Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для учащихся 4 класса
Составитель: Вологина А.О.
учитель начальных классов
Биробиджан, 2020 год
Пояснительная записка
Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ТНР.
Рабочая программа составлена на основе Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.
Общая цель изучения предмета «Математика» – формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программы основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и формирование произвольной регуляции деятельности.
Задачи учебного предмета:
-формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях, выработать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме и научить использовать счетные навыки в практической жизни;
-расширить и уточнить представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях, сформировав необходимые пространственные представления и научив пользоваться измерительными инструментами;
-учить решать простые и составные текстовые задачи, оперировать с результатами измерений и использовать их на практике; формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии; способствовать совершенствованию речевой коммуникации, способствующей преодолению недостатков жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ТНР;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Математическая деятельность обучающихся с ТНР способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, навыка понимания информации, представленной разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблицы, алгоритм действий и т.п.), формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных логико-грамматических конструкций, связной устной и письменной речи (порождение связанного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий), обеспечивает профилактику дискалькулии.
Уроки математики развивают наблюдательность, воображение, творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы, способствуют формированию навыков самоконтроля.
Основное содержание программы по математике включает изучение натуральных чисел и счетных операций, усвоение математической терминологии и письменной символики, связанной с выполнением счетных операций. Особое внимание уделяется доведению счетных операций до автоматизма, формированию счетных навыков (прямой, обратный счет, таблицы сложения, вычитания, умножения, деления).
Содержание программы по математике предусматривает интенсивную и целенаправленную работу над усвоением обучающимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что отражает специфику обучения математике обучающихся с ТНР.
Формирование счетных операций и вычислительных навыков осуществляется на основе тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, так как многие из них создают базис для овладения математическими умениями и навыками.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
определение наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащиеся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащиеся научатся:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащиеся получат возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащиеся получат возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если то ..., верно/ неверно, что ..., каждый, все, некоторые, не).
Содержание учебного предмета 102 часа
(3 часа в неделю)
1 четверть – 24 часа;
2 четверть – 24 часа; 3 четверть — 30 часов;
4 четверть — 24 часа.
Программа курса математики в 4 классе состоит из 9 блоков – модулей, которые распределены в определенной последовательности. Здесь указаны те знания, которыми должен овладеть обучающийся по программе.
Основными разделами данной программы являются блоки – модули:
«Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (+) (-) (х) (:)» (8 ч.)
Обучающийся повторяют названия и обозначения арифметических действий, правило выполнения арифметических действий, устные и письменные приёмы вычислений трёхзначных чисел, названия чисел при сложении, вычитании, умножении и делении, связь между результатами и компонентами этих действий.
«Нумерация многозначных чисел» (7 ч.)
Узнает названия классов, разрядный состав многозначных чисел, алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел, правила умножения и деления круглых чисел.
«Величины» (13 ч)
Знакомится с единицами длины, массы и времени, площади (м2, км2, мм, ар, гектар), соотношением между всеми изученными единицами каждой из величин, инструментами и приборами, которые измеряют величины.
«Сложение и вычитание» (8 ч.)
Переместительное и сочетательное свойства сложения, свойства вычитания, связь между результатами и компонентами сложения и вычитания, приёмы письменных вычислений чисел и значений величин.
Умножение и деление (59 ч)
«Умножение и деление на однозначное число» (20 ч.)
Таблицей умножения и сложения, алгоритмом письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное, письменной записью математического выражения.
«Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».(12 ч.)
Знакомится с алгоритмами письменного умножения и деления на чисел, оканчивающихся нулями, приемы деления с остатком на 10, 100 и 1000.
«Умножение на двузначное и трехзначное число» (10 ч.)
Алгоритмом письменного умножения на двузначное и трехзначное число, письменной записью математического выражения.
«Деление на двузначное и трехзначное число» (18 ч.)
Разрядным составом многозначных чисел, алгоритмом письменного деления на двузначное и трехзначное число, алгоритмом решения задач на сравнение, встречное и противоположное движение.
«Повторение» (6 ч.)
