МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| | УТВЕРЖДЕНА Приказ № 281 от «27» августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для 7-9 классов
Предметная область: «ОБЖ»
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 – 9 классов разработана на основе требований к результатам освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Афанасьевская СОШ» с учетом программ, включённых в нее.
Общая характеристика учебного предмета
Одной из важнейших задач обучения является подготовка обучающихся с умственной отсталостью к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни.
В процессе обучения ОБЖ решаются следующие задачи:
• формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Афанасьевская СОШ» из образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» на ОБЖ в 7-9 классах отводится по 1 часу в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения
Минимальный:
- формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- умение правильно оценить ситуацию при возникновении ЧС;
- умение пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана);
- владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
- владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном (добровольное и вынужденное) существовании человека в природной среде;
- владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на природе, особенности подготовки к ним;
-понимание необходимости правил обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе;
-понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- общие представления об основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
-умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
- умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
- общие представления об оказании первой помощи пострадавшим при ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать пострадавшего.
- вырабатывание отрицательного отношения к террористической деятельности, привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
- знание опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера по характерным признакам их появления;
- умение правильно оценить ситуацию при ЧС;
- понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- понимание роли государства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
- понимание необходимости защиты личности в условиях ЧС;
- принимать решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий;
- знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации;
- знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Достаточный:
- формирование навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;
- знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
- владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;
- знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
- владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.
- формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;
- овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе;
- владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в природных условиях;
- умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;
- умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях;
- вырабатывание отрицательного отношения к приему наркотических и других психоактивных веществ;
- знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
- знания об организации подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;
- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
- умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
чрезвычайных ситуациях природного характера;
- знания о терроризме как преступлении, представляющего угрозу национальной безопасности России;
- формирование понятий о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья;
- знание анатомо-физиологических особенностей человека в подростковом возрасте;
- формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим при ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать пострадавшего;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера и умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;
- обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
- владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов, водителя велосипеда;
- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
- понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье; знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
- осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
- умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема курса | Количество часов |
| 7 класс. Основы комплексной безопасности. | 16 |
1 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 3 |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. | 3 |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. | 2 |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. | 5 |
5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. | 3 |
| Защита населения РФ от ЧС. | 8 |
6 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. | 3 |
7 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. | 1 |
8 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. | 3 |
9 | Защита населения от природных пожаров. | 1 |
| Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. | 4 |
10 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. | 4 |
| Основы здорового образа жизни. | 3 |
11 | ЗОЖ и его значение для гармоничного развития человека. | 3 |
| Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 3 |
12 | Первая помощь при неотложных состояниях. | 3 |
| ИТОГО | 34 |
| 8 класс. Основы комплексной безопасности. | 16 |
1 | Пожарная безопасность. | 3 |
2 | Безопасность на дорогах. | 3 |
3 | Безопасность на водоёмах. | 3 |
4 | Экология и безопасность. | 2 |
5 | ЧС техногенного характера и их возможные последствия. | 5 |
| Защита населения РФ от ЧС. | 7 |
6 | Обеспечение защиты населения от ЧС. | 4 |
7 | Организация защиты населения от ЧС техногенного характера. | 3 |
| Основы здорового образа жизни. | 8 |
8 | ЗОЖ и его составляющие. | 8 |
| Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 3 |
9 | Первая помощь при неотложных состояниях. | 3 |
| ИТОГО | 34 |
| 9 класс. Основы комплексной безопасности. | 8 |
1 | Национальная безопасность в России в современном мире. | 4 |
2 | ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России. | 4 |
| Защита населения РФ от ЧС. | 7 |
3 | Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени. | 3 |
4 | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. | 4 |
| Противодействие терроризму и экстремизму в РФ. | 9 |
5 | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия. | 2 |
6 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ. | 3 |
7 | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ. | 2 |
8 | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости. | 2 |
| Основы здорового образа жизни. | 9 |
9 | Здоровье – условие благополучия человека. | 3 |
10 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. | 3 |
11 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. | 3 |
| Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 1 |
12 | Оказание первой помощи. | 1 |
| ИТОГО | 34 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Перечень учебно – методического обеспечения:
А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников, ОБЖ учебник для 5 класса
А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников, ОБЖ учебник для 6 класса
А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников, ОБЖ учебник для 7 класса
А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников, ОБЖ учебник для 8 класса
А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников, ОБЖ учебник для 9 класса
Мультимедийные средства обучения:
Ноутбук,
Мультимедиа проектор
Экран
Колонки
Вещевое имущество:
Манекен для прямого массажа сердца (2 шт.)
Шины для оказания первой помощи при переломе
Селеконовые накладки виде ранений
Противогаз (10 шт)
Аптечка медицинская