решение задач. | | |
78 | Перестановка и группировка множителей. | | |
79 | Что узнали. Чему научились. | | |
80 | Деление числа на произведение. | | |
81 | | |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | | |
83 | Решение задач. | | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
85 | | |
86 | | |
87 | | |
88 | Решение задач. | | |
89 | Закрепление изученного материала. | | |
90 | Что узнали. Чему научились. | | |
92 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление числа, оканчивающиеся нулями». | | |
93 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение числа на сумму. | | |
91 | Умножение числа на сумму. | | |
94 | Письменное умножение на двузначное число. | | |
95 | Наши проекты. | | |
96 | Письменное умножение на двузначное число. | | |
97 | Решение задач. | | |
98 | | |
99 | Письменное умножение на трёхзначное число. | | |
100 | | |
101 | Закрепление изученного материала | | |
102 | | |
103 | Что узнали. Чему научились. | | |
107 | Контрольная работа по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число». | | |
108 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Письменное деление на двузначное число. | | |
104 | Письменное деление на двузначное число. | | |
105 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | | |
106 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | | |
109 | Письменное деление на двузначное число. | | |
110 | Закрепление изученного материала. | | |
111 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | | |
112 | Закрепление изученного материала. | | |
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного материала. | | |
114 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | | |
115 | Контрольная работа по теме « Деление на двузначное число» | | |
116 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Ликвидация пробелов в знаниях. | | |
117 | Письменное деление на трёхзначное число. | | |
118 | | |
119 | | |
120 | Закрепление изученного материала. | | |
121 | Деление с остатком. | | |
122 | Деление на трёхзначное число. Закрепление изученного материала. | | |
123 | Итоговая контрольная работа. | | |
124 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Что узнали. Чему научились. Подготовка к олимпиаде. | | |
Итоговое повторение (14 ч) |
125 | Нумерация. | | |
126 | Выражения и уравнения. | | |
127 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | | |
128 | Арифметические действия: умножение и деление | | |
129 | Правила о порядке выполнения действий. | | |
130 | Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число» | | |
131 | Величины. | | |
132 | Геометрические фигуры. | | |
133 | Задачи. | | |
134 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». | | |
135 | Повторение изученного в 4 классе. | | |
136 | | |
137 | | |
138 | | |
139 | | |
140 | | |