Названия и последовательность чисел в натуральном ряду, названия и последовательность первых трех классов,порядок выполнения действий, названия компонентов и результата каждого действия, единицы измерения величин, алгоритм решения задач различных видов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности обучающихся |
1 четверть (24 ч) |
| «Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (+) (-) (х) (:)» (8 ч.) |
1 | Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание | 1 | Знать последовательность чисел в пределах 1000. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий. |
2 | Вычитание трёхзначных чисел вида 804 - 467 | 1 | Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной терминологией. |
3 | Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные | 1 | Уметь выполнять письменные вычисления(сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные),вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. |
4 | Приём письменного деления на однозначное число | 1 |
5 | Приём письменного деления на однозначное число | 1 |
6 | Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | Уметь строить диаграммы и переводить их в таблицы |
7 | Что узнали. Чему научились? | 1 | Применять на практике полученные знания, умения и навыки |
8 | Стартовая диагностическая работа | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
| «Нумерация многозначных чисел» (7 ч.) |
9 | Работа над ошибками. Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | Знать последовательность чисел в пределах 100000, понятия "разряды" и "классы". Уметь читать, записывать числа, которые больше 1000. |
10 | Чтение и запись чисел. Значение цифры в записи числа | 1 |
11 | Разрядные слагаемые | 1 | Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда |
12 | Математический диктант. Сравнение чисел | 1 | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100000. |
13 | Увеличение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | Уметь увеличивать и уменьшать числа в 10,100,1000 раз ,уметь устанавливать связь между компонентами и результатами действий. Уметь решать геометрические задачи. |
14 | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 |
15 | Закрепление изученного по теме «Нумерация больше 1000» | 1 | Применять на практике полученные знания, умения и навыки |
| «Величины» (13 ч)» |
16 | Единицы измерения длины - километр. | 1 | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. |
17 | Таблица единиц длины | 1 |
18 | Контрольная работа «Нумерация многозначных чисел» | 1 |
19 | Работа над ошибками. Единицы измерения площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | Знать единицы площади. Уметь использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе. |
20 | Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом. |
21 | Таблица единиц измерения площади. | 1 |
22 | Проверочная работа. Измерение площади фигуры с помощью палетки. | 1 |
23 | Закрепление изученного. | 1 |
24 | Закрепление изученного. | 1 |
| 2 четверть (24 ч) |
1 | Единицы измерения массы –тонна, центнер. | 1 | Знать понятия "массы, единицы массы"Уметь сравнивать величины по их числовым значениям. Знать единицы времени. Уметь использовать знания для определения времени по часам (в часах, минутах). Уметь Сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах, часах, минутах). Уметь сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах. |
2 | Таблица единиц измерения массы. | |
3 | Сутки. Время от 0 до 24 часов. | |
4 | Секунда. Век. Таблица единиц измерения времени. | 1 |
| «Сложение и вычитание» (8 ч.) |
5 | Перестановка и группировка слагаемых. Письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | Уметь выполнять устные и письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел) |
6 | Приём письменного вычитания для случаев 7000-345, 37007-18032. | 1 |
7 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | Знать правило нахождения неизвестного слагаемого |
8 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 1 | Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого..Уметь вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без) |
9 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | Уметь находить несколько долей целого, совершенствовать вычислительные навыки |
10 | Сложение и вычитание величин | 1 | Знать приемы сложения и вычитания величин, уметь выражать величины в разных единицах. |
11 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме. | 1 | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать терминологию. |
12 | Проверочная работа «Сложение и вычитание». | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
| Умножение и деление (59 ч) |
| «Умножение и деление на однозначное число» (20 ч.) |
13 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. Уметь выполнять письменные приемы умножения, делать проверку, решать текстовые задачи арифметическим способом. |
14 | Письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное. | 1 |
15 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | Знать приемы письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями, уметь делать проверку. |
16 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 | Знать правило нахождения неизвестного множителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать терминологию. Знать правило нахождения неизвестного делимого и делителя. |
17 | Деление на однозначное число. Невозможность деления на 0. | 1 | Уметь обобщать знания о действии деления, об особенностях деления с числами 0 и 1,совершенствовать вычислительные навыки. |
18 | Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное. | 1 | Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное число |
19 | Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное. | 1 |
20 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме. | 1 | Уметь решать задачи на пропорциональное деление, совершенствовать вычислительные навыки |
21 | Решение задач | 1 |
22 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
23 | Работа над ошибками. Письменные приемы деления 4-х значного числа на однозначное. | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. Уметь выполнять письменные приёмы умножения и деления, развивать логическое мышление, уметь решать задачи |
24 | Закрепление. | 1 |
| 3 четверть (30 ч) |
1 | Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное. | 1 | Уметь выполнять письменные приёмы умножения и деления, развивать логическое мышление, уметь решать задачи |
2 | Решение задач на нахождение среднего значения. | 1 |
3 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние (6 ч). Знать понятия "Скорость», «Время», «Расстояние». Единицы скорости. Уметь пользоваться терминологией. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
4 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 |
5,6 | Решение задач на движение. | 2 |
7 | Закрепление пройденного | 1 | |
8 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
| «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»(12 ч.) |
9 | Работа над ошибками. Умножение числа на произведение. | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. Знать приемы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначные. Уметь делать проверку. |
10 | Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
11 | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
12 | Решение задач на встречное движение. | 1 | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени и расстояния. |
13 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | Уметь группировать множители в произведение. Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. |
14 | Проверочная работа «Умножение». Деление на числа оканчивающиеся нулями. | 1 | Уметь применять прием письменного умножения и деления. |
15 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100. |
16 | Решение задач на нахождение остатка. | 1 | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
17 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями с остатком. | 1 | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями, при однозначном частном |
18 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями |
19 | Решение задач на противоположное движение. | 1 | Умение решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях. |
20 | Решение задач на противоположное движение. | 1 |
| «Умножение на двузначное и трехзначное число» (10 ч.) |
21 | Умножение числа на сумму. | 1 | Знать правило умножения числа на сумму. Уметь применять прием письменного умножения и деления. Уметь выполнять письменные приёмы умножения на двузначное число. |
22 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 |
23 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 |
24 | Решение задач изученных видов | 1 |
25 | Проверочная работа «Умножение». Письменное умножение на двузначное число. | 1 | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на 3-значное число. |
26 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 |
27 | Письменное умножение на трехзначное число вида 327 х 406 | 1 |
28 | Письменное умножение на двузначное и трехзначное число | 1 |
29 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трех значное число» | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
30 | Работа над ошибками. | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. |
| 4 четверть (24 ч) |
| «Деление на двузначное и трехзначное число» (18 ч.) |
1 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | Уметь выполнять прием письменного деления многозначных чисел на однозначное, на 2-значное,Уметь делать проверку. |
2 | Письменное деление на двузначное число с остатком. | 1 | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного деления на 2-значное число с остатком. |
3 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | Уметь составлять алгоритм письменного деления трёхзначного числа на двузначное |
4 | Письменное деление на двузначное число вида 282 : 47 | 1 | Уметь выполнять прием письменного деления многозначных чисел на 2-значное число |
5 | Деление на двузначное число. Решение задач изученных видов | 1 |
6 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
7 | Деление на двузначное число. Решение задач изученных видов. | 1 |
8 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
9 | Работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число. | 1 | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения и деления на 2-значное и 3-значное число. |
10 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 |
11 | Письменное деление на трехзначное число вида 1016 : 127 | 1 |
12 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 |
13 | Письменное деление на двузначное и трехзначное число. | 1 |
14 | Решение задач и примеров с применением письменного приема деления. | 1 |
15 | Письменное деление на двузначное и трехзначное число. | 1 |
16 | Письменное деление на двузначное и трехзначное число. | 1 |
17 | Решение задач изученных видов. | 1 |
18 | Промежуточная аттестация | 1 | Научится применять на практике полученные знания, умения и навыки; анализировать и делать выводы; контролировать свою работу. |
«Повторение» (6 ч.) |
19 | Нумерация. | 1 | Знать последовательность чисел в пределах 1000000,пользоваться изученной терминологией |
20 | Выражения. Равенство. Неравенство. Уравнения. | 1 | Знать последовательность чисел в пределах 1000000, пользоваться изученной терминологией. Уметь решать уравнения |
21, 22 | Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий. | 2 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять сравнение величин по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге |
23 | Величины. | 1 |
24 | Геометрические фигуры. | 1 |
Количество контрольных и проверочных работ.
Вид работы | четверть |
| I | II | III | IV | Кол-во часов |
Контрольные работы | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Проверочные работы | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Итого | 4 | 2 | 4 | 4 | 14 |
Контрольно-оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации
1. Выполни вычисления:
65000 — 8678 56387 + 47918 5098*27 19712 : 64
Выполни проверку в том случае, когда надо было найти произведение.
150131 — 25942 : 7 * 27
2 км 916 м + 4 км 84 м
2. Реши уравнение 456 — х = 7 * 8
Длина участка прямоугольной формы 8 м, а ширина в 2 раза меньше. Найди площадь этого участка.
Два автомобиля одновременно выехали навстречу друг другу. Первый ехал со скоростью 75 км/ч, второй со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние было между ними, если они встретились через 3 часа?
5*. Представь число 60000 в виде произведения двух множителей, каждый из которых делится на 100